Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- учить самостоятельно, умываться;
- пользоваться туалетом;
- воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
- активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
- формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
- культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

Содержание

Введение.…………………………………………………… …………………….3
Глава 1 теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста…………………………………………5
1.1 Формирование культурно – гигиенических навыков и привычек у дошкольников……………………………………………………………… …….5
1.2 Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек ..…………………………………………………………………………………….6
1.3 Гигиеническое воспитание детей…………………………………………..8
1.4 Условия и методы формирования культурно- гигиенических навыков...................................................................................................................11
1.5 Содержание культурно – гигиенических навыков детей второй младшей группы ………………………………………………………………...19
Глава 2 Опытно – экспериментальная группа работа по формированию культурно – гигиенических навыков…………………………………………...22
2.1 Методики по формированию культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста……………………………………………………22
Методика 1 беседа с воспитателем…………………………………………….23
Методика 2 вопросы детям……………………………………………………..25
Выявление уровня К.Г.Н у детей второй младшей группы………………… 26
2.2 методы и приемы формирования К.Г.Н у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….31
2.3 проведение игр - занятий по формированию К.Г.Н у детей 3-4 лет …………………………………………………………………………………….33
Игры – занятия…………………………………………………………………. 34
Анализ проведенных игр и занятий…………………………………………... 35
Заключение…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

     Факультет Дошкольной и социальной педагогики и психологии

 

 

 

                                                          Кафедра дошкольной и социальной      педагогики             

 

ФОРМИРОВАНИЕ

Культурно –  гигиенических навыков у дошкольников

Курсовая работа

 

 

 

                                                                    Выполнила:

                                                                           Паньквоа Ирина Геннадьевна

                                                                           Студентка 722 группы,

                                                                          

 

Научный руководитель:

Судакова  Раиса Владимировна

 

 

 

 Заведующий кафедрой:

Фадеева Марина

Владимировна

Доцент, к.п.н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск 

2013

Оглавление

 

Введение.…………………………………………………… …………………….3

Глава 1  теоретические основы  формирования культурно – гигиенических  навыков у детей дошкольного  возраста…………………………………………5

   1.1 Формирование культурно – гигиенических навыков и привычек у дошкольников……………………………………………………………… …….5

  1.2 Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек ..…………………………………………………………………………………….6

  1.3 Гигиеническое воспитание детей…………………………………………..8

  1.4 Условия и методы  формирования культурно- гигиенических навыков...................................................................................................................11

   1.5 Содержание культурно – гигиенических навыков детей второй младшей группы ………………………………………………………………...19

Глава 2 Опытно – экспериментальная  группа работа по формированию культурно  – гигиенических навыков…………………………………………...22

     2.1 Методики  по формированию культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста……………………………………………………22

Методика 1 беседа с воспитателем…………………………………………….23

Методика 2 вопросы детям……………………………………………………..25

Выявление уровня К.Г.Н  у детей второй младшей группы………………… 26

     2.2 методы и приемы формирования К.Г.Н у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….31

    2.3 проведение игр -  занятий по формированию К.Г.Н у детей 3-4 лет …………………………………………………………………………………….33

Игры – занятия…………………………………………………………………. 34

Анализ проведенных игр и  занятий…………………………………………... 35

Заключение……………………………………………………………………... 37

Список …………………………………………………………………………...39

Приложение…………………………………………………………………….. 40

Введение

 

Важнейшим фактором работоспособности  организма является здоровье. Понятие  здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Программы воспитания и  обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков. [7, 26]

Дошкольный возраст  – это важный период, когда формируется  человеческая личность, закладываются  прочные основы физического здоровья.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются  с самого раннего возраста, при  формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Воспитание у детей  навыков личной гигиены играет важнейшую  роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать  определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. [9, 11]

Цель  - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- учить самостоятельно, умываться;

- пользоваться туалетом;

- воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;

- активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;

- формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;

- культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

Объектом исследования является процесс формирования культурно– гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования – методы формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, которую можно эффективно решить через игровую деятельность, т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, посредством игры малыш лучше запоминает, устанавливает причинно–следственные связи.

 

 

 

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

    1. Формирование культурно гигиенических навыков у дошкольников

 

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время  еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного  к личной гигиене с раннего  возраста, гигиенические процедуры  – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела. [9, 21]

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены  ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года, ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.). [1, 17-19]

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Детей 3-4 лет нужно учить следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом.  Учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно  пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. [20]

 

 

 

1.2   Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек

 

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

К культурно-гигиеническим  навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Физиологической основой  культурно-гигиенических навыков  и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические  навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

На формирование навыков  и привычек оказывают влияние  и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Прочность, гибкость навыков  и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Особое внимание следует  уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей. [6, 72]

Культурно-гигиенические  навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические  навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. [6,74]

В раннем и младшем  дошкольном возрасте дети начинают проявлять  самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. [12,33]

 

 

    1.      Гигиеническое воспитание детей

Воспитание у детей  навыков личной и общественной гигиены  играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье» [11, 12]

 В процессе повседневной  работы с детьми необходимо  стремиться к тому, чтобы выполнение  правил личной гигиены стало  для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Формирование навыков  личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с  воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. [11, 19]

Информация о работе Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников