Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- учить самостоятельно, умываться;
- пользоваться туалетом;
- воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
- активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
- формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
- культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.
Введение.…………………………………………………… …………………….3
Глава 1 теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста…………………………………………5
1.1 Формирование культурно – гигиенических навыков и привычек у дошкольников……………………………………………………………… …….5
1.2 Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек ..…………………………………………………………………………………….6
1.3 Гигиеническое воспитание детей…………………………………………..8
1.4 Условия и методы формирования культурно- гигиенических навыков...................................................................................................................11
1.5 Содержание культурно – гигиенических навыков детей второй младшей группы ………………………………………………………………...19
Глава 2 Опытно – экспериментальная группа работа по формированию культурно – гигиенических навыков…………………………………………...22
2.1 Методики по формированию культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста……………………………………………………22
Методика 1 беседа с воспитателем…………………………………………….23
Методика 2 вопросы детям……………………………………………………..25
Выявление уровня К.Г.Н у детей второй младшей группы………………… 26
2.2 методы и приемы формирования К.Г.Н у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….31
2.3 проведение игр - занятий по формированию К.Г.Н у детей 3-4 лет …………………………………………………………………………………….33
Игры – занятия…………………………………………………………………. 34
Анализ проведенных игр и занятий…………………………………………... 35
Заключение…………………………………………………
13. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.
14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
15. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15
Приложение
Варианты игр
и упражнений для формирования культурно-
гигиенических навыков и
Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки можно использовать следующие маленькие стишки:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Или же:
Водица, водица,
Умой наши лица
Умой наши щечки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот -
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Необходимо включать дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.
Предварительная работа:
Разучивание потешек, чтение отрывков из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Оборудование:
Тазик и кувшин с водой, мыло, полотенце, расческа, зеркало.
Ход занятия:
На столе в группе стоят тазик и кувшин с водой, лежат: мыло, полотенце, расческа (все накрыто покрывалом, рядом лежит зеркало, дети сидят в группе - полукругом.
В группу заходит грязная девочка и плачет.
- Ребята, посмотрите, какая грязная девочка пришла к нам в группу! У нас таких грязнуль нет! Давайте спросим, как её зовут.
Воспитатель вместе с детьми спрашивает девочку, как её зовут.
- Меня зовут Оля.
- Оля, что у тебя случилось, почему ты плачешь?
- Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
-Оля, а ты видела себя в зеркало?
«Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя: (воспитатель подает Оле зеркало)
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя».
- Ребята, а вы хотели бы играть с такой грязнулей?
- Нет! Нет!
- Я думаю, что никто
не захочет играть с тобой.
Ребята, как вы думаете, что
нужно сделать Оле, чтобы
- Умыться! (Хоровые и индивидуальные ответы) .
- Правильно! Мы сегодня утром рано умывались из – под крана.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты одна не умывалась
И грязнулею осталась.
Воспитатель снимает покрывало.
- Ребята, прежде чем намочить руки, что надо Оле сделать?
- Закатать рукава! (Хоровые и индивидуальные ответы) .
Оля закатывает рукава.
- Ребята, давайте Оле поможем, покажем ей, как правильно мыть руки.
Дети закатывают рукава, проводится отрывок из пальчиковой игры «Ладушки- ладошки».
«Мыли мылом ручки. Имитируют мытье рук.
Мыли мылом ножки. Имитируют мытье ног.
Вот какие ладушки, Вытягивают руки вперед, ладошками вверх.
Ладушки- ладошки». Хлопают в ладоши.
-Оля, мочи руки, бери мыло, намыливай руки.
Оля выполняет все действия, воспитатель ей помогает.
- Посмотрите, какие руки стали у Оли, как будто она надела белые перчатки. Ребята, а чем нужно смыть мыло с рук?
- Водой.
Оля смывает мыло с рук.
- Хлюп, хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Оленька,
Мыльной ручкой глаз.
- Ребята, а что теперь должна сделать Оля? Руки она помыла.
- Умыть лицо! (Хоровые и индивидуальные ответы) .
- Оля, ребята тебе покажут, как надо умываться.
Дети имитируют умывание, проговаривая вместе с воспитателем потешку: «Водичка, водичка… »
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель поливает из кувшина на руки Оли. Она умывается.
- Ребята, а что нужно
взять Оле, чтобы вытереть
- Полотенце. (Хоровые и индивидуальные ответы) .
- Оля, полотенце должно быть у каждого свое, поэтому на тебе от наших деток подарок. (Воспитатель подает Оле полотенце) .
Оля берет полотенце и вытирается.
Ребята, посмотрите какая Оля чистая! Какая теперь Оля?
- Чистая! (Хоровые и индивидуальные ответы) .
- Что ещё осталось сделать ей?
- Причесаться!
- Правильно, но расческа тоже должна быть индивидуальная.
Воспитатель подает Оле расческу. Оля причесывается.
- Спасибо, ребята! Вы
меня многому научили. Я
Все вместе читают строчки из стихотворения Мойдодыр»:
«Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок! »
- Вот теперь тебя хвалю я!
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
До свидания!
Игры-упражнения
1. «Вымой кукле руки»
Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.
Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.
Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».
Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Педагог обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».
2. «Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.
Ход игры:
Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Информация о работе Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников