Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- учить самостоятельно, умываться;
- пользоваться туалетом;
- воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
- активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
- формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
- культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.
Введение.…………………………………………………… …………………….3
Глава 1 теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста…………………………………………5
1.1 Формирование культурно – гигиенических навыков и привычек у дошкольников……………………………………………………………… …….5
1.2 Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек ..…………………………………………………………………………………….6
1.3 Гигиеническое воспитание детей…………………………………………..8
1.4 Условия и методы формирования культурно- гигиенических навыков...................................................................................................................11
1.5 Содержание культурно – гигиенических навыков детей второй младшей группы ………………………………………………………………...19
Глава 2 Опытно – экспериментальная группа работа по формированию культурно – гигиенических навыков…………………………………………...22
2.1 Методики по формированию культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста……………………………………………………22
Методика 1 беседа с воспитателем…………………………………………….23
Методика 2 вопросы детям……………………………………………………..25
Выявление уровня К.Г.Н у детей второй младшей группы………………… 26
2.2 методы и приемы формирования К.Г.Н у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….31
2.3 проведение игр - занятий по формированию К.Г.Н у детей 3-4 лет …………………………………………………………………………………….33
Игры – занятия…………………………………………………………………. 34
Анализ проведенных игр и занятий…………………………………………... 35
Заключение…………………………………………………
Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно – гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно–гигиенических навыков, а так же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходима специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно проводить беседу о гигиене. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками. Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса, посылать отдельных детей в младшие группы для оказания помощи во время умывания, одевания. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Практика показывает, что вопросы воспитания культурно - гигиенических навыков не всегда отражаются в календарных планах воспитателей, тогда как они очень важны и нуждаются в конкретизации при планировании. Однако для их реализации требуется достаточно длительное время. В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка. Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имён детей.[4, 99]
Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.
Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм (“Уложи куклу спать”, “Оденем куклу на прогулку”, “Накорми куклу обедом” и т.п.).
Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно – следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.
1.5 Содержание культурно-гигиенических навыков детей второй младшей группы
С переходом в эту
группу программные требования к воспитанию у детей навыков
культуры поведения, планирование воспитательного
процесса, усложняется.
У детей на 4-ом году жизни
продолжают формировать самостоятельность,
умение преодолевать небольшие трудности.
Предъявляется сложные требования к выполнению
действий в ходе режимных процессов, бережному
отношению к игрушкам, к труду старших.
Воспитатель большое внимание должен
уделять формированию у детей и выполнению
ими правил вежливого обращения, организованного
поведения в детском саду, на улице.
Планируя работу, педагог особое
внимание уделяет формированию таких
качеств, как чуткость, внимательность,
предупредительность, тактичность, которые
помогут ребенку видеть и различать состояние
человека, решив, как следует поступить
в конкретном случае, чтобы не причинить
окружающим неприятность.
Большие возможности для воспитания
культуры поведения представляет вечер.
Это время особенно доверительного общения
воспитателя с детьми, разговора по душам.
Непосредственное общение с воспитателем
содействует укреплению привязанности,
доверия к нему ребенка – важнейшего условия
нравственного воспитания. На вечерние
час также могут быть запланированы инсценировки
несложных сюжетов с помощью игрушек.
Содержание таких сценок педагог черпает
из наблюдений, дети с интересом воспринимают
сценки из своей жизни.
Уровень развития детей 4-го года
жизни позволяет несколько усложнить
программные требования к нравственно
направленным играм-занятиям, играм-упражнениям,
инсценировкам. Теперь они строятся так,
чтобы каждое последующее упражнение
опиралось на приобретенный ранее опыт
детей. Тем самым обеспечивается более
быстрое и прочное усвоение навыка.
Принципом проведения игр становится
более широкое, комплексное воздействие
на сознание и нравственные чувства детей,
а также предоставление им возможности
упражняться в совершении нужных действий,
поступков. Постепенно детям предоставляется
все больше самостоятельность, минуя показ
действий, создается возможность для самостоятельных
упражнений в культурном поведении.
Чтобы достичь единства между представлениями
о том, как надо себя вести, и конкретным
поведением ребенка, следует широко использовать
упражнения игрового характера. Детей
очень увлекают, например, игры-упражнения
на закрепление правил этикета в общении
с окружающими взрослыми и детьми.
Упражнения в выполнении действий
по показу воспитателя – своеобразная
и необходимая для формирования навыка
тренировка поведения детей.
Такие упражнения позволяют
обобщить отдельные действия, показать
детям в комплексе, например, процесс умывания.
У них возникает активный интерес, они
называют части, которые следует мыть
и т.п.
Постепенно воспитатель вносит
в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие
развивать содержание игр в соответствии
с приобретенными навыками культурного
поведения. [10, 7]
В результате работы
над теоретической частью, я узнала, что
ещё классики отечественной педагогики
(Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский)
писали, что формирование культурно - гигиенических
навыков - одно из важнейших направлений
в работе с детьми. Современные педагогические
исследования и опыт работы показал, что
главное не упустить благоприятный период,
когда навыки и привычки формируются быстро,
т.е. сенситивный период. Работа по формированию
культурно - гигиенических навыков должна
вестись в непосредственном контакте
с семьёй.
Изучение первоисточников,
позволило углубить знания о значении
культурно-гигиенических навыков в воспитании
ребёнка дошкольного возраста.
Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим
навыкам в процессе игр или же с помощью
художественного слова.
Изучая опыт работы по
формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного
возраста, мне стало известно, что в этом
помогают разные игровые приёмы и методы.
Необходимость опрятности, содержания
в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована
не только требованиями гигиены, но и нормами
человеческих отношений. А человеческие
отношения маленький ребёнок воплощает,
прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной
работе мы отдадим предпочтение разным
игровым приёмам и методам. Проанализировав
опыт работы в журналах “Ребенок в детском
саду” и “Дошкольное воспитание” я пришла
к выводу, что его по данной теме не достаточно.
Культурно-гигиенические навыки
- важная составляющая часть культуры
поведения. Педагоги и родители должны
постоянно помнить, что привитые в детстве
навыки, в том числе культурно-гигиенические,
приносят человеку огромную пользу в течении
всей его последующей жизни. Я убедилась,
что формируя у детей дошкольного возраста
культурно - гигиенические навыки, мы параллельно
влияем на многие психические процессы
в развитии ребёнка, при этом педагог должен
набраться большого терпения и понимания.
Глава 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
2.1 Методики по формированию культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Воспитание культурно-
Контроль над правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно применение различных средств поощрения и наглядных средств для повышения заинтересованности детей. Хорошие результаты дает применение системы М. Монтессори – упражнения в практической жизни. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», – говорила М. Монтессори. Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.
В соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Методика 1
Беседа с воспитателем
Цель: выявить уровень
культурно-гигиенических
Умывание
Прием пищи
Одевание и раздевание
Ответы
Умывание
Детей на умывание организую с помощью просьбы. Часто в процессе умывания используется игра « мыльные перчатки». Дети намыливают руки и показывают у кого белее. В навыке умывания дети самостоятельны и им не требуется помощь. Но присутствие воспитателя необходимо, так как детям нужен взрослый контроль. Методы и приёмы, которые испотльзуютя – показ, контроль, использование поговорок, потешек.
Прием пищи
Дети по указанию воспитателя берут стульчики и садятся за столы. Некоторым детям нужно, что бы их покормили. Все умеют пользоваться столовыми приборами и салфетками. Вместе с няней обращаем внимание на то, как дети ведут себя за столом: правильная поза, использование салфеток, говорить « спасибо», следить за тем, что бы дети во время еды не разговаривали. Также дети помогают няне относить посуду после еды.
Одевание и раздевание
При одевании на прогулку детям нужна незначительная помощь. В основном это застегивание и расстегивание курток, надеть обуви и шапку. Также дети любят одеваться наперегонки. Няня помогает при собирании нас на прогулку. Ребята, кто быстро одевается, могут помочь тем, кто еще не собрался. Некоторые дети даже могут отказываться от помощи.
Исследование проходило на базе ДОУ №91 «Белочка». В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:
- наблюдение за детьми
- беседа с воспитателем
- анализ диагностик
Мной был определены задачи экспериментальной части исследования:
Методика 2
Вопросы детям
Информация о работе Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников