Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- учить самостоятельно, умываться;
- пользоваться туалетом;
- воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
- активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
- формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
- культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.
Введение.…………………………………………………… …………………….3
Глава 1 теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста…………………………………………5
1.1 Формирование культурно – гигиенических навыков и привычек у дошкольников……………………………………………………………… …….5
1.2 Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек ..…………………………………………………………………………………….6
1.3 Гигиеническое воспитание детей…………………………………………..8
1.4 Условия и методы формирования культурно- гигиенических навыков...................................................................................................................11
1.5 Содержание культурно – гигиенических навыков детей второй младшей группы ………………………………………………………………...19
Глава 2 Опытно – экспериментальная группа работа по формированию культурно – гигиенических навыков…………………………………………...22
2.1 Методики по формированию культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста……………………………………………………22
Методика 1 беседа с воспитателем…………………………………………….23
Методика 2 вопросы детям……………………………………………………..25
Выявление уровня К.Г.Н у детей второй младшей группы………………… 26
2.2 методы и приемы формирования К.Г.Н у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….31
2.3 проведение игр - занятий по формированию К.Г.Н у детей 3-4 лет …………………………………………………………………………………….33
Игры – занятия…………………………………………………………………. 34
Анализ проведенных игр и занятий…………………………………………... 35
Заключение…………………………………………………
Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Для этого необходимо:
а) установить объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренный для детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования носовым платком, поддержания порядка в костюме и прическе;
б) выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.
г) выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;
д) выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность;
е) выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь.
Описание методик
Проведение исследования: Проводится наблюдение за детьми в естественных ситуациях.
Цель: выявить сформированность К.Г.Н. у детей
Описание: исследование проводится в естественных условиях во время режимных процессов
Выявление уровня К.Г.Н у детей второй младшей группы
Анализ
.
Ребенок может без помощи |
Умывание |
Поведение за столом |
Одевание и раздевание |
Аккуратность |
Михаил Л. |
Соблюдает правильную последовательность при умывании, руки моет тщательно, вытирает полотенцем |
Умеет пользоваться столовыми приборами, кушает без помощи воспитателя, не отвлекается и не разговаривает |
Одевается и раздевается в основном самостоятельно. Нужна незначительная помощь при застегивании и расстегивании |
Всегда убирает за собой игрушки, помогает другим. Перед сном и прогулкой вещи складывает не аккуратно |
Настя К. |
Моется самостоятельно, без помощи воспитателя, в туалет ходит самостоятельно |
Умеет пользоваться столовыми приборами, ест не совсем аккуратно, забывает пользоваться салфетками |
Одевается и раздевается с помощью взрослого, нужна помощь при одевании колготок и обуви |
Разбрасывает игрушки, одежду складывает неаккуратно |
Матвей В. |
Соблюдает правильную последовательность при умывании, в туалет ходит самостоятельно. |
Ест аккуратно, умеет пользоваться столовыми приборами, не разговаривает во время еды, после еды говорит «спасибо». |
Одевается и раздевается на прогулку с помощью взрослого. |
Игрушки убирает, но не всегда по месту определения. Вещи складывает не аккуратно. |
Полина Б. |
Соблюдает правильную последовательность при умывании, руки моет тщательно, вытирает полотенцем, в туалет ходит самостоятельно. |
Соблюдает правильную позу во время еды. Умеет пользоваться столовыми приборами и салфетками. Говорит «спасибо» после еды. |
Одевается и раздевается с небольшой помощью взрослого. Испытывает затруднение при надевании обуви. |
Ест не аккуратно. Игрушки убирает на место, вещи складывает не аккуратно |
Даниил П. |
Соблюдает правильную последовательность при умывании, умывается самостоятельно. |
Есть почти аккуратно. Умеет пользоваться столовыми приборами. Во Время еды не отвлекается. Говорит спасибо после еды. |
Самостоятельно одевается и раздевается. Нужна небольшая помощь при застегивании и расстегивании, одевании обуви. |
За собой всегда убирает, вещи складывает не аккуратно |
Георгий М. |
Соблюдает правильную последовательность при умывании, без напоминания воспитателя. В туалет ходит самостоятельно. |
Умеет пользоваться столовыми приборами и салфетками. Отвлекается и разговаривает во время еды. Говорит «спасибо» после еды. |
Одевается и
раздевается с небольшой |
Вещи складывает на место, одежду вешает не очень аккуратно. |
Ксюша В. |
Соблюдает правильную последовательность при умывании, умывается без помощи воспитателя. В туалет ходит самостоятельно. |
Умеет пользоваться столовыми приборами. Ест аккуратно. Соблюдает правильную позу, без напоминания воспитателя. Говорит «спасибо» после еды. Относит посуду после обеда. |
Одевается и раздевается с небольшой помощью взрослого. Нужна помощь при одевании обуви. |
Всегда убирает за собой игрушки, помогает в этом другим детям. Вещи складывает не аккуратно |
Валера Г. |
Знает правильную последовательность при умывании. Умывается быстро. В туалет ходит самостоятельно. |
Умеет пользоваться столовыми приборами . Ест почти аккуратно. Умеет пользоваться салфеткой. Говорит «спасибо» после еды. |
При одевании и раздевании соблюдает определенную последовательность. Нужна помощь при застегивании и расстегивании. |
Вещи складывает аккуратно |
Настя Д. |
Соблюдает правильную последовательность при умывании. В туалет ходит самостоятельно. |
Умеет пользоваться столовыми приборами. Ест почти аккуратно. Соблюдает правильную позу, и пользоваться салфеткой. Говорит «спасибо» после еды. |
Одевается и раздевается самостоятельно. Нужна помощь при застегивании и расстегивании одежды и обуви. |
Одежду складывает и вешает не аккуратно. |
Даниил М. |
Соблюдает правильную последовательность при умывании. В туалет ходит самостоятельно. |
Умеет пользоваться столовыми приборами и салфетками. Ест почти аккуратно. Иногда забывает говорить « спасибо» после еды. Убирает за собой посуду. |
Нужна небольшая помощь при одевании и раздевании. Испытывает затруднения при надевании обуви и шарфа. |
Вещи складывает и вешает не аккуратно. Любит разбрасывать игрушки и не убирать их на место. |
Ваня С. |
Соблюдает правильную
последовательность при |
Умеет пользоваться столовыми приборами. Отвлекается и разговаривает во время еды. Ест не аккуратно. Пользуется салфеткой, говорит «спасибо» после еды. |
Одевается и раздевается
с небольшой помощью |
Не всегда убирает игрушки. Вещи складывает не аккуратно. |
Тася Т. |
Нужна небольшая помощь при умывании. Знает правильную последовательность. В туалет ходит самостоятельно. |
Умеет пользоваться столовыми приборами. Отвлекается во время еды. Ест не аккуратно. Не всегда говорит «спасибо». |
Одевается и раздевается с помощью воспитателя. Недостатки во внешнем виде исправляет только по замечанию воспитателя. |
Игрушки не убирает на место. Вещи складывает не аккуратно |
Назар И. |
Соблюдает правильную последовательность при умывании. Умывается самостоятельно. В туалет ходит самостоятельно. |
Умеет пользоваться столовыми приборами. Ест аккуратно. Соблюдает правильную позу во время еды. Пользуется салфеткой и говорит «спасибо» после еды. |
Одевается и раздевается самостоятельно. |
Вещи складывает не аккуратно. Убирает игрушки на место. |
Вывод: проанализировав данную таблицу и беседу с воспитателем, можно сделать вывод, что К.Г.Н у детей в основном сформированы и соответствуют возрасту. Почти все дети испытывают трудности только в одевании и раздевании, а также в аккуратности складывании вещей.
2.2 Методы и приемы формирования у детей дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков
-личный пример взрослых
-непосредственно
-показ
-объяснение
-пояснение
-поощрение
-беседы
-упражнения в действиях
-дидактические игры
-потешки
-стихотворения
-пословицы, поговорки
-игровые приемы
-викторины, развлечения
-прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)
КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
-Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
-Пережевывать пищу с закрытым ртом;
-Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
-Благодарить;
-Пользоваться только своим прибором.
МЫТЬЕ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
-Мыть лицо, уши, руки
-Закатать рукава;
-Смочить руки;
-Взять мыло, намыливать до появления пены;
-Смыть мыло;
-Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
-Пользоваться расческой.
СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
-Расстегнуть пуговицы;
-Снять платье (брюки);
-Аккуратно повесить;
-Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;
-Снять обувь;
-Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
-Надеть в обратной последовательности.
ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
- организация привлекательной и удобной для выполнения действий и -- заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
- разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
-многократные упражнения
детей в действиях с
- индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
- организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
- безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
2.3 Проведение игр – занятий по формированию культурно – гигиенических навыков у детей 3-4 лет
Цель: Провести игры- занятия, способствующие формированию КГН у детей.
Задачи:
Игры – занятия
1.«Что нужно кукле!»
Цель:: упражнять культурно-гигиенические
навыки.
Пособия: картинки с изображением
предметов, используемых при умывании,
еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце,
зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка,
лента для волос, скатерть, ваза, поднос,
кружка, ложка, тарелка, столовый прибор,
носки, ботинки, шапочка, платье, блузка,
юбка, перчатки, курточка).
2.«Что ты можешь о них сказать!»
Цель: познакомиться с предметами гигиены
и их использованием.
Пособия: Гребень, щетка
для ногтей, мыло, полотенце, умывальник,
ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
3. «Перемешанные картинки»
Цель:: Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Пособия: Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.
4. Игра "Водичка, водичка!"
Цель: : воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Пособия: две куклы.
5. "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Пособия: детское мыло, полотенце.
6. Занятие "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Пособия: зеркало, расческа, нарядная кукла.
7. Игра "Приведи куклу в порядок"
Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Пособия: кукла, кукольная одежда.
8. Игра "Найди пару"
Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
Пособия: обувь - сапоги, ботинки, кукла.
9. Игра "Оденем кукол"
Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.
Пособия: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.
Анализ проведенных игр и занятий
Игры направлены на формирование навыков личной гигиены, умение детей выглядеть всегда опрятным, замечать неполадки в своей одежде. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Также для успешного и прочного закрепления навыков культурного поведения можно применять различные стихи по данной тематике.
Выводы:
- в целом поставленные задачи и цели решены
- необходимо продолжать проведение игр для улучшения КГН
- можно использовать индивидуальные игры с детьми
- использовать различные педагогические приемы
- дети должны видеть результаты своих действий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.
Прежде всего, необходимо
вызвать у детей желание
Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе ДОУ № 91 . В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, подтвердилась.
Воспитание культурно-
Список используемой литературы
1.Бархатова Л. Воспитание
2. . Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991
3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.
4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
5. . Воспитателю о работе с семьёй. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
7. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: издат. центр «Академия», 1998.
8. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
9. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
10. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007
11.Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
12. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с
Информация о работе Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников