Формирование культуры поведения будущих специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения»…………………………..
Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………………………
Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике……………………………………………………………….
Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста.....
Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса
Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста………………………………24

Заключение …………………………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.25 Кб (Скачать файл)

Как известно, в деятельности человека воплощается, не только достигнутый  уровень умений и навыков, раскрытия  способностей, но и степень развития творческих установок, готовность реализовать всю профессиональную культуру. Поэтому в профессиональной культуре того или иного специалиста находит свое отражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его культура. Таким образом, уровень профессиональной культуры является той основной характеристикой личности будущего специалиста, которая не только будет определять уровень и качество мастерства в определённой трудовой деятельности, но и позволит молодому человеку с творческим походом относится к своей работе, уважать труд окружающих людей.

Высокий уровень профессиональной культуры позволяет специалисту  владеть ситуацией в любых  условиях и при этом всегда оставаться человеком с большой буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические предпосылки  формирования профессиональной  культуры поведения будущего  специалиста

 

 

    1. Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения»

 

 

Продвижение к дефиниции которого согласно законам формальной логики осуществляется по следующей траектории: культура + поведение + культура поведения + профессиональная культура + профессиональная культура поведения.

В параграфе понятие «культура» уточняется в аспекте того влияния, которое она оказывает на человека, его поведение и характеризуется  как совокупность поведенческих  актов, приобретаемых в процессе инкультурации (В.П.Большаков, Л.С.Выготский, В.А.Головашин и другие). С опорой на известные в психологии теории о природе поведения (С.Ф. Анисимов, А.Бандура, У.Мишел, Ж.Пиаже, Г.Салливан, Б.Скиннер Э.Торндайк, Дж.Б.Уотсон и другие) данный феномен характеризуется как «функция поведения социального целого» (Л.С.Выготский). В параграфе отмечается, что поведение человека не является хаотическим, а представляет собой сложную ценностную систему поступков, в основе которых лежит образ поведения, определяемый ценностями, образцами предпочтительного поведения, свойственными определенной группе лиц, например, представителям профессионального сообщества. Это указывает на то, что поведение человека есть продукт социализации, в том числе, - обучения и воспитания.[50,c34]

На основе анализа идей С.Ф.Шатилова о модусе субъективности, М.Л.Князевой о культурном модусе личности, А.Р.Фонарева о модусе жизнедеятельности делается вывод о том, что поведение предстает в качестве модуса существования личности. Выбор стратегии поведения личности на основе общепризнанных принципов, норм и ценностных ориентиров возможен за счет такого личностного конструкта, как модус поведения (А.Г.Асмолов, Б.В.Зейгарник, О.А.Патрова, К.Ясперс). Таким образом, модус поведения определяется как взаимосвязанные действия, совершаемые личностью на основе признанных принципов, норм и ценностных ориентиров, влияющих на формируемый образ поведения и характер совершаемых ею поступков, и, соответственно, определяющих выбор стратегии ее поведения.

Понятие «культура поведения» поясняется в параграфе за счет соотнесения  модуса поведения с культурным контекстом поступков личности. Это позволяет  истолковать данное понятие через  характеристику культурного модуса поведения как характера поступков  личности, взаимосвязанных действий, совершаемых ею в процессе собственной  жизнедеятельности на основе культуро-обусловленных принципов, норм, правил, ценностных ориентиров и образцов предпочтительного поведения.

Профессиональная культура в параграфе рассматривается  как совокупность приобретенных  общих моделей поведения на основе принятия ценностных ориентиров, норм и правил профессионального поведения, присущих тому или иному профессиональному  сообществу (М.Ю.Ананченко, В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, А.А.Деркач, Э.Ф.Зеер, И.Ф.Исаев, В.Кербер, Е.А.Климов, В.В.Краевский, Н.Б.Крылова, Р.Г.Минзарипов, А.Р.Фонарев  и другие). Отмечается, что профессиональная культура как один из важнейших социокультурных  факторов становления человека обогащает  его поведение особыми профессиональными  смыслами.

В этой связи понятие «профессиональная  культура поведения» истолковывается  на основе соотнесения модуса поведения  с культурным и профессиональным контекстом поступков личности и  эксплицируется через характеристику профессионально-культурного модуса поведения личности как взаимосвязанных  действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного  поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности. Профессионально-культурному модусу поведения личности присущи изменения под влиянием социокультурных факторов, то есть происходит его становление.[23,c42]

 

 

1.2 Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста

 

 

Охарактеризована сущность профессионального гуманитарного образования, описаны требования, предъявляемые к специалисту гуманитарного профиля, анализируются особенности его профессиональной деятельности, на основании чего уточняется значимость формирования профессиональной культуры поведения в контексте данного образования.

Анализ идей К.А.Абульхановой-Славской, А.Г.Асмолова, М.М.Бахтина, М.Н.Берулавы, Г.Ж.Гамузова, А.С.Запесоцкого, А.Ф.Костюкович, В.В.Краевского, А.А.Леонтьева, Т.Н.Литвиновой, Н.И.Черновой и других позволяет профессиональное гуманитарное образование рассматривать как систему целенаправленного обогащения знаний будущего специалиста в гуманитарной области, освоения им лучших социально-значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия с целью развития его гуманитарных устремлений и исполнение им профессиональных функций в сфере «человек-человек».

На основе изучения научных трудов И.Ф.Исаева, А.А.Деркача, В.И.Слободчикова, А.М.Столяренко будущий специалист гуманитарного профиля рассматривается как субъект учебно-профессиональной деятельности, овладевающий необходимыми знаниями, умениями, навыками в гуманитарной области в их целостности и органической взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью в сфере «человек-человек».

Согласно анализу «Государственных образовательных стандартов высшего  профессионального образования», определяющих требования к уровню профессиональной подготовленности лиц, успешно завершивших  обучение по гуманитарной специальности  и с опорой на квалификацию профессий Е.А.Климова, в параграфе описывается портрет специалиста гуманитарного профиля. Его структура отражает профессионально-направленное гуманитарное мировоззрение, профессиональную компетентность и профессионально значимые качества: духовность, творчество, интеракцию.[41,c23]

На основе анализа компонентов  структуры портрета специалиста  гуманитарного профиля и предъявляемых  к нему требований в качестве одной  из основных особенностей профессиональной деятельности специалиста гуманитарного  профиля выделяется межличностное  взаимодействие. Продуктивность данного  взаимодействия в процессе осуществления  профессиональных целей и задач  определяется соответствием стратегии  поведения специалиста гуманитарного  профиля ценностным ориентирам и  нормам профессиональной культуры (Г.В.Елизарова, Г.И.Чижакова). Это подчеркивает важность принятия будущим специалистом гуманитарного профиля ценностных ориентиров и смыслов профессиональной культуры поведения, что отражает значимость ее формирования в процессе получения им профессионального гуманитарного образования.[32,c16]

 

 

    1.  Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике

 

 

Посвящен конкретизации педагогической сущности данного процесса, теоретическому обоснованию педагогических условий, способствующих его результативности.

Анализ идей о междисциплинарном  понятии «формирование» позволяет  сделать вывод о том, что педагогическая сущность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста  гуманитарного профиля заключается  в становлении его профессионально-культурного  модуса поведения. В этой связи в  параграфе рассматривается понятие  «становление» в различных интерпретациях (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Е.И.Исаев, В.Е.Кемеров, В.И.Слободчиков и другие), анализируются  идеи профессионально-культурного  становления личности будущего специалиста, изложенные в работах Е.В.Бондаревской, В.В.Игнатовой, В.С.Нургалеева, О.А.Шушериной  и других ученых. На основе данного  анализа, экспликации понятий «профессионально-культурный модус поведения» и «профессиональное гуманитарное образование» конкретизируется с педагогической точки зрения сущность понятия «становление профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля». Это процесс обретения им смысла поступков как взаимосвязанных действий и их преобразование на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, что обеспечивается осмыслением гуманитарно-профессиональных знаний, ориентированием на гуманистические ценности и освоением лучших социально-значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия в сфере «человек-человек».

С учетом основных требований личностно-ориентированного подхода  к диагностике М.И.Шиловой в  основу диагностического аппарата исследования положен творческий, интерактивный  и духовный критерии. Характеристики творческого критерия связаны с  ориентированностью будущего специалиста  на ценности созидания и творчества, приумножение и творческое осмысление нового профессионального опыта, что  находит свое выражение в познании способов культуроосвоения и культуросозидания, отказе от штампов и стереотипов  в поведении в учебно-профессиональной деятельности. Ориентированность будущего специалиста на освоение тактик продуктивного  взаимодействия с коммуникантом  в процессе учебно-профессиональной деятельности, их критическое оценивание и сравнение с культурными  образцами находит свое выражение  в тактических действиях по отношению  к другим, осуществлении рефлексии по поводу собственной стратегии взаимодействия, что характеризует интерактивный критерий. Характеристики духовного критерия связаны с ориентированностью будущего специалиста в профессионально-культурной деятельности на гуманистические ценности как основополагающие, что находит свое выражение в активном и самостоятельном освоении гуманитарно-профессиональных знаний, критическом оценивании своих поступков сквозь призму лучших социально-значимых культурных образцов поведения.

Выделение уровневых характеристик  профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста  гуманитарного профиля осуществляется с учетом идей М.Бланшо, Д.Кребса, Е.Левинаса, М.Хайдеггера, К.Харта и в результате чего в параграфе описываются  потребностно-прагматический, функционально-нормативный  и созидательно-альтруистический уровни проявления профессионально-культурного  модуса поведения. К ключевым характеристикам потребностно-прагматического уровня относятся стремление из всего извлечь собственную выгоду, пользу, озабоченность собственной карьерой, пренебрежение интересами другого; к функционально-нормативному - осуществление профессиональной деятельности и совершение поступков лишь в рамках оговоренных обязанностей, необходимых для выполнения надлежащей работы; к созидательно-альтруистическому - готовность и желание служить обществу посредством добросовестного осуществления своей профессиональной деятельности, творческое привнесение в нее образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования в параграфе  проанализированы: учебное моделирование (В.Н.Введенский, В.П.Беспалько, B.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Н.Л.Селиванова и другие); обогащение деятельности и поведения будущего специалиста профессионально-культурными смыслами (Л.С. Выготский, В.В.Волков, Э.Ф.Зеер, Е.А.Мухамедвалеева и другие); роль профессиональной рефлексии в формировании ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре (А.А.Бизяева, А.А.Бодалев, А.К.Маркова, И.Н.Семенов, C.Ю.Степанов и другие). На основе данного анализа аргументируется выбор гипотетически обозначенных педагогических условий формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля: последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения; обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста; активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста.[13,c14]

 

 

1.4 Понятие профессиональной культуры поведения

 

 

Понятие «профессиональная  культура поведения» истолковывается  на основе выявления сущности «поведения»  как модуса существования личности и соотнесения его с культурным и профессиональным контекстом поступков  личности. Это позволяет эксплицировать данное понятие через характеристику профессионально-культурного модуса поведения личности как взаимосвязанных  действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности.

Педагогическая сущность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста  гуманитарного профиля заключается  в становлении его профессионально-культурного модуса поведения, процессе обретения им смысла поступков как взаимосвязанных действий и их преобразование на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, что обеспечивается осмыслением гуманитарно-профессиональных знаний, ориентированием на гуманистические ценности и освоением лучших социально-значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия в сфере «человек-человек».

Критериями становления  профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста  гуманитарного профиля являются творческий, духовный, интерактивный. Творческий критерий характеризуется  ориентированностью на ценности созидания  и творчества, приумножение и творческое осмысление нового профессионального опыта, что находит свое выражение в познании способов культуроосвоения и культуросозидания, отказе от штампов и стереотипов в поведении в учебно-профессиональной деятельности. Интерактивный критерий отражает ориентированность на освоение тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности, их критическое оценивание и сравнение с культурными образцами, что находит свое выражение в тактических действиях по отношению к Другим, осуществлению рефлексии по поводу собственной стратегии взаимодействия. Духовный критерий характеризуется ориентированностью будущего специалиста в профессионально-культурной деятельности на гуманистические ценности как основополагающие, что находит свое выражение в активном и самостоятельном освоении гуманитарно-профессиональных знаний, критическом оценивании своих поступков сквозь призму лучших социально-значимых культурных образцов поведения.

В качестве уровней проявления профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста  гуманитарного профиля определены: созидательно-альтруистический, функционально-нормативный, потребностно-прагматический. Созидательно-альтруистический уровень проявляется в готовности и желании служить обществу посредством добросовестного осуществления своей профессиональной деятельности, в творческом привнесении в нее образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре; функционально-нормативный - в осуществлении профессиональной деятельности и совершении поступков лишь в рамках оговоренных обязанностей, необходимых для выполнения надлежащей работы; потребностно-прагматический в стремлении к материальному благополучию, из всего извлечь собственную выгоду, пользу, в озабоченности собственной карьерой.

Информация о работе Формирование культуры поведения будущих специалистов