Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа
В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.
Введение……………………………………………………………….
Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения»…………………………..
Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………………………
Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике……………………………………………………………….
Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста.....
Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса
Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста………………………………24
Заключение …………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………….31
Как известно, в деятельности человека воплощается, не только достигнутый уровень умений и навыков, раскрытия способностей, но и степень развития творческих установок, готовность реализовать всю профессиональную культуру. Поэтому в профессиональной культуре того или иного специалиста находит свое отражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его культура. Таким образом, уровень профессиональной культуры является той основной характеристикой личности будущего специалиста, которая не только будет определять уровень и качество мастерства в определённой трудовой деятельности, но и позволит молодому человеку с творческим походом относится к своей работе, уважать труд окружающих людей.
Высокий уровень профессиональной культуры позволяет специалисту владеть ситуацией в любых условиях и при этом всегда оставаться человеком с большой буквы.
1 Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Продвижение к дефиниции которого согласно законам формальной логики осуществляется по следующей траектории: культура + поведение + культура поведения + профессиональная культура + профессиональная культура поведения.
В параграфе понятие «культура»
уточняется в аспекте того влияния,
которое она оказывает на человека,
его поведение и
На основе анализа идей С.Ф.Шатилова о модусе субъективности, М.Л.Князевой о культурном модусе личности, А.Р.Фонарева о модусе жизнедеятельности делается вывод о том, что поведение предстает в качестве модуса существования личности. Выбор стратегии поведения личности на основе общепризнанных принципов, норм и ценностных ориентиров возможен за счет такого личностного конструкта, как модус поведения (А.Г.Асмолов, Б.В.Зейгарник, О.А.Патрова, К.Ясперс). Таким образом, модус поведения определяется как взаимосвязанные действия, совершаемые личностью на основе признанных принципов, норм и ценностных ориентиров, влияющих на формируемый образ поведения и характер совершаемых ею поступков, и, соответственно, определяющих выбор стратегии ее поведения.
Понятие «культура поведения»
поясняется в параграфе за счет соотнесения
модуса поведения с культурным контекстом
поступков личности. Это позволяет
истолковать данное понятие через
характеристику культурного модуса
поведения как характера
Профессиональная культура
в параграфе рассматривается
как совокупность приобретенных
общих моделей поведения на основе
принятия ценностных ориентиров, норм
и правил профессионального поведения,
присущих тому или иному профессиональному
сообществу (М.Ю.Ананченко, В.П.Беспалько,
Е.В.Бондаревская, А.А.Деркач, Э.Ф.Зеер,
И.Ф.Исаев, В.Кербер, Е.А.Климов, В.В.Краевский,
Н.Б.Крылова, Р.Г.Минзарипов, А.Р.Фонарев
и другие). Отмечается, что профессиональная
культура как один из важнейших социокультурных
факторов становления человека обогащает
его поведение особыми
В этой связи понятие «
1.2 Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Охарактеризована сущность профессионального гуманитарного образования, описаны требования, предъявляемые к специалисту гуманитарного профиля, анализируются особенности его профессиональной деятельности, на основании чего уточняется значимость формирования профессиональной культуры поведения в контексте данного образования.
Анализ идей К.А.Абульхановой-Славской, А.Г.Асмолова, М.М.Бахтина, М.Н.Берулавы, Г.Ж.Гамузова, А.С.Запесоцкого, А.Ф.Костюкович, В.В.Краевского, А.А.Леонтьева, Т.Н.Литвиновой, Н.И.Черновой и других позволяет профессиональное гуманитарное образование рассматривать как систему целенаправленного обогащения знаний будущего специалиста в гуманитарной области, освоения им лучших социально-значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия с целью развития его гуманитарных устремлений и исполнение им профессиональных функций в сфере «человек-человек».
На основе изучения научных трудов И.Ф.Исаева, А.А.Деркача, В.И.Слободчикова, А.М.Столяренко будущий специалист гуманитарного профиля рассматривается как субъект учебно-профессиональной деятельности, овладевающий необходимыми знаниями, умениями, навыками в гуманитарной области в их целостности и органической взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью в сфере «человек-человек».
Согласно анализу «
На основе анализа компонентов
структуры портрета специалиста
гуманитарного профиля и
Посвящен конкретизации педагогической сущности данного процесса, теоретическому обоснованию педагогических условий, способствующих его результативности.
Анализ идей о междисциплинарном
понятии «формирование» позволяет
сделать вывод о том, что педагогическая
сущность формирования профессиональной
культуры поведения будущего специалиста
гуманитарного профиля
С учетом основных требований
личностно-ориентированного подхода
к диагностике М.И.Шиловой в
основу диагностического аппарата исследования
положен творческий, интерактивный
и духовный критерии. Характеристики
творческого критерия связаны с
ориентированностью будущего специалиста
на ценности созидания и творчества,
приумножение и творческое осмысление
нового профессионального опыта, что
находит свое выражение в познании
способов культуроосвоения и культуросозидания,
отказе от штампов и стереотипов
в поведении в учебно-
Выделение уровневых характеристик
профессионально-культурного
В соответствии с целью и гипотезой исследования в параграфе проанализированы: учебное моделирование (В.Н.Введенский, В.П.Беспалько, B.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Н.Л.Селиванова и другие); обогащение деятельности и поведения будущего специалиста профессионально-культурными смыслами (Л.С. Выготский, В.В.Волков, Э.Ф.Зеер, Е.А.Мухамедвалеева и другие); роль профессиональной рефлексии в формировании ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре (А.А.Бизяева, А.А.Бодалев, А.К.Маркова, И.Н.Семенов, C.Ю.Степанов и другие). На основе данного анализа аргументируется выбор гипотетически обозначенных педагогических условий формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля: последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения; обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста; активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста.[13,c14]
1.4 Понятие профессиональной культуры поведения
Понятие «профессиональная
культура поведения» истолковывается
на основе выявления сущности «поведения»
как модуса существования личности
и соотнесения его с культурным
и профессиональным контекстом поступков
личности. Это позволяет эксплицировать
данное понятие через характеристику
профессионально-культурного
Педагогическая сущность
формирования профессиональной культуры
поведения будущего специалиста
гуманитарного профиля
Критериями становления
профессионально-культурного
В качестве уровней проявления
профессионально-культурного
Информация о работе Формирование культуры поведения будущих специалистов