Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа
В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.
Введение……………………………………………………………….
Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения»…………………………..
Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………………………
Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике……………………………………………………………….
Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста.....
Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса
Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста………………………………24
Заключение …………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………….31
В качестве основных педагогических методов и приемов реализации разработанного модуля используются задания креативно-рефлексивного, интерактивно-рефлексивного и духовно-рефлексивного видов, аналитическая работа с фрагментами видеофильмов, «профессиональными зарисовками», написание эссе, организация социоролевых ситуаций, лекции-дискуссии, лекции-беседы, мини-диспуты, игры, проведение внеаудиторных занятий на базе социальных служб, благотворительных организаций, переводческих центров, практико-ориентированные, интерактивно-поведенческие, креативно-поведенческие, духовно-поведенческие задания и другие. Большое внимание уделяется осознанному осуществлению стратегий и тактик культурного взаимодействия будущего специалиста с коммуникантом в учебно-профессиональной деятельности, а также в период учебно-производственной практики.
В целом по окончанию реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение» у студентов наблюдается ориентированность на духовно-творческие ценности, освоение и творческое преобразование тактик продуктивного взаимодействия, что выражается в предрасположенности и стремлению к гармоничному взаимодействию с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности.
2.3 Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Обращается внимание на то, что профессионально необходимым является овладение им основными механизмами саморегуляции. Организация экспериментальной работы в данном направлении осуществлялась одновременно с созданием первых двух педагогических условий и связывалась с непосредственной разработкой комплекса заданий на рефлексию профессионально-культурного модуса поведения, включающего два типа заданий: умозрительного и императивного характера. Задания умозрительного типа делятся на два вида: интуитивистского и рационалистического. Задания интуитивистского вида связаны с тем, что посредством интуитивного созерцания описываются признаки профессионально-культурного модуса поведения, гипотетически антиципируется поступок. Задания рационалистического вида предполагают размышление о различных проявлениях, характеризующих профессионально-культурный модус поведения специалиста гуманитарного профиля и соотнесение их с профессиональными нормами и правилами. Реализуются данные задания посредством использования отрывков художественного и научного текстов, видеофрагментов, фактов производственной практики и анализа собственного поведения в учебно-профессиональной деятельности.[19,c56]
Задания императивного типа
соответствуют определенному
Проведенный сравнительный
анализ результатов формирования профессиональной
культуры поведения будущего специалиста
в группах с использованием многофункционального
критерия (р Фишера показал значимую
позитивную динамику проявления профессионально-культурного
модуса поведения будущих специалистов
гуманитарного профиля. Позитивная
динамика была зафиксирована в
Понятие «профессиональная культура поведения» эксплицировано за счет выявления сущности «поведения» как модуса существования личности и истолкования профессионально-культурного модуса, поведения как взаимосвязанных действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности.[15,c61]
Выявлено, что педагогическая
сущность формирования профессиональной
культуры поведения будущего специалиста
гуманитарного профиля состоит
в организации становления его
профессионально-культурного
В качестве критериев становления
профессионально-культурного
Доказано, что формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста как результативный педагогический процесс обеспечивается созданием и реализацией педагогических условий: последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения; обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста; активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста. Данные педагогические условия в единстве и взаимосвязи способствуют сознанию будущим специалистом гуманитарного профиля значимости профессиональной культуры поведения как признака высококвалифицированного .специалиста; ориентированию его на духовно-творческие ценности, освоению нетворческому преобразованию им тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности; побуждению Идущего специалиста к переосмыслению стереотипов собственного поведения ъ точки зрения проявлений интерактивных, духовных и творческих качеств.
Приоритетным направлением дальнейшего исследования считаю поиск педагогических путей и условий формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста за счет рассмотрения становления профессионально-культурного модуса поведения специалистов технического и естественно-научного профилей.[14,c64]
Анализ научных источников,
образовательной практики вуза показывает,
что поведенческому аспекту профессиональной
подготовки будущего специалиста, в
том числе подготовки специалиста
гуманитарного профиля, в его
культурном контексте уделяется
недостаточно внимания. В этой связи
возникает объективная
Основные аспекты данной проблемы отражены в противоречиях между:
- требованиями общества
к новому качеству подготовки
будущего специалиста,
- ориентированностью
- потребностью будущего
специалиста в успешной
Заключение курсовой работы
Последовательное включение
будущего специалиста в моделирование
профессионально-культурного
Обогащение культурными
смыслами профессионального поведения
будущего специалиста обеспечивается
за счет разработки и реализации интегрированного
практико-ориентированного образовательного
модуля «Профессиональная культура
и поведение». Реализация данного
модуля способствует ориентированию студента
на освоение духовно-творческих ценностей,
усвоение и творческое преобразование
им тактик продуктивного взаимодействия
с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной
деятельности. Выполнение в рамках
модуля специально разработанных практико-
Активизация рефлексии профессиональной
культуры поведения будущего специалиста
достигается за счет разработки и
выполнения заданий на рефлексию
профессионально-культурного
Учитывая актуальность решения
проблемы поиска, создания и реализации
педагогических условий формирования
профессиональной культуры поведения
будущего специалиста в процессе
его профессионального
Научный анализ понятий «культура»,
«поведения», «модус поведения», «культурный
модус поведения», «профессиональная
культура», «профессионально-культурный
модус поведения», «профессиональное
гуманитарное образование», «становление
профессионально-культурного
Понятие «профессиональная
культура поведения» истолковано на
основе выявления сущности «поведения»
как модуса существования личности
и соотнесения его с культурным
и профессиональным контекстом поступков
личности. Это позволяет эксплицировать
данное понятие через характеристику
профессионально-культурного
Определено, что педагогическая
сущность формирования профессиональной
культуры поведения будущего специалиста
гуманитарного профиля
В качестве критериев становления профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля выделены творческий, духовный, интерактивный. Приумножение и творческое осмысление будущим специалистом гуманитарного профиля^ нового профессионального опыта, его ориентированность на ценности созидания и творчества характеризует творческий критерий и находит выражение в познании способов культуроосвоения и культуросозидания, отказе от штампов и стереотипов в поведении в учебно-профессиональной деятельности. Ориентированность будущего специалиста в профессионально-культурной деятельности на гуманистические ценности как основополагающие, выражающаяся в активном и самостоятельном освоении гуманитарно-профессиональных знаний, критическом оценивании своих поступков сквозь призму лучших социально-значимых культурных образцов поведения, характеризует духовный критерий.
Информация о работе Формирование культуры поведения будущих специалистов