Формирование культуры поведения будущих специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения»…………………………..
Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………………………
Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике……………………………………………………………….
Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста.....
Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса
Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста………………………………24

Заключение …………………………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.25 Кб (Скачать файл)

 

В качестве основных педагогических методов и приемов реализации разработанного модуля используются задания  креативно-рефлексивного, интерактивно-рефлексивного  и духовно-рефлексивного видов, аналитическая  работа с фрагментами видеофильмов, «профессиональными зарисовками», написание  эссе, организация социоролевых ситуаций, лекции-дискуссии, лекции-беседы, мини-диспуты, игры, проведение внеаудиторных занятий  на базе социальных служб, благотворительных  организаций, переводческих центров, практико-ориентированные, интерактивно-поведенческие, креативно-поведенческие, духовно-поведенческие задания и другие. Большое внимание уделяется осознанному осуществлению стратегий и тактик культурного взаимодействия будущего специалиста с коммуникантом в учебно-профессиональной деятельности, а также в период учебно-производственной практики.

В целом по окончанию реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная  культура и поведение» у студентов  наблюдается ориентированность  на духовно-творческие ценности, освоение и творческое преобразование тактик продуктивного взаимодействия, что  выражается в предрасположенности  и стремлению к гармоничному взаимодействию с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности.

 

 

2.3 Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста

 

 

Обращается внимание на то, что профессионально необходимым является овладение им основными механизмами саморегуляции. Организация экспериментальной работы в данном направлении осуществлялась одновременно с созданием первых двух педагогических условий и связывалась с непосредственной разработкой комплекса заданий на рефлексию профессионально-культурного модуса поведения, включающего два типа заданий: умозрительного и императивного характера. Задания умозрительного типа делятся на два вида: интуитивистского и рационалистического. Задания интуитивистского вида связаны с тем, что посредством интуитивного созерцания описываются признаки профессионально-культурного модуса поведения, гипотетически антиципируется поступок. Задания рационалистического вида предполагают размышление о различных проявлениях, характеризующих профессионально-культурный модус поведения специалиста гуманитарного профиля и соотнесение их с профессиональными нормами и правилами. Реализуются данные задания посредством использования отрывков художественного и научного текстов, видеофрагментов, фактов производственной практики и анализа собственного поведения в учебно-профессиональной деятельности.[19,c56]

 

Задания императивного типа соответствуют определенному нравственному  предписанию, отражающему профессионально-культурный модус поведения и побуждают  студента к его рефлексии. Данные задания представлены видами: креативно-рефлексивные, интерактивно-рефлексивные и духовно-рефлексивные, при решении которых широко используются игры, социоролевые ситуации, различные упражнения, ведение дневника разговоров и другое. В целом все типы и виды заданий ориентируют будущего специалиста гуманитарного профиля на рефлексию проявлений/не проявлений духовно-творческих и интерактивных качеств, как качеств характеризующих профессионально-культурный модус его поведения. Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста как педагогическое условие позволяет сделать ее регулярной, самостоятельно осуществляемой и осознанной.

Проведенный сравнительный  анализ результатов формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста  в группах с использованием многофункционального критерия (р Фишера показал значимую позитивную динамику проявления профессионально-культурного  модуса поведения будущих специалистов гуманитарного профиля. Позитивная динамика была зафиксирована в экспериментальных  группах от начала к концу экспериментальной работы по обобщенному критерию, и по творческому, интерактивному, духовному критериям в отдельности.

Понятие «профессиональная  культура поведения» эксплицировано за счет выявления сущности «поведения» как модуса существования личности и истолкования профессионально-культурного модуса, поведения как взаимосвязанных действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности.[15,c61]

Выявлено, что педагогическая сущность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста  гуманитарного профиля состоит  в организации становления его  профессионально-культурного модуса поведения. Это процесс обретения  будущим специалистом смысла поступков, взаимосвязанных действий, и их преобразование на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, что  обеспечивается осмыслением гуманитарно-профессиональных знаний, ориентированием: гуманистические ценности и освоением лучших социально-значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия в сфере «человек-человек».

В качестве критериев становления  профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста  гуманитарного профиля определены: творческий, духовный, интерактивный.

Доказано, что формирование профессиональной культуры поведения  будущего специалиста как результативный педагогический процесс обеспечивается созданием и реализацией педагогических условий: последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения; обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста; активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста. Данные педагогические условия в единстве и взаимосвязи способствуют сознанию будущим специалистом гуманитарного профиля значимости профессиональной культуры поведения как признака высококвалифицированного .специалиста; ориентированию его на духовно-творческие ценности, освоению нетворческому преобразованию им тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности; побуждению Идущего специалиста к переосмыслению стереотипов собственного поведения ъ точки зрения проявлений интерактивных, духовных и творческих качеств.

Приоритетным направлением дальнейшего исследования считаю поиск педагогических путей и условий формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста за счет рассмотрения становления профессионально-культурного модуса поведения специалистов технического и естественно-научного профилей.[14,c64]

Анализ научных источников, образовательной практики вуза показывает, что поведенческому аспекту профессиональной подготовки будущего специалиста, в  том числе подготовки специалиста  гуманитарного профиля, в его  культурном контексте уделяется  недостаточно внимания. В этой связи  возникает объективная необходимость  решения проблемы: какие педагогические условия способствуют формированию профессиональной культуры поведения  будущего специалиста гуманитарного  профиля?

Основные аспекты данной проблемы отражены в противоречиях  между:

- требованиями общества  к новому качеству подготовки  будущего специалиста, призванного  в профессиональной деятельности  осуществлять выбор стратегии  поведения исходя из ценностных  ориентиров и норм профессиональной  культуры, и недостаточно выраженной  ориентацией образовательных программ  на данный аспект подготовки;

- ориентированностью преподавателей  вузов на подготовку будущего  специалиста гуманитарного профиля  в условиях обновления содержания  профессионального образования,  отвечающего запросам конкурентоспособности  страны, и недостаточным вниманием  их к разработке такого педагогического  аспекта как формирование профессиональной  культуры поведения;

- потребностью будущего  специалиста в успешной профессиональной  деятельности и недооцениванием  им значимости культуры поведения  как признака высококвалифицированного  специалиста.

 

 

 

 

Заключение курсовой работы

 

 

Последовательное включение  будущего специалиста в моделирование  профессионально-культурного модуса поведения предполагает осуществление  педагогических действий; соответствующих  продвижению студента от стадии ориентирования (побуждение, намерение) к стадии осмысления (возникновение замысла) и далее  к стадии конкретизации (планирование, конструирование), что способствует осознанию будущим специалистом гуманитарного профиля профессиональной культуры поведения как признака высококвалифицированного специалиста. В процессе реализации данного условия, студентами конструируется идеальная модель профессионально-культурного» модуса поведения, изображенная в виде конуса. Основание конуса — взаимодействие духовного, творческого и интерактивного компонентов, в виде пересекающихся окружностей. Точка пересечения- данных окружностей символизирует проявление данного модуса поведения. Процесс становления, отображается в виде спиралевидного вектора восходящего к вершине конуса. Данный вектор образно указывает на необходимость: осмысления будущим специалистом значимости становления профессионально-культурного модуса поведения; обогащение его профессионально-культурными смыслами; активизация рефлексии профессионально-культурного модуса поведения. При этом достижение вершины конуса означает переход к качественно новому уровню проявления« профессионально-культурного модуса поведения - созидательно-альтруистическому.

Обогащение культурными  смыслами профессионального поведения  будущего специалиста обеспечивается за счет разработки и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение». Реализация данного  модуля способствует ориентированию студента на освоение духовно-творческих ценностей, усвоение и творческое преобразование им тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности. Выполнение в рамках модуля специально разработанных практико-ориентированных  поведенческих заданий в процессе учебно-производственной практики способствует осуществлению будущим специалистом гуманитарного профиля самостоятельного осознанного выбора, корректировки  и реализации приемов гармоничного взаимодействия с коммуникантом.

Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста  достигается за счет разработки и  выполнения заданий на рефлексию  профессионально-культурного модуса поведения, которые способствуют переосмыслению будущим специалистом стереотипов  собственного поведения с точки  зрения проявлений интерактивных, духовных и творческих качеств.[29,c44]

Учитывая актуальность решения  проблемы поиска, создания и реализации педагогических условий формирования профессиональной культуры поведения  будущего специалиста в процессе его профессионального образования, в настоящем исследовании предложен  один из путей решения обозначенной проблемы.

Научный анализ понятий «культура», «поведения», «модус поведения», «культурный  модус поведения», «профессиональная  культура», «профессионально-культурный модус поведения», «профессиональное  гуманитарное образование», «становление профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста  гуманитарного профиля» позволил выделить основные теоретические предпосылки  исследования.

Понятие «профессиональная  культура поведения» истолковано на основе выявления сущности «поведения»  как модуса существования личности и соотнесения его с культурным и профессиональным контекстом поступков  личности. Это позволяет эксплицировать данное понятие через характеристику профессионально-культурного модуса поведения личности как взаимосвязанных  действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного  поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности.

Определено, что педагогическая сущность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста  гуманитарного профиля заключается  в становлении его профессионально-культурного  модуса поведения — процессе обретения  им смысла поступков как взаимосвязанных  действий и их преобразование на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного  поведения, что обеспечивается осмыслением  гуманитарно-профессиональных знаний, ориентированием на гуманистические  ценности и освоением лучших социально значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия в сфере «человек-человек».

В качестве критериев становления профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля выделены творческий, духовный, интерактивный. Приумножение и творческое осмысление будущим специалистом гуманитарного профиля^ нового профессионального опыта, его ориентированность на ценности созидания и творчества характеризует творческий критерий и находит выражение в познании способов культуроосвоения и культуросозидания, отказе от штампов и стереотипов в поведении в учебно-профессиональной деятельности. Ориентированность будущего специалиста в профессионально-культурной деятельности на гуманистические ценности как основополагающие, выражающаяся в активном и самостоятельном освоении гуманитарно-профессиональных знаний, критическом оценивании своих поступков сквозь призму лучших социально-значимых культурных образцов поведения, характеризует духовный критерий.

Информация о работе Формирование культуры поведения будущих специалистов