Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа
В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.
Введение……………………………………………………………….
Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения»…………………………..
Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………………………
Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике……………………………………………………………….
Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста.....
Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса
Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста………………………………24
Заключение …………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………….31
Таким образом, налицо противоречие:
социально-экономическая
Этике принадлежит особое
место среди основных факторов, образующих
и организующих совместную деятельность
людей. Нравственная культура является
регулятором человеческих отношений
во всех сферах деятельности, ее по праву
можно считать определяющим «срезом»
духовного развития любой личности.
В философской и
2.1 Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения
Описывается создание данного педагогического условия, которое предполагает осуществление последовательных педагогических действий соответствующих продвижению студента от стадии ориентирования (побуждение, намерение) к стадии осмысления (возникновение замысла) и далее к стадии конкретизации (планирование, конструирование). На стадии ориентирования у будущего специалиста формируются общие представления о поведении как особой сфере человеческого бытия, возникает побуждение, намерение совершать поступки, соответствующие профессионально-культурному модусу поведения. На данной стадии студентам предлагается сосредоточить внимание на поведенческой составляющей повседневной жизни, рассмотреть бытие человека сквозь призму совершаемых им поступков и далее перейти к анализу профессионально-культурной деятельности как совокупности поведенческих актов. Использование на данной стадии эвристических методов: дискуссии, диспуты, диалоги-споры, открытые обсуждения с элементами монологов, игры, обращение к народному творчеству (фольклору, поэтическим текстам, паремиям) и других позволяет проблематизировать профессиональный контекст поведения и побудить студентов к принятию профессионально-культурного модуса поведения как ценности.[34, c41]
На стадии осмысления происходит
более глубокое понимание и уяснение
собственной роли в становлении
культурного модуса поведения в
контексте специфики будущей
профессионально-культурной деятельности
- коммуникации и интеракции с Другим.
На данной стадии предусматривается
автодиагностика (по методике изучения
модуса С.Б.Пустовалова, конструктивного
поведения в переговорах по X.Корнелиус
и Ш.Фэйр, разработанными нами опросниками)
и обсуждение сущности профессионально-культурного
поведения специалиста. Стадия осмысления
(как стадия возникновения замысла)
предполагает реализацию метода проектов
с целью осознания
Стадия конкретизации
является логическим продолжением первых
двух и предусматривает
Результатом проводимой работы
является идеальная модель профессионально-культурного
модуса поведения, изображенная в виде
конуса. Основание конуса - взаимодействие
духовного, творческого и интерактивного
компонентов, что изображено в виде пересекающихся
окружностей. Точка пересечения данных
окружностей символизирует проявление
данного модуса поведения. Процесс становления
отображается в виде спиралевидного вектора
восходящего к вершине конуса. Данный
вектор образно указывает на необходимость:
осмысления будущим специалистом значимости
становления профессионально-культурного
модуса поведения; обогащения его поведения
профессионально-культурными смыслами;
активизации рефлексии профессиональной
культуры поведения в процессе учебно-профессиональной
деятельности. При этом достижение вершины
конуса означает переход к качественно
новому уровню проявления профессионально-культурного
модуса поведения - созидательно-
В целом за счет последовательной
реализации описанного выше условия
достигается осознание
С развитием той или
иной профессии формируются
Проблема формирования профессиональной
культуры учителя является актуальной
в теоретическом и практическом
плане как отражение
В нашем понимании
Проблема формирования профессиональной
культуры будущего специалиста рассматривается
различными исследователями во взаимосвязи
ее компонентов. Сопоставив разные подходы
к определению структурных
когнитивный: знание о ценностях
профессиональной культуры как основы
способов организации педагогической
деятельности и осознание их значимости
для профессионального
коммуникативный: умение установить
дружескую атмосферу, поддерживать
коммуникативное
эмоциональный: ценностное
отношение учителя к
рефлексивный: стремление к осуществлению ценностной рефлексии и саморефлексии.
Ценностные характеристики
компонентов профессиональной культуры
обогащают её содержание и находят
отражение в профессионально-
Проведенный теоретический анализ проблемы позволил нам сделать вывод, что профессиональная культура будущего учителя зависит от содержания и организации образовательного процесса в учебном заведении. Считаем, что профессиональная культура будущего учителя будет сформирована, если в системе учебно-воспитательного процесса:
1. актуализировать знания студентов о профессиональной культуре учителей, о её ценностях посредством учебной дисциплины «Профессиональная культура учителей». Основная цель − получение студентами − будущими учителями т − знаний о профессиональной культуре и её ценностях; формирование ценностного отношения к общей и профессиональной культуре и её ценностям; формирование коммуникативных умений для успешного осуществления педагогической деятельности; осуществление рефлексии деятельности по реализации освоенных ценностей профессиональной культуры. При актуализации знаний были использованы методы традиционного ((устное изложение материала (лекция, рассказ и др.); обсуждение учебного материала (семинар, беседа и др.); самостоятельная работа студентов и др.) и активного (проблемные лекции, позиционная дискуссия, спор-диалог, публичные выступления и др.) обучения.
2. Организовать диалоговое пространство, способствующее формированию ценностного отношения студентов к профессиональной культуре учителей. Подразумевается поэтапное осуществление динамики развития диалога: 1 этап - формирование интересов студентов к ценностям профессиональной культуры, формирование умений внимательного слушания, стремления к пониманию партнера по общению; 2 этап - формирование у студентов критического мышления, характеризующегося умением субъекта выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты при решении проблем в стандартных и нестандартных ситуациях (формы работы: дискуссия, ролевая игра, учебный диалог, спор-диалог); 3 этап - формирование навыков рефлексии студентов, формирование их личного мнения и отношение к изученному учебному материалу, обобщение и оценка изученной информации, выявление проблемы, способов её решения.
3. Включить студентов в имитационное моделирование, обеспечивающее вовлечение участников в активную рефлексивную деятельность, способствующую реализации освоенных ценностей профессиональной культуры учителей в педагогической деятельности. Имитационное моделирование представляет собой совокупность неигровых (анализ-оценка конкретной ситуации, выработка алгоритма решения конкретной ситуации) и игровых методов (деловая и ролевая игры)
Названные условия мы рассматриваем как необходимые, так как они в своем единстве и взаимосвязи отражают целостность когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессиональной культуры учителей.
Таким образом, чтобы обеспечить
высокий уровень
2.2 Обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста
Отражена работа по созданию данного педагогического условия за счет создания и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение», имеющего ярко выраженную аналитическую, рефлексивную и поведенческую направленность, и состоящего из двух модульных единиц.
Модульная единица «Профессия.
Культура. Интеракция» предполагает:
рассмотрение ключевых понятий, образующих
семантическое поле «профессионально-культурного
модуса поведения»; анализ студентами
нормативных документов, стандарта
специальности и профессиограмм
на предмет выделения
Модульная единица «Духовность.
Творчество. Поведение» предполагает:
освоение студентом нравственных основ
профессиональной культуры; определение
места и роли духовности и творчества
в избранной профессиональной деятельности,
требующей владения специалистом гуманитарного
профиля интерактивными знаниями и
умениями в единстве с принятием
духовно-творческих ценностей как
ориентиров профессионального поведения;
осуществление студентами самостоятельного
осознанного выбора, корректировки
и реализации приемов гармоничного
взаимодействия с коммуникантом
в период прохождения учебно-
Информация о работе Формирование культуры поведения будущих специалистов