Формирование культуры поведения будущих специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения»…………………………..
Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………………………
Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике……………………………………………………………….
Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста.....
Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса
Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста………………………………24

Заключение …………………………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.25 Кб (Скачать файл)

Таким образом, налицо противоречие: социально-экономическая ситуация предъявляет жесткие требования к специалисту на рынке труда, что отражается на своеобразном социальном заказе на формирование специалиста: сделать  человека не просто «знающим», а понимающим, чувствующим, культурным, то есть подготовить  к реальной жизни в сложном  и противоречивом мире, обеспечить тем самым развитие культуры общества в целом. В то же время в обществе отсутствует идеал, соответствующий  требуемым качествам.

Этике принадлежит особое место среди основных факторов, образующих и организующих совместную деятельность людей. Нравственная культура является регулятором человеческих отношений  во всех сферах деятельности, ее по праву  можно считать определяющим «срезом» духовного развития любой личности. В философской и культурологической литературе среди многочисленных определений  понятия «культура» одним из самых  распространенных является (от лат., cultvra) возделывание, обработка почвы. Со времен Цицерона оформился вариант определения  этого понятия, «cultura animi» - возделывание, совершенствование души. Постепенно в это понятие стали включать воспитание, образование, в целом просвещение человека и общества. Хотелось бы надеяться, что процесс формирования профессиональной культуры будущего специалиста будет способствовать его духовному, нравственному совершенствованию.

 

 

 

  1. Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста

 

 

2.1 Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения

 

 

Описывается создание данного педагогического условия, которое предполагает осуществление последовательных педагогических действий соответствующих продвижению студента от стадии ориентирования (побуждение, намерение) к стадии осмысления (возникновение замысла) и далее к стадии конкретизации (планирование, конструирование). На стадии ориентирования у будущего специалиста формируются общие представления о поведении как особой сфере человеческого бытия, возникает побуждение, намерение совершать поступки, соответствующие профессионально-культурному модусу поведения. На данной стадии студентам предлагается сосредоточить внимание на поведенческой составляющей повседневной жизни, рассмотреть бытие человека сквозь призму совершаемых им поступков и далее перейти к анализу профессионально-культурной деятельности как совокупности поведенческих актов. Использование на данной стадии эвристических методов: дискуссии, диспуты, диалоги-споры, открытые обсуждения с элементами монологов, игры, обращение к народному творчеству (фольклору, поэтическим текстам, паремиям) и других позволяет проблематизировать профессиональный контекст поведения и побудить студентов к принятию профессионально-культурного модуса поведения как ценности.[34, c41]

На стадии осмысления происходит более глубокое понимание и уяснение собственной роли в становлении  культурного модуса поведения в  контексте специфики будущей  профессионально-культурной деятельности - коммуникации и интеракции с Другим. На данной стадии предусматривается  автодиагностика (по методике изучения модуса С.Б.Пустовалова, конструктивного  поведения в переговорах по X.Корнелиус  и Ш.Фэйр, разработанными нами опросниками) и обсуждение сущности профессионально-культурного  поведения специалиста. Стадия осмысления (как стадия возникновения замысла) предполагает реализацию метода проектов с целью осознания отличительных  признаков профессиональной культуры поведения специалиста гуманитарного  профиля.

Стадия конкретизации  является логическим продолжением первых двух и предусматривает конструирование  специалистом гуманитарного профиля  индивидуальной идеальной модели профессионально-культурного  модуса поведения, в результате чего замысел постепенно преобразуется  в план собственных действий. Конструирование  модели осуществляется студентами в  процессе коллективной творческой деятельности с применением методов визуализации образов, «мозгового штурма», логического сомнения и других.

Результатом проводимой работы является идеальная модель профессионально-культурного  модуса поведения, изображенная в виде конуса. Основание конуса - взаимодействие духовного, творческого и интерактивного компонентов, что изображено в виде пересекающихся окружностей. Точка пересечения данных окружностей символизирует проявление данного модуса поведения. Процесс становления отображается в виде спиралевидного вектора восходящего к вершине конуса. Данный вектор образно указывает на необходимость: осмысления будущим специалистом значимости становления профессионально-культурного модуса поведения; обогащения его поведения профессионально-культурными смыслами; активизации рефлексии профессиональной культуры поведения в процессе учебно-профессиональной деятельности. При этом достижение вершины конуса означает переход к качественно новому уровню проявления профессионально-культурного модуса поведения - созидательно-альтруистическому.[16,c88]

В целом за счет последовательной реализации описанного выше условия  достигается осознание студентами значимости профессиональной культуры поведения как признака высококвалифицированного специалиста.

С развитием той или  иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования по отношению  представителей данной сферы деятельности, которые включают в себя необходимые  знания, умения, навыки, определенные личностные качества, нормы отношений к различным  составляющим профессиональной деятельности. Все это отражается в содержании профессиональной культуры. В философии, психологии и педагогике представлены несколько авторских позиций, мнений, точек зрения на сущность и содержание профессиональной культуры. В философии  профессиональная культура специалиста  рассматривается во взаимосвязи  с формированием его мировоззренческого, социально-аксиологического, логико-гносеологического  потенциала (Р.Бернс, М.С.Каган, В.Франкл). В психологии значимость профессиональной культуры определяется направленностью  поведения национальных, этнических и других групп на общезначимые ценности как совокупности общих устойчивых смыслов (Е.В.Андриенко, Е.А.Климов). В  педагогике профессиональная культура рассматривается как предпосылка  формирования его профессионализма (В.В.Краевский); показатель профессиональной готовности (И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов); способы восприятия и достижения общечеловеческих целей и ценностей, обусловливающих становление личности специалиста (М.В.Богуславский, В.В.Игнатова, Г.И.Чижакова).

Проблема формирования профессиональной культуры учителя является актуальной в теоретическом и практическом плане как отражение современных  социокультурных требований обновленного общества. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального  образования подготовка будущего учителя предполагает развитие его культурного потенциала, в частности, в качестве требований указывается владение культурой мышления, культурой речи, культурой поведения как составляющих его профессиональной культуры.[22,c67]

В нашем понимании профессиональная культура учителя включает в себя совокупность специальных теоретических  знаний и практических умений и характеризуется  устойчивой потребностью в профессиональной деятельности, профессионально-педагогической компетентностью, культурой мышления и интеллектуальной активностью, высокой  профессиональной работоспособностью, высокой мотивацией к постоянному  педагогическому самообразованию  и высоким уровнем развития личностных качеств.

Проблема формирования профессиональной культуры будущего специалиста рассматривается  различными исследователями во взаимосвязи  ее компонентов. Сопоставив разные подходы  к определению структурных компонентов  профессиональной культуры, и взяв за основу представленные Я.И.Войтальяновой, И.М.Купчигиной структуры профессиональной культуры, позволило нам сделать  некоторые общие выводы и представить  собственный вариант структуры  профессиональной культуры будущего учителя, учитывая особенности его профессиональной деятельности. В структуре профессиональной культуры будущего учителя мы выделяем следующие четыре компонента, ценностные характеристики которых отражают их направленность на приоритетные ценности профессиональной деятельности:

когнитивный: знание о ценностях  профессиональной культуры как основы способов организации педагогической деятельности и осознание их значимости для профессионального становления; включает интеллектуальные умения, связанные  с переработкой усваиваемой информации;

коммуникативный: умение установить дружескую атмосферу, поддерживать коммуникативное взаимодействие, понять проблемы собеседника; предполагает наличие  эмпатийных установок;

эмоциональный: ценностное отношение учителя к профессиональной культуре, предполагающее умение распознавать собственные эмоции, саморегуляцию, понимание эмоций других людей, самомотивацию, эмпатию.

рефлексивный: стремление к  осуществлению ценностной рефлексии  и саморефлексии.

Ценностные характеристики компонентов профессиональной культуры обогащают её содержание и находят  отражение в профессионально-ценностных ориентациях учителей, определяющих их направленность на приоритетные ценности профессиональной деятельности. Единство и взаимосвязь всех четырех компонентов  профессиональной культуры будущего учителя  характеризуют его познавательную, коммуникативную, мотивационную и  поведенческую сферы и являются показателями сформированности его  представлений о ценностях профессиональной культуры, умения делать нравственный выбор как основания наличия своей относительно целостной «Я-концепции», принятия системы общечеловеческих и профессиональных ценностей.

Проведенный теоретический  анализ проблемы позволил нам сделать  вывод, что профессиональная культура будущего учителя зависит от содержания и организации образовательного процесса в учебном заведении. Считаем, что  профессиональная культура  будущего учителя будет сформирована, если в системе учебно-воспитательного процесса:

1.  актуализировать знания студентов о профессиональной культуре учителей, о её ценностях посредством учебной дисциплины «Профессиональная культура учителей». Основная цель − получение студентами − будущими учителями т − знаний о профессиональной культуре и её ценностях; формирование ценностного отношения к общей и профессиональной культуре и её ценностям; формирование коммуникативных умений для успешного осуществления педагогической деятельности; осуществление рефлексии деятельности по реализации освоенных ценностей профессиональной культуры. При актуализации знаний были использованы методы традиционного ((устное изложение материала (лекция, рассказ и др.); обсуждение учебного материала (семинар, беседа и др.); самостоятельная работа студентов и др.) и активного (проблемные лекции, позиционная дискуссия, спор-диалог, публичные выступления и др.) обучения.

2.  Организовать диалоговое пространство, способствующее формированию ценностного отношения студентов к профессиональной культуре учителей. Подразумевается поэтапное осуществление динамики развития диалога: 1 этап - формирование интересов студентов к ценностям профессиональной культуры, формирование умений внимательного слушания, стремления к пониманию партнера по общению; 2 этап - формирование у студентов критического мышления, характеризующегося умением субъекта выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты при решении проблем в стандартных и нестандартных ситуациях (формы работы: дискуссия, ролевая игра, учебный диалог, спор-диалог); 3 этап - формирование навыков рефлексии студентов, формирование их личного мнения и отношение к изученному учебному материалу, обобщение и оценка изученной информации, выявление проблемы, способов её решения.

3. Включить студентов в имитационное моделирование, обеспечивающее вовлечение участников в активную рефлексивную деятельность, способствующую реализации освоенных ценностей профессиональной культуры учителей в педагогической деятельности. Имитационное моделирование представляет собой совокупность неигровых (анализ-оценка конкретной ситуации, выработка алгоритма решения конкретной ситуации) и игровых методов (деловая и ролевая игры)

Названные условия мы рассматриваем  как необходимые, так как они  в своем единстве и взаимосвязи  отражают целостность когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессиональной культуры учителей.

Таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности, то есть профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при  достаточно высоком уровне профессиональной культуры, формированию которой должно уделяться должное внимание при  обучении в средних и высших учебных  заведениях.[45,c24]

 

 

 

2.2 Обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста

 

 

Отражена работа по созданию данного педагогического условия за счет создания и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение», имеющего ярко выраженную аналитическую, рефлексивную и поведенческую направленность, и состоящего из двух модульных единиц.

Модульная единица «Профессия. Культура. Интеракция» предполагает: рассмотрение ключевых понятий, образующих семантическое поле «профессионально-культурного  модуса поведения»; анализ студентами нормативных документов, стандарта  специальности и профессиограмм на предмет выделения поведенческой  составляющей будущей профессиональной деятельности; ориентирование их на гармоничное  взаимодействие как профессионально  значимую ценность и изучение в этом аспекте различных культурных поведенческих  стратегий и тактик; проведение отсроченного анализа поведения специалистов-практиков, наблюдаемого студентами в период производственной практики. Реализация данной модульной  единицы связывается с интерактивным  контекстом профессионально-культурного  модуса поведения специалиста гуманитарного  профиля.[17,c42]

Модульная единица «Духовность. Творчество. Поведение» предполагает: освоение студентом нравственных основ  профессиональной культуры; определение  места и роли духовности и творчества в избранной профессиональной деятельности, требующей владения специалистом гуманитарного  профиля интерактивными знаниями и  умениями в единстве с принятием  духовно-творческих ценностей как  ориентиров профессионального поведения; осуществление студентами самостоятельного осознанного выбора, корректировки  и реализации приемов гармоничного взаимодействия с коммуникантом  в период прохождения учебно-производственной практики. Данная модульная единица отражает духовный и творческий контекст профессионально-культурного модуса поведения специалиста гуманитарного профиля.

Информация о работе Формирование культуры поведения будущих специалистов