Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение роли межпредметных связей на развитие письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 3 классе.
Предмет исследования: развитие письменной речи третьеклассников на уроках русского языка в условиях межпредметных связей.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста
1.1 Особенности развития речи младших школьников
1.2 Письменная речь и задачи ее развития
1.3 Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника
2. Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей
2.1 Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников
2.2 Изложения и сочинения - основные приемы развития связной письменной речи младшего школьника
2.3 Организация и результаты эксперимента по развитию письменной речи на уроках русского языка в 3 классе в условиях межпредметных связей
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

связная речь.docx

— 155.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты  проблемы развития связной речи  у учащихся младшего школьного  возраста

1.1 Особенности развития  речи младших школьников

1.2 Письменная речь и  задачи ее развития

1.3 Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника

2. Формирование письменной  речи на уроках русского языка  в условиях межпредметных связей

2.1 Анализ ГОСО РК, программных  требований по русскому языку  для 3 класса к развитию письменной  речи младших школьников

2.2 Изложения и сочинения - основные приемы развития связной  письменной речи младшего школьника

2.3 Организация и результаты  эксперимента по развитию письменной  речи на уроках русского языка  в 3 классе в условиях межпредметных связей

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Введение

В последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания, развития и социализации.

Учебный предмет "Русский язык" развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, его абстрактное и логическое мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, способствует успешному и прочному усвоению знаний по другим учебным предметам.

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания.

Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся: принцип деятельности и целостного представления о мире, принцип непрерывности и вариативности, принцип творчества (креативности), актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе.

Таким образом, для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал уроков речевого развития.

Признание того факта, что речь является своеобразной деятельностью человека, и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи - с позиций теории речевой деятельности. Вследствие этого целью обучения, традиционно именуемого развитием речи, стало совершенствование у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения. Большое внимание следует уделить формированию письменной речи.

Переход на 12-летнее образование обусловил актуализацию ряда проблем, связанных с совершенствованием содержания обучения русскому языку, усугублением компетентностного подхода к организации образовательного процесса, использованию знаний о языке в речи [4].

Модернизация образования обусловлена рядом причин. Основное - включение русского языка в образовательную область "Филология", что усиливает его интегративные связи с другими учебными предметами, входящими в этот цикл. Школа переходит от автономного изучения отдельных предметов и интегрированной системе образования. Ее основной задачей становится текст как единица обучения, - он начинает занимать все большее место в курсе русского языка, помогая выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи при формировании духовно-нравственных качеств личности [5].

В Государственном стандарте начального образования [6], в программе по русскому языку для 2-4 классов [7] сказано, что одной из основных задач обучения младших школьников русскому языку становится качество знаний, повышение мотивации обучения. Решение данных задач мы видим в использовании межпредметных связей в процессе обучения русскому языку.

Проблема использования в учебном процессе межпредметных связей получила достаточное освещение в научной литературе, хотя к ее решению ученые подходят по-разному (Г.И. Батурина, Д.И. Зверев, П.М. Кулагин, Ш.И. Ганелин, В.Н. Максимова, В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшин, Г.Г. Лемберг, И.Н. Нугуманов, А.А. Бейсенбаева, Р.К. Аббасова, Р.Б. Лотштейн, И.В. Черкасова, С.В. Илларионов, Н. Оразахынова, Т. Шолпанкулова и другие).

Противоречие проблемы состоит в том, что в реальной практике обучения письменной речи в традиционной начальной школе строится таким образом, что центральное место в ней занимают формирования умений в области орфографии и каллиграфии, а не в умении создавать семантически самостоятельные высказывания. В связи с этим проблема исследования заключается в поиске такого подхода в методике преподавания русского языка, который бы способствовал развитию умений у младших школьников самостоятельно составлять письменные высказывания, для этого мы предлагаем использовать в процессе обучения русскому языку межпредметные связи.

Таким образом,тема дипломной работы: "Развитие письменной речи младшего школьника на уроках русского языка в 3 классе в условиях межпредметных связей" актуальна.

межпредметная связь связная речь

Цель исследования: изучение роли межпредметных связей на развитие письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе.

Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 3 классе.

Предмет исследования: развитие письменной речи третьеклассников на уроках русского языка в условиях межпредметных связей.

Гипотеза исследования: если в процессе работы над сочинениями использовать межпредметные связи русского языка с учебными предметами "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка", то процесс развития письменной речи будет эффективным, так как межпредметные связи способствуют обогащению словарного запаса учащихся, повышению познавательной активности обучаемых.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу по  проблеме исследования.

2. Конкретизировать задачи  и пути развития письменной  речи младших школьников.

3. Рассмотреть изложения  и сочинения как приемы развития  связной письменной речи младших  школьников.

4. Изучить классификацию  межпредметных связей и их роль для формирования письменной речи младших школьников.

5. Осуществить анализ  программных требований к развитию  письменной речи учащихся 3 класса  на уроках русского языка.

6. Организовать и провести  опытно-экспериментальную работу, направленную  на повышение уровня письменной  речи учащихся 3 классов в условиях  межпредметных связей.

Методы научного исследования : анализ базового понятия, психолого-педагогической и методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение за процессом развития письменной речи на уроках русского языка в общеобразовательной школе, педагогический эксперимент.

Новизна исследования заключается в возможности использования межпредметного материала в процессе обучения русскому языку с целью развития письменной речи младшего школьника.

Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что теоретический материал и результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов для развития письменной речи младших школьников.

База исследования : учащиеся 3-х классов средней школы с. Большая Малышка и Соколовской средней школы Кызылжарского района Северо-Казахстанской области.

На защиту выносятся :

1. Развитие письменной  речи детей является одним  из важнейших показателей уровня  культуры человека, его мышления, интеллекта.

2. Изложения и сочинения - основные приемы развития связной  письменной речи младшего школьника.

2. Использование межпредметных связей русского языка с учебными предметами начального этапа обучения "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" для написаний изложений и сочинений способствуют эффективному развитию письменной речи младших школьников.

1. Теоретические  аспекты проблемы развития связной  речи у учащихся младшего школьного  возраста

1.1 Особенности  развития речи младших школьников

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики [8].

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам [8, с.314].

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативную направленность. В соответствии с содержанием программы по русскому языку для начальной школы учащиеся младших классов должны получить представление о культуре речевого поведения, о видах речи и ее значении в жизни человека, овладеть умениями построения связного текста в различных стилях; у них должно развиваться чувство уместности высказывания, формироваться навыки речевого этикета.

Вопросы культуры речи имеют в современном обществе первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры, следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию речевой и коммуникативной компетенции.

Введение в практику школы понятия "компетенция" дает более четкие ориентиры при описании владения русским языком и для разработки измерителей уровня подготовки школьников в данной образовательной области. Не случайно оценка уровня владения как родным и как неродным языком включает и тесты для определения языковой и лингвистической компетенции, а речевая компетенция включает в себя проверку уровней владения речевой деятельностью (чтения, письма, устной монологической, диалогической речью).

Современные ученые, занимающиеся проблемами развития речи, исходят из посылки, состоящей в том, что сознание ребенка развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь.

Такая трактовка впервые в психологической науке была предложена Л.С. Выготским и развита его школой (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и др.). Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этой своей коммуникативной функции он сам является не чем иным, как особым видом интеллектуальной, речевой деятельности.

Владение родным языком, умение общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, умение воспринимать и осмысливать содержание речи, а также умение целенаправленно строить высказывания и продуцировать тексты - важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. Совершенствование речемыслительных навыков человека создает условия для развития его способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве.

Существуют определенные требования к речи, которые необходимо учитывать в работе учителя:

1) требование содержательности речи: говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

2) требование логичности , последовательности, четкости построения речи, хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов /если они есть/, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна . Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Информация о работе Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей