Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:50, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: изучение роли межпредметных связей на развитие письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе. Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 3 классе. Предмет исследования: развитие письменной речи третьеклассников на уроках русского языка в условиях межпредметных связей.
Содержание
Введение 1. Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста 1.1 Особенности развития речи младших школьников 1.2 Письменная речь и задачи ее развития 1.3 Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника 2. Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей 2.1 Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников 2.2 Изложения и сочинения - основные приемы развития связной письменной речи младшего школьника 2.3 Организация и результаты эксперимента по развитию письменной речи на уроках русского языка в 3 классе в условиях межпредметных связей Заключение Список использованных источников
"У меня есть
комната. Она просторная и светлая,
и в ней много интересного.
Когда входишь в
комнату, напротив двери - окно. На окне
висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные.
Справа от окна стоит мой секретер и стул,
а слева - большой серый диван, на котором
я сплю. Над диваном висит разноцветный
ковёр со сложным рисунком. В моей комнате
есть большой коричневый шкаф, где висят
мои вещи и лежат игрушки. На столике в
углу стоит телевизор и магнитофон.
На потолке - красивая
люстра.
Мне очень нравится
моя уютная комната. "
Во 2 тексте автор лучше описывает
комнату.
В 1 тексте есть много ошибок:
1. Нарушена структура
описания: вводная часть практически
не связана с основной, заключения
вовсе нет, в основной части
описание комнаты непоследовательно.
2. Не раскрыта основная
мысль: не понятно, как автор относится
к своей комнате.
3. Плохо раскрыта тема: некоторые
предложения вообще не нужны ("В ней нет спортивной
стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень
хочу иметь спортивную стенку. ").
4. Описание не позволяет
представить комнату, т.к. предметы, находящиеся
в комнате, совсем не охарактеризованы.
Нет ни одного прилагательного, описывающего
их.
2. Постановка учебной
задачи.
Сегодня вы опишите вашу комнату.
В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте
их.
3. Обсуждение темы и
основной мысли сочинения. (Формирование
умения раскрывать тему и основную
мысль в сочинении).
Что значит описать комнату?
На какой вопрос вы должны ответить в своём
сочинении? (Какая она?)
Что мы сейчас определили? (Тему
сочинения).
Посмотрите на свои рисунки
и скажите, помогают ли они ответить на
вопрос "Какая комната?".
Что ещё должно быть понятно
из вашего описания? (Что мне нравится
моя комната, она уютная, красивая, в ней
много интересного.).
А что мы теперь определили?
(Основную мысль сочинения).
Когда вы будете раскрывать
тему и основную мысль в вашем сочинении,
т.е. отвечать на вопросы какая моя комната
и выражать своё отношение к ней, вам нужно
будет внимательно посмотреть на ваши
рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры
текста. (Формирование умения строить
описание (последовательно и связно
описывать) и отбирать материал
в соответствии с темой сочинения).
Вспомните, из каких частей
состоит описание?
О чём можно сказать в водной
части? (Что у меня есть комната. Сколько
я в ней уже живу, когда я туда переехал,.).
Какая будет следующая часть?
(Основная).
Что должно быть в основной
части? (Описание комнаты).
Посмотрите на свои рисунки,
с чего можно начать описывать вашу комнату?
(Можно начать с описания
общего вида "Она большая, маленькая,
просторная, светлая. ").
Что дальше можно описать? (Обои,
окна, мебель, ковры, технику.)
Как закончить сочинение? (Выразить
своё отношение к своей комнате, написать
о том, что мне нравиться в ней жить и почему.).
5. Орфографическая подготовка
проводится в процессе написания
сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
Теперь можно приступить к написанию
сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они
помогут вам описывать ваши комнаты.
7. Проверка.
Проверь, можно ли по твоему
описанию представить твою комнату. Какие
слова тебе в этом помогли?
Проверь, удалось ли тебе передать
своё отношение к комнате.
Грамотно ли построено твоё
описание (все ли части текста у тебя есть).
Проверь, грамотно ли написано
сочинение.
8. Д/з.
Конспект урока. Сочинение-описание
"Мой класс".
Цели :
1. Повторение особенностей
описательного текста, и формирование
умения анализировать и сравнивать
описания.
2. Формирование умения
строить описание (последовательно
и связно описывать).
3. Формирование умения
раскрывать тему и основную
мысль в сочинении.
4. Формирование умения
отбирать материал в соответствии
с темой сочинения.
5. Формирование умения
использовать прилагательные в
описательном тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей
описательного текста. Обсуждение
речевого оформления сочинения (формирование
умения использовать прилагательные
в описательном тексте).
Какие особенности имеет описание?
(Отвечает на вопрос какой предмет,
человек, выражает отношение автора к
описываемому, помогает нам ясно и чётко
представить то, о чём говорит автор.)
Послушайте 2 текста и скажите,
в каком из них ученик лучше описывает
свой класс, обоснуйте свою точку зрения:
Учитель зачитывает 2 сочинения:
"Мы учимся
в большом, просторном классе.
В нём 3 ряда парт,
напротив них - доска и учительский стол.
На окнах висят светло-голубые занавески.
Справа у стены - небольшие шкафы с книжками
и тетрадками. На стенах - много разных
комнатных растений. В дальнем углу стоит
цветной телевизор.
Мне очень нравится
мой уютный класс. Учиться в нём - одно
удовольствие. "
"В нашем
классе много разных вещей
и предметов. Когда я прихожу
утром в класс, я сразу начинаю
готовиться к урокам, а потом
играю с Васей. В классе 14 парт,
2 шкафа, 2 доски и 1 учительский стол
со стулом. В горшках много
растений. Есть даже красивая
роза. Она недавно зацвела, а Боря
сорвал цветок.
Его за это ругала
учительница. Вот такой у нас класс. "
В 1 тексте автор лучше описывает
комнату.
Во 2 тексте есть много ошибок:
1. Нарушена структура
описания: нет вводной части, из
заключения не понятно, как автор
относится к своему классу, в
основной части описание непоследовательно.
2. Не раскрыта основная
мысль.
3. Плохо раскрыта тема: некоторые
предложения вообще не нужны, т.к. не относятся
к описанию класса ("Когда я прихожу
утром в класс, я сразу начинаю готовиться
к урокам, а потом играю с Васей.", "Боря
сорвал цветок. Его за это ругала учительница.
").
4. Описание не позволяет
точно представить класс, в тексте
использовано мало прилагательных.
2. Постановка учебной
задачи.
Сегодня вы опишите ваш класс.
В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте
их.
3. Обсуждение темы и
основной мысли сочинения. (Формирование
умения раскрывать тему и основную
мысль в сочинении).
Как раскрыть тему сочинения?
(Описать класс. Ответить в своём сочинении
на вопрос какой он?).
Посмотрите на свои рисунки
и скажите какой класс.
Какая будет основная мысль
вашего сочинения? (Моё отношение к классу).
Как раскрыть основную мысль? (Мне нравится
мой класс, мой класс уютный, мне хорошо
учиться в моём классе).
Когда вы будете раскрывать
тему и основную мысль в вашем сочинении,
т.е. отвечать на вопросы какой мой класс
и выражать своё отношение, вам нужно будет
внимательно посмотреть на ваши рисунки,
они вам помогут.
4. Обсуждение структуры
текста. (Формирование умения строить
описание (последовательно и связно
описывать) и отбирать материал
в соответствии с темой сочинения).
Вспомните, из каких частей
состоит описание?
О чём можно сказать в водной
части? (Что я учусь в просторном, красивом,
большом классе.).
Какая будет следующая часть?
(Основная).
Что должно быть в основной
части? (Описание класса).
Посмотрите на свои рисунки,
и подумайте, что вы опишите в своём классе.
Как закончить сочинение? (Выразить
своё отношение к классной комнате, написать
о том, что мне нравиться учиться в классе
и почему,.).
5. Орфографическая подготовка
проводится в процессе написания
сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
Теперь можно приступить к написанию
сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они
помогут вам описывать ваш класс.
7. Проверка.
Проверь, можно ли по твоему
описанию представить твой класс. Какие
слова тебе в этом помогли?
Проверь, удалось ли тебе передать
своё отношение классу.
Грамотно ли построено твоё
описание (все ли части текста у тебя есть).