Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа».
Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л.В. Загик, Г.А. Маркова, В.А. Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи
В наше время, когда патриотическое воспитание находится на низком уровне, мы должны возрождать традиции, ценить опыт прошлого, прививать детям любовь и гордость за свою семью, и уже на основе этого за свою Родину, отчизну.

Содержание

Введение……………………………………………………….3-4
Глава 1. Проблема ознакомления дошкольников с семьей как явлением общественной жизни………………………………………….5
1.1 Семья - как социальный институт и явление общественной жизни……………………………………………………………5-9
1.2 Анализ содержания образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений по разделу «Семья. Родословная»……………………………………………………9-11
1.3 Педагогические условия формирования представлений о семье у детей старшей группы………………………………………………..11-15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у стараших дошкольников представлений о семье………………………….15
2.1. Организация и методика экспериментальной работы……………………………………………………………..15-17
2.2. Характер изменений представлений о семье у детской старшей группы…………………………………………………………….17-18
2.3. Констатирующий эксперимент………………………………18-19
Глава 3. Диагностика знаний и представлений детей о семье…………………………………………………………………19-20
Заключение…………………………………………………………21-22
Список литературы………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2013.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

Семья - это сложное социальное явление, которое имеет разнообразные функции. В педагогике и психологии обычно выделял следующие функции семьи: хозяйственно-экономическая репродуктивная (рождение детей),-регенеративная (наследование семейных традиций и ценностей),функция социализации (образование и воспитание детей), рекреативная (восстановительная), которая связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи, коммуникативная (общение), психотерапевтическая и функция эмоциональной поддержки.

В социологии выделяют специфические и неспецифические функции семьи

К специфическим функциям относится рождение (репродуктивная или прокреативная функция), содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации). Эти функции непосредственно присущи семье и сохраняют свое значение при всех изменениях общества. Неспецифические функции семьи связаны накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению личности каждою из членов семьи. Они более тесно связаны с историческим развитием общества и отражают исторически изменяющиеся условия рождения, содержания и воспитания детей в семье.

1.2 Анализ содержания образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений по разделу «Семья. Родословная»

Семья -- это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственного воспитания.

Задачи ознакомления детей 5--6 лет с семьей и родословной:

Нравственное воспитание:

• продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким);

• воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;

• продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому;

• воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи.

Умственное воспитание:

• расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);

* формировать представления о  родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная  сестра);

• закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек;

• закреплять знание домашнего адреса;

• воспитывать интерес к своей родословной;

• формировать представления о семейных традициях.

Задачи ознакомления детей 6-7 лет с семьей и родословной

Нравственное воспитание:

• продолжать воспитывать уважительное отношение

к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; умение помогать им;

• объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его;

• развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.

Умственное воспитание:

• закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек;

• расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить с терминами родства: прабабушки, прадедушки;

• закреплять знания своего домашнего адреса и телефона

• формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.

1.3 Педагогические условия формирования представлений о семье у детей старшей группы

Известно, что природа человека двойственна и сочетает в себе как врожденные биологические, так и социальные, формирующиеся в течение всей жизни под воздействием общественной среды, компоненты. Чувство защищенности, потребность и желание иметь дом и родителей, которые всегда накормят, пожалеют, присущи человеку от рождения. Необходимо учить ребенка любить своих родителей с первых лет его жизни, поскольку эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой. Исследователи отмечают, что у младших школьников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям, заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать но и отдавать, быть внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.

Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких. Компонент интеллектуального развития или умственного воспитания предполагает формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни; о составе семьи, об отношениях родства; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство. Представления детей о семье можно формировать на примере идеальной обобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья», кукольная модель семьи, а также персонажи, изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий, репродукциях семейных портретов. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья»1 позволяет описать современную модель семьи, а пособие «Славянская семья: родство и занятия» помогает рассказать о том, какими были семьи в старину, познакомить детей с моделью семьи, отнесенной в прошлое.

Диагностику знаний и представлений детей, используя вопросы и задания, целесообразно проводить 2 или 3 раза в год, например, в начале, в середине и в конце учебного года. Как правило, такая диагностика проводится в форме индивидуальной беседы с ребенком. Помимо специально проводимой диагностики важную роль в оценке знаний и представлений дошкольников о явлениях общественной жизни играют наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, занятий, выполнения трудовых поручений и т.п.

Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и ГС.  Комаровой предполагается формировать у детей шестого года жизни интерес к своей родословной. Этапы работы в этом направлении можно представить в виде следующей схемы.

Этапы работы, направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родословной

1. Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной

2. Работа с родителями: разработка  консультаций с рекомендациями но составлению родословной; создание эскизов оформления родословной

3. Осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Древо моей  семьи», «Образ моей семьи»

4. Занятия с детьми, беседы воспитателя  со старшими дошкольниками вне  занятий

Приступая к работе с детьми 6-7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников. Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная -- традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе. Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.

Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Работа по составлению своей родословной в детском саду нужна также для обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы предмета «Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи ознакомления детей с родословной. Если интерес к поиску своих корней появился в семье, то уже в школе ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную, включающую шесть или семь поколений. Поскольку проект подразумевает совместную деятельность детей и родителей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников. Вряд ли ребенка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы -- необходим привлекательный образ. Используя принцип построения таблиц восходящего родства, воспитатели детских садов Московской области предложили интересные идеи для их оформления. Радуга -- образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений, возник на основе круговой родословной таблицы. Гроздь винограда -- это не только таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплоченной семьи. Очень важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род. В качестве одного из вариантов можно предложить рисунок семейного или родословного дерева.

Наличие эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к истории своей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной таблицы. Нередко родители не ограничиваются тремя поколениями, включая четыре поколения (дети, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки) или даже более, используя эскизы, предложенные воспитателем ими, создавая свои оригинальные образы. Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которые воспитатель использует в работе с детьми.

Родословная -- это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.

Род -- родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.

Предки -- люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).

Поколение -- люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.

Обычай -- привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.

Традиции -- обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для ознакомления детей 5-7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость для интеллектуального и нравственного развития ребенка, проекты лишь создают необходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании между семьей и детским садом.

Основным недостатком семейного проекта по составлению родословной является то, что далеко не все родители одинаково серьезно относятся к рекомендациям воспитателя. Многие, к сожалению, не считают нужными беседы о родственных отношениях; не все ответственно подходят к составлению родословной вместе со своим ребенком. Результаты семейных проектов, их педагогический потенциал ограничиваются рамками семейного воспитания и лишь в редких случаях могут быть использованы в процессе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для того чтобы использовать результаты подобного проекта на занятиях в детском саду, семьи должны выполнить родословный рисунок. Ребенок, который такого рисунка не имеет, рискует получить психологическую травму.

Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из двух этапов. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающий совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения. На втором этапе, в подготовительной к школе группе, ребенок выполняет творческую работу -- самостоятельно создает образ своей семьи.

Информация о работе Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста