Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:31, курсовая работа
В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа».
Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л.В. Загик, Г.А. Маркова, В.А. Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи
В наше время, когда патриотическое воспитание находится на низком уровне, мы должны возрождать традиции, ценить опыт прошлого, прививать детям любовь и гордость за свою семью, и уже на основе этого за свою Родину, отчизну.
Введение……………………………………………………….3-4
Глава 1. Проблема ознакомления дошкольников с семьей как явлением общественной жизни………………………………………….5
1.1 Семья - как социальный институт и явление общественной жизни……………………………………………………………5-9
1.2 Анализ содержания образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений по разделу «Семья. Родословная»……………………………………………………9-11
1.3 Педагогические условия формирования представлений о семье у детей старшей группы………………………………………………..11-15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у стараших дошкольников представлений о семье………………………….15
2.1. Организация и методика экспериментальной работы……………………………………………………………..15-17
2.2. Характер изменений представлений о семье у детской старшей группы…………………………………………………………….17-18
2.3. Констатирующий эксперимент………………………………18-19
Глава 3. Диагностика знаний и представлений детей о семье…………………………………………………………………19-20
Заключение…………………………………………………………21-22
Список литературы………………………………………………….23
Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у страших дошкольников представлений о семье
Эксперимент проводился на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 476, центр развития ребенка города Челябинска, комбинированного вида, первой категории. В экспериментальной работе приняло участие 25 детей старшей возрастной группы.
Исследование проходило в 3 этапа:
1 этап (сентябрь-октябрь 2010г.) - был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
В результате была изучена и проанализирована следующая литература
1. Ада Делла Торре. Ошибки родителей.-М.: Прогресс 1984.
2.
Абрамова Г.С.Введение в
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1982.
4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как?/ Науч. ред. В.М.Иванова. - М., 1993.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.Норма и отклонения.-М.: Педагогика; 1990.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение;1968.
7. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л., 1992.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
10. Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 1995.
11. А.Я.Варга, В.В. Столин. Работа психолога с родителями// Детский психолог; выпуск 5. 1998.
12.
Воспитание дошкольника в
13. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат,1992.
14. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.
15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? М., 1995.
16. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М., 1986.
17. Долъто Ф. На стороне ребенка. М.; СПб., 1997.
18. Дружинин В.Н. Психология семьи.-М.: Просвещение; 1996.
19. Захаров Л.Н. Понимать друг друга.-М.: Московский рабочий;1987.
20. Захаров С.Б., Иванова А.Е. Рождаемость и брачность в России//Социс. 1997.- 7
21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.
22. Крайг Г. Психология развития.-СПб: Питер; 2000
2 этап (ноябрь 2010- март 2011гг.) - опытно-поисковый - разрабатывалась и апробировалась система форм и методов работы педагога с детьми и родителями, осуществлялась проверка работы гипотезы. Проводилась обработка полученных результатов.
Были разработаны и апробированы серия занятий с детьми и бесед с родителями в дошкольном учреждении.
3 этап (апрель-май 2011г.) -заключительно- обобщающий. Он включал в себя обработку и систематизацию материала, обобщение и литературное оформление исследование.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, обработка экспериментальных данных методами математической статистики.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций (перспективных планов) для педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию у детей представлений о семье.
По результатам проведенной работы с детьми, педагогами и родителями можно сделать следующие выводы:
1. Дети знают и уверенно
2. Дети знают и называют слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка.
3. Дети понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимают, что бабушка и дедушка -- это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимают, что прадедушка и прабабушка -- это родители дедушки и бабушки.
4. Проявляют эмоциональную
5. Проявляют свою заботу о
родных и близких, помогают им,
выполняют свои домашние
6. Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
7. Проявляют интерес к
8. Имеют элементарные
Из этого можно сделать вывод что после проведенной работы дети старшей группы дошкольного учреждения имеют высокий уровень представлений о семье и представляют что такое родословная.
2.2. Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень имеющих представлений и интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Для реализации задачи выявления представлений о совей семье можно провести опрос на тему «Семья» и рисуночный тест «Моя семья». Опрос проводить нужно индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке.
Вопросы для опроса:
Каждый ответ ребенка нужно анализировать. Для анализа ответов продумать критерии оценок:
1 балл ставит, если ребенок отвечал неверно или отказывался отвечать на заданный вопрос.
2 балла ставить, если ребенок ответил на вопрос правильно, но не полно и смог раскрыть ответ с помощью дополнительных вопросов.
3 балла ставить, за правильный ответ на вопрос, когда ребенок раскрывал проблему полностью, без помощи взрослого.
После анализа ответов детей, нужно определить уровень представлений о семье каждого ребенка.
Низкий уровень (7-11 баллов) представлений имеют те, которые не проявляют интереса к своей семье, у них не сформировано представление о семье, не понимают смысл слова «семья», не могут назвать членов своей семьи.
Средний уровень (12-17 баллов) представлений имеют те дети, у которых представление о семье, ее членах сформированы, но не в должной мере. Дети проявляют интерес к своей семье, но не называют всех членов семьи, понятие «семья» раскрывается ими не полностью
Высокий уровень (18-21 балла) представлений имеют те дети, у которых сформировано представление о семье, его членах, родственных связях. Ребенок знает смысл слова «семья», называет всех членов семьи своей. Ярко выражен интерес к своей семье.
Глава 3. Диагностика знаний и представлений детей о семье
К концу учебного года дети могут:
* знать имена и отчества
* иметь элементарные
• знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);
• понимать родственные отношения: дети -- родители (мама, папа -- сын, дочь, бабушка и дедушка -- родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка -- внук, внучка, брат-сестра (дядя или тетя -- брат или сестра мамы или папы);
• иметь интерес к истории своей семьи и ее традициям.
• уважительно относиться к окружающим (к родным и близким);
• радовать старших своими хорошими поступками;
• выполнять постоянные обязанности по дому;
• уважительно относиться к труду и занятиям членов семьи.
Рекомендации для родителей:
• рассматривать с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз). Рассказывать о своей работе, объяснять, где работают члены семьи, как важен их труд для всех людей.
• знакомить ребенка с семейными традициями, привлекать к посильному участию в подготовке семейных праздников.
Задания для детей:
1. Используя дидактические
С этой целью можно использовать дидактические упражнения «Семейный хоровод», «Где-то в шумном городе», которые знакомы ребятам со средней группы.
• Опираясь на наглядные материалы (иллюстрации, репродукции картин, фотографии членов своей семьи), постараться ответить на вопрос: «Что такое семья?»
• С помощью фотографий из семейного альбома рассказать о членах своей семьи, назвать имена и отчества взрослых (папы, мамы, бабушек и дедушек), братьев и сестер.
В процессе индивидуальных бесед, а также наблюдений в ходе занятий и игр необходимо обращать внимание на наличие у детей интереса к семейным традициям, профессиям их родных. Ситуации для обсуждения. Чем ты можешь порадовать своих родных: в обычные дни, в повседневной жизни; в праздничный день; когда кому-нибудь из твоих родных нездоровится или он чем-то расстроен (грустит, сердится).
Заключение
Семья, по признанию ученых - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.
Представление о природе, человеке, обществе, в том числе семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах определяют значимость того образца семьи, который первоначально формируется у ребенка.
Исследования многих педагогов и психологов (Макаренко А.С., Лесгафт П.Ф., Грабаровская Л.В., Бабунова Е.С., Баринова Т.М. и др.) свидетельствуют о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов своей семьи.
Многие авторы (Р.И. Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях.
Проблема воспитания интереса к своей семье у детей отражается в различных комплексных и парциальных программах («Из детства в отрочество», «Наследие», «Детство», «Истоки»).
Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, необходимо использовать в процессе воспитания интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста сюжетно- ролевые игры.
Такие педагоги как Н.К. Крупская, А.В. Суровцева, Е.И. Тихеева, А.П. Шохина и другие, считали, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение. Издавалась педагогическая литература, где анализировались типичные ошибки в воспитании и давались советы (А.С. Макаренко, Е.А. Флерина, Н.К. Крупская, Е.А. Аркин и другие) поднимались проблемы актуальные и в наши дни.
Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьей.
Семья по признаю ученых – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.
Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась бы, без семьи.
Семья по семейному законодательству – это малая социально-психологическая группа, члены которой объедены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Информация о работе Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста