Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа».
Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л.В. Загик, Г.А. Маркова, В.А. Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи
В наше время, когда патриотическое воспитание находится на низком уровне, мы должны возрождать традиции, ценить опыт прошлого, прививать детям любовь и гордость за свою семью, и уже на основе этого за свою Родину, отчизну.

Содержание

Введение……………………………………………………….3-4
Глава 1. Проблема ознакомления дошкольников с семьей как явлением общественной жизни………………………………………….5
1.1 Семья - как социальный институт и явление общественной жизни……………………………………………………………5-9
1.2 Анализ содержания образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений по разделу «Семья. Родословная»……………………………………………………9-11
1.3 Педагогические условия формирования представлений о семье у детей старшей группы………………………………………………..11-15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у стараших дошкольников представлений о семье………………………….15
2.1. Организация и методика экспериментальной работы……………………………………………………………..15-17
2.2. Характер изменений представлений о семье у детской старшей группы…………………………………………………………….17-18
2.3. Констатирующий эксперимент………………………………18-19
Глава 3. Диагностика знаний и представлений детей о семье…………………………………………………………………19-20
Заключение…………………………………………………………21-22
Список литературы………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2013.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у страших дошкольников представлений о семье

2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы

Эксперимент проводился на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 476, центр развития ребенка города Челябинска, комбинированного вида, первой категории. В экспериментальной работе приняло участие 25 детей старшей возрастной группы.

Исследование проходило в 3 этапа: 

1 этап (сентябрь-октябрь 2010г.) - был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

В результате была изучена и проанализирована следующая литература

1. Ада Делла Торре. Ошибки родителей.-М.: Прогресс 1984.

2. Абрамова Г.С.Введение в практическую  психологию. Екатеринбург: Деловая  книга; М.: Академия; 1996.

3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1982.

4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как?/ Науч. ред. В.М.Иванова. - М., 1993.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.Норма и отклонения.-М.: Педагогика; 1990.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение;1968.

7. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

8. Берн Э. Игры, в которые играют  люди. Люди, которые играют в игры. -Л., 1992.

9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

10. Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 1995.

11. А.Я.Варга, В.В. Столин. Работа психолога с родителями// Детский психолог; выпуск 5. 1998.

12. Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. -М., 1979.

13. Волкова Е.М. Трудные дети или  трудные родители? М.: Профиздат,1992.

14. Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.

15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? М., 1995.

16. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М., 1986.

17. Долъто Ф. На стороне ребенка. М.; СПб., 1997.

18. Дружинин В.Н. Психология семьи.-М.: Просвещение; 1996.

19. Захаров Л.Н. Понимать друг друга.-М.: Московский рабочий;1987.

20. Захаров С.Б., Иванова А.Е. Рождаемость  и брачность в России//Социс. 1997.- 7

21. Запорожец А.В. Избранные психологические  труды. М., 1986.

22. Крайг Г. Психология развития.-СПб: Питер; 2000

2 этап (ноябрь 2010- март 2011гг.) - опытно-поисковый - разрабатывалась и апробировалась система форм и методов работы педагога с детьми и родителями, осуществлялась проверка работы гипотезы. Проводилась обработка полученных результатов.

Были разработаны и апробированы серия занятий с детьми и бесед с родителями в дошкольном учреждении.

3 этап (апрель-май 2011г.) -заключительно- обобщающий. Он включал в себя обработку и систематизацию материала, обобщение и литературное оформление исследование.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, обработка экспериментальных данных методами математической статистики.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций (перспективных планов) для педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию у детей представлений о семье.

2.2 Характер изменений представлений о семье у детской старшей группы

По результатам проведенной работы с детьми, педагогами и родителями можно сделать следующие выводы:

1. Дети знают и уверенно называют  свои имя и фамилию, имена и  отчества родителей, имена и отчества  бабушек и дедушек.

2. Дети знают и называют слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка.

3. Дети понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимают, что бабушка и дедушка -- это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимают, что прадедушка и прабабушка -- это родители дедушки и бабушки.

4. Проявляют эмоциональную отзывчивость  на состояние близких людей, могут  пожалеть, посочувствовать. Имеют представления  о том, что в семье у всех  есть домашние обязанности.

5. Проявляют свою заботу о  родных и близких, помогают им, выполняют свои домашние обязанности. Стараются радовать старших своими  хорошими поступками. Стараются  проявлять волевые качества.

6. Проявляют интерес к истории  своей семьи и ее традициям.

7. Проявляют интерес к профессиональной  деятельности своих родителей. Имеют  элементарные представления о  том, что такое семья (семья объединяет  родных: родителей и детей, бабушек  и дедушек, братьев и сестер).

8. Имеют элементарные представления  о том, что родословная -- это история семьи, рассказ о своей семье.

Из этого можно сделать вывод что после проведенной работы дети старшей группы дошкольного учреждения имеют высокий уровень представлений о семье и представляют что такое родословная.

2.2. Констатирующий эксперимент

 

Цель: выявить уровень имеющих представлений и интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выявить уровень представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста
  2. Выявить уровень сформированности интереса у детей старшего дошкольного возраста к своей семье

Для реализации задачи выявления представлений о совей семье можно провести опрос на тему «Семья» и рисуночный тест «Моя семья». Опрос проводить нужно индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке.

Вопросы для опроса:

  1. Как ты думаешь, что такое семья?
  2. Перечисли мне членов твоей семьи.
  3. Знаешь ли ты имя, отчество своих родителей?
  4. Знаешь ли ты, кем работают, твои родители?
  5. Знаешь ли ты, кем работают твои дедушка и бабушка?
  6. Как ваша семья любит проводить свободное время?
  7. Знаешь ли ты, кем или чем связан выбор твоего имени ( в честь кого –то, любимое имя).

Каждый ответ ребенка нужно анализировать. Для анализа ответов продумать критерии оценок:

1 балл ставит, если ребенок отвечал неверно или отказывался отвечать на заданный вопрос.

2 балла ставить, если ребенок ответил на вопрос правильно, но не полно и смог раскрыть ответ с помощью дополнительных вопросов.

3 балла ставить, за правильный ответ на вопрос, когда ребенок раскрывал проблему полностью, без помощи взрослого.

После анализа ответов детей, нужно определить уровень представлений о семье каждого ребенка.

Низкий уровень (7-11 баллов) представлений имеют те, которые не проявляют интереса к своей семье, у них не сформировано представление о семье, не понимают смысл слова «семья», не могут назвать членов своей семьи.

Средний уровень (12-17 баллов) представлений имеют те дети, у которых представление о семье, ее членах сформированы, но не в должной мере. Дети проявляют интерес к своей семье, но не называют всех членов семьи, понятие «семья» раскрывается ими не полностью

Высокий уровень (18-21 балла) представлений имеют те дети, у которых сформировано представление о семье, его членах, родственных связях. Ребенок знает смысл слова «семья», называет всех членов семьи своей. Ярко выражен интерес к своей семье.

 

Глава 3. Диагностика знаний и представлений детей о семье

К концу учебного года дети могут:

* знать имена и отчества родителей, называть имена и отчества  дедушек и бабушек;

* иметь элементарные представления  о том, что такое семья, что  у семьи есть история и традиции;

• знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);

• понимать родственные отношения: дети -- родители (мама, папа -- сын, дочь, бабушка и дедушка -- родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка -- внук, внучка, брат-сестра (дядя или тетя -- брат или сестра мамы или папы);

• иметь интерес к истории своей семьи и ее традициям.

• уважительно относиться к окружающим (к родным и близким);

• радовать старших своими хорошими поступками;

• выполнять постоянные обязанности по дому;

• уважительно относиться к труду и занятиям членов семьи.

Рекомендации для родителей:

• рассматривать с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз). Рассказывать о своей работе, объяснять, где работают члены семьи, как важен их труд для всех людей.

• знакомить ребенка с семейными традициями, привлекать к посильному участию в подготовке семейных праздников.

Задания для детей:

1. Используя дидактические наглядные  материалы (карточки, на которых  изображены члены отвлеченной, идеальной  модели семьи, фотографии из семейных  альбомов детей), назвать слова, обозначающие  родство, объяснить родственные  отношения.

С этой целью можно использовать дидактические упражнения «Семейный хоровод», «Где-то в шумном городе», которые знакомы ребятам со средней группы.

• Опираясь на наглядные материалы (иллюстрации, репродукции картин, фотографии членов своей семьи), постараться ответить на вопрос: «Что такое семья?»

• С помощью фотографий из семейного альбома рассказать о членах своей семьи, назвать имена и отчества взрослых (папы, мамы, бабушек и дедушек), братьев и сестер.

В процессе индивидуальных бесед, а также наблюдений в ходе занятий и игр необходимо обращать внимание на наличие у детей интереса к семейным традициям, профессиям их родных. Ситуации для обсуждения. Чем ты можешь порадовать своих родных: в обычные дни, в повседневной жизни; в праздничный день; когда кому-нибудь из твоих родных нездоровится или он чем-то расстроен (грустит, сердится).

Заключение

 

Семья, по признанию ученых - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Представление о природе, человеке, обществе, в том числе семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах определяют значимость того образца семьи, который первоначально формируется у ребенка.

Исследования многих педагогов и психологов (Макаренко А.С., Лесгафт П.Ф., Грабаровская Л.В., Бабунова Е.С., Баринова Т.М. и др.) свидетельствуют о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов своей семьи.

Многие авторы (Р.И. Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях.

Проблема воспитания интереса к своей семье у детей отражается в различных комплексных и парциальных программах («Из детства в отрочество», «Наследие», «Детство», «Истоки»).

Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, необходимо использовать в процессе воспитания интереса к своей семье  у детей старшего дошкольного возраста сюжетно- ролевые игры.

 

Такие педагоги как  Н.К. Крупская, А.В. Суровцева, Е.И. Тихеева, А.П. Шохина и другие, считали, что  в отрыве от семьи невозможно воспитать  подрастающее поколение. Издавалась педагогическая литература, где анализировались  типичные ошибки в воспитании и давались советы (А.С. Макаренко, Е.А. Флерина, Н.К. Крупская, Е.А. Аркин и другие) поднимались  проблемы актуальные и в наши дни.

Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно  продолжают дело, начатое семьей.   

Семья по признаю ученых – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась бы, без семьи.

Семья по семейному законодательству – это малая социально-психологическая группа, члены которой объедены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Информация о работе Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста