Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей, приводятся рекомендации учителей-логопедов, имеющих положительной опыт коррекции этого тяжелого заболевания.

Содержание

Введение

1. Причины, симптомы и основные методы лечения дизартрии

2. Методики корректировки речевого дыхания при дизартрии

2.1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

2.2. Упражнения для развития речевого дыхания

3. Коррекция речи при дизартрии

3.1. Артикуляционная гимнастика

3.2. Игровые методы

3.3. Наглядность и технические средства обучения

4. Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией

4.1. Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Дизартрия.DOC

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Отработанные  умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

«Чей  пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или  любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

«Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку  покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

      Также способствуют развитию речевого дыхания  свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

      Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

    В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.   

    Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ 

      3.1. Артикуляционная гимнастика

            Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей  подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

      Работа  по развитию основных движений органов  артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

      Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

      При отборе упражнений для артикуляционной  гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

      Из  выполняемых двух-трех упражнений новым  может быть только одно, второе и  третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

      Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так  как в таком положении у  ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа  организуется следующим образом.

    - Взрослый  рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    - Показывает  его выполнение.

    - Упражнение  делает ребенок, а взрослый  контролирует выполнение.

      Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

      Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается  напряженность движений органов  артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

      В процессе выполнения гимнастики важно  помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

      Если  у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали.

      Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как  бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Как весёлые лягушки 
Тянем губки прямо к ушкам.  
Потянули - перестали.  
И нисколько не устали!

      Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю  я слону - 
Губы хоботом тяну. 
А теперь их отпускаю 
И на место возвращаю.

      Лягушка-слон. Чередование положений губ: в  улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

      Рыбка. Спокойное широкое открывание и  закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

      Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

      Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в  улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

      Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в  улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

      Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в  улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

      Горка. Рот широко открыт, губы слегка в  улыбке. Кончик языка упирается в  нижние зубы, спинка языка выгнута  дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка  язычка сейчас 
Станет горочкой у нас. 
Скатываются зубки с горочки.

      Постучимся  в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается  в нижние зубы, спинка языка выгнута  дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.  

      3.2. Игровые методы

      Предлагаемые  ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового  внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

                               Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

      Воспитатель показывает детям  игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

            Чудесный   мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

       Все перечисленные выше игрушки  сложены в мешочек. Воспитатель,  держа мешочек, подходит к детям  и, говоря, что в мешочке лежит  много интересных игрушек, предлагает  вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

       Следующие игры и упражнения  помогают обучить детей правильному  произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин.

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых  есть звуки м - мь, п - пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

         Педагог расставляет на столе  игрушки и предлагает детям  поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки,  которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить  вежливо, при этом слово пожалуйста  выделяет голосом.  Воспитатель  дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так  до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

         Воспитатель следит за тем,  чтобы дети правильно произносили  звуки м - мь, п - пь, б- бь в  словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

                              Можно ездить или нет.

Наглядный материал: коробка и картинки  с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

        Дети по очереди вынимают из  коробки картинки; каждый показывает  свою группе, называет изображенный  на ней предмет и говорит,  можно ездить или нет. Воспитатель  следит за тем, чтобы дети  правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

                                   На прогулку в лес.

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в  названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

        Воспитатель выставляет игрушки  на столе и просит детей  назвать их. Затем он предлагает  детям отправиться на прогулку  в лес и взять с собой  игрушечных животных. Малыши выбирают  нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Информация о работе Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией