Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей, приводятся рекомендации учителей-логопедов, имеющих положительной опыт коррекции этого тяжелого заболевания.

Содержание

Введение

1. Причины, симптомы и основные методы лечения дизартрии

2. Методики корректировки речевого дыхания при дизартрии

2.1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

2.2. Упражнения для развития речевого дыхания

3. Коррекция речи при дизартрии

3.1. Артикуляционная гимнастика

3.2. Игровые методы

3.3. Наглядность и технические средства обучения

4. Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией

4.1. Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Дизартрия.DOC

— 229.50 Кб (Скачать файл)

    Буду  маме помогать,

    Буду  всюду убирать:

    И под шкафом,

    и за шкафом,

    и в шкафу,

    и на шкафу.

    Не  люблю я пыли! Фу!

Ориентировка  на листе бумаги.

  1. Моделирование сказочных историй 

«Лесная школа» (Л.С. Горбачева)

      Оборудование: у каждого ребенка  лист бумаги и домик, вырезанный  из картона.

    «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

    В густом лесу живут звери. У них  есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

    Лев предложил построить в левом  нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа  была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили  школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне.» Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса.»   

«Зима»

      Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник).

    «У  леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима ранехонько, умылась белехонько, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула Зима правым рукавом и засыпала елочку снегом.

    Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая  поляна.

    Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом.

    Повернула Зима в левый нижний угол и увидела  муравейник.

    Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла  муравейник снегом.

    Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.» 

«Птичка и кошка»

    Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

    «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

    2. Графическое воспроизведение направлений (И.Н. Садовникова).

    – Даны четыре точки, поставить знак «+»  от первой точки снизу, от второй –  сверху, от третьей – слева, от четвертой  – справа.

    – Даны четыре точки. От каждой точки  провести стрелку в направлении: 1 – вниз, 2 – вправо, 3 – вверх, 4 – влево.

    Даны  четыре точки, которые можно сгруппировать  в квадрат:

    а) Мысленно сгруппировать точки в квадрат, выделить карандашом левую верхнюю точку, затем левую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз.

    Аналогично  выделить правую верхнюю точку и  соединить ее стрелкой с правой верхней точкой в направлении снизу вверх.

    б) В квадрате выделить левую верхнюю точку, затем правую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева на право.

    Аналогично  нижние точки соединить в направлении  справа налево.

    в) В квадрате выделить левую верхнюю точку и правую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева-направо-сверху-вниз.

    г) В квадрате выделить левую нижнюю точку и правую верхнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.

    Усвоение  предлогов, имеющих пространственное значение.

    1. Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на вопросы.

    Положите  карандаш на книгу. Где лежит карандаш?

    Возьмите  карандаш. Откуда вы взяли карандаш?

    Положите  карандаш в книгу. Где он сейчас?

    Возьмите  его. Откуда взяли карандаш?

    Спрячьте  карандаш под книгу. Где он?

    Выньте  карандаш. Откуда его вынули?

    2. Построиться, следуя указаниям: Света за Леной, Саша перед Леной, Петя между Светой и Леной и т.д.

    Ответить  на вопросы: «Ты за кем стоишь?» (перед  кем, рядом с кем, впереди, позади и т.д.).

    3. Расположение геометрических фигур по данной инструкции: «Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.»

    4. «Какого слова не хватает?» «Река вышла берегов. Дети бегут класс. Тропинка шла полю.

    Зеленеет  лук грядке. Мы добрались города. Лестницу прислонили стене.»

    5. «Что перепутано?» Дед в печи, дрова на печи.

    На  столе сапожки, под столом лепешки.

    Овечки  в речке, караси у речки.

    Под столом портрет, над столом табурет.

    6. «Наоборот» (назвать противоположный предлог).

    Взрослый  говорит:

    – Над окном.

    Ребенок:

    – Под окном.

    К двери – … В ящик – …  Перед школой – … До города –  … Перед машиной – …

    – Подобрать пары картинок, которым  соответствуют противоположные  предлоги.

    7. «Сигнальщики».

    а) К картинке подобрать карточку-схему соответствующего предлога:

    б) Ведущий читает предложения, тексты. Дети показывают карточки- схемы с нужными предлогами.

    в) Ведущий читает предложения, тексты, пропуская предлоги. Дети показывают карточки-схемы пропущенных предлогов.

    б) Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, но разной формы.

    в) «Какая фигура лишняя».

    Сравнение проводится по внешним признакам: размер, цвет, форма, изменения в деталях.

    г) «Найти две одинаковые фигуры».

    Детям предлагается 4-6 предметов, которые  различаются по одному- двум признакам. Дети должны найти два одинаковых предмета.

    Ребята  могут находить одинаковые цифры, буквы, написанные одним шрифтом, одинаковые геометрические фигуры и так далее.

    д) «Выбери подходящую коробку для игрушки».

    Дети  должны соотнести величину игрушки  и коробки.

    е) «На какую площадку приземлится ракета».

    Дети  соотносят форму основания ракеты и посадочной площадки.

    Задание №3

    Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием и конструированием:

  1. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;
  2. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;
  3. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения – дополнительные упражнения, в которых необходимо

    А) различить стороны листа;

    Б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;

    В) обвести контур рисунка;

    Г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.

  1. Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.

    Методика  Керна-Йирасека

    При использовании методики Керна-Йирасека (включает два задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по образцу) каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Задания направлены на развитие пространственных отношений и представлений, развитие тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Это также позволяет определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

    Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной).

    Методика  представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

          Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу  тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

                При выполнении заданий  Методики "Домик" обследуемыми были допущены следующие ошибки:

  а) некоторые детали рисунка отсутствовали;

  б) в некоторых рисунках не была соблюдена  пропорциональность: увеличение отдельных деталей рисунка при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;

  в) неправильное изображение элементов  рисунка;

  д) отклонение линий от заданного направления;

  е) разрывы между линиями в местах соединения;

  ж) залезание линий одна на другую;

«Дорисуй  мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки  для зонтиков» А.Л. Венгера.

      И мышиные хвосты и ручки  также представляют собой элементы  букв.

    Графический диктант и «образец и правило» Д.Б. Эльконина - А.Л. Венгера.

          Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям ведущего. Ведущий диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.

          Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

    «Машина едет по дороге» (А.Л. Венгер).

    На  листе бумаги нарисована дорога, которая  может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого – дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом.

Информация о работе Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией