Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей, приводятся рекомендации учителей-логопедов, имеющих положительной опыт коррекции этого тяжелого заболевания.

Содержание

Введение

1. Причины, симптомы и основные методы лечения дизартрии

2. Методики корректировки речевого дыхания при дизартрии

2.1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

2.2. Упражнения для развития речевого дыхания

3. Коррекция речи при дизартрии

3.1. Артикуляционная гимнастика

3.2. Игровые методы

3.3. Наглядность и технические средства обучения

4. Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией

4.1. Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Дизартрия.DOC

— 229.50 Кб (Скачать файл)

    Можно придумать множество аналогичных  игр. Можно использовать для тренировок и прохождение простейших лабиринтов.

    «Попади карандашом в кружки» (А.Э. Симановский).

    На  листе изображены ряды кружков диаметром  около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.

    Движение  строго определено.

    I-вариант:  впервой строчке направление  движения слева – направо, во второй строчке справа – налево.

    II-вариант:  в первом столбике направление  движения сверху – вниз, во  втором столбике снизу – вверх и т.д.

    Задание №4

    Цель:

  1. Сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке;
  2. Сложить из четырех частей геометрические фигуры – круг и квадрат. При затруднении данное задание выполнять поэтапно:

    А) Составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;

    Б) Складывать круг и квадрат по образцу  рисунка с пунктирно обозначенными на нем составляющими частями;

    В) Складывать фигуры путем наложения  на пунктирный рисунок детали с последующим  конструированием без образца.

    «Сделай картинку» (по типу доски Э. Сегена).

    Дети  подбирают вкладки к прорезям по форме и размеру и складывают фигуры, вырезанные на доске.

    «Найди  форму в предмете и сложи предмет».

    Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур.

    «Картинка сломалась».

    Дети  должны сложить картинки, разрезанные  на части.

    «Найти, что спрятал художник».

    На  карточке даны изображения предметов  с пересекающимися контурами. Нужно  найти и назвать все нарисованные предметы.

    «Буква  сломалась».

    Дети  должны узнать по какой-либо части всю букву.

    «Сложи  квадрат» (Б.П. Никитин).

    Оборудование: 24разноцветных квадрата из бумаги размером 80Х80мм, разрезанные на части, 24 образца, на которых указаны линии соединений.

    Игру  можно начать с простых заданий: «Сложи из этих частей квадрат. Внимательно посмотри на образец. Подумай, как расположить части квадрата. Попробуй их наложить на образец». Затем дети самостоятельно подбирают части по цвету и собирают квадраты.

    Рамки и вкладыши Монтессори.

    Игра  представляет собой набор квадратных рамок, пластинок с вырезанными отверстиями, которые закрываются крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета. Крышки-вкладыши и прорези имеют форму круга, квадрата, равностороннего треугольника, эллипса, прямоугольника, ромба, трапеции, четырехугольника, параллелограмма, равнобедренного треугольника, правильного шестиугольника, пятиконечной звезды, прямоугольного равнобедренного треугольника, правильного пятиугольника, шестиугольника неправильной формы, разностороннего треугольника.

    Дети  подбирают вкладыши к рамкам, обводят вкладыши или прорези, вставляют вкладыши в рамки на ощупь.

    «Почтовый ящик».

    Почтовый  ящик – коробка с прорезями  разной формы. Дети опускают в ящик объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.

    «Какого цвета предмет?», «Какой формы предмет?».

    I вариант: у детей предметные  картинки. Ведущий достает из  мешочка фишки определенного  цвета (формы). Дети закрывают  фишками соответствующие картинки. Побеждает тот, кто быстрее всех закрыл свои картинки. Игра проводится по типу «Лото».

    II вариант: у детей цветные флажки (флажки с изображением геометрических фигур). Ведущий показывает предмет, а дети – соответствующие флажки.

    «Собери по форме»

    У каждого игрока карточка определенной формы. Дети подбирают к ней подходящие предметы, изображенные на картинках.

    «Найди  свою пару».

    Дети  делятся на две команды. Детям  раздают по одной форме из комплекта  геометрических фигур. По сигналу дети идут навстречу друг с другом и  отыскивают свою пару, т.е. берут руку того, у кого точно такая же геометрическая фигура.

    «Бегите ко мне».

    У детей флажки одного цвета, но разные по форме. Ребята двигаются под музыку по комнате. Ведущий останавливает  музыку, поднимает картинку с изображением предмета определенной формы. Те, у кого флажки соответственной формы, подбегают к ведущему. Затем дети снова разбегаются. Игра продолжается. В конце ведущий отмечает наиболее внимательных игроков.

    По  мере выполнения игра  усложняется  за счет использования предметов, состоящих  из нескольких геометрических фигур, раскрашенных в несколько цветов. В этом случае к ведущему подбегают дети с различного цвета и формы флажками.

    Игры  «Какой формы не стало?» и «Что изменилось?».

    Геометрические  фигуры разной формы выставляют в  ряд.

    Дети  должны запомнить все фигуры или  их последовательность.

    Затем дети закрывают глаза. Одну-две фигуры убирают (меняют местами). Ребята должны назвать, каких фигур не стало, или  сказать, что изменилось.

    «Собери себе товарищей».

    У детей карточки с разнообразными геометрическими фигурами различного размера. Дети должны найти партнеров, у которых такие же геометрические фигуры и построиться от самой большой до самой маленькой фигуры.

    Побеждает группа, быстрее других собравшая  товарищей.

    Упражнения  на формирование представлений о  величине:

    Разложи кружки от самого маленького к самому большому.

    Построй матрешек по росту: от самой высокой  до самой низкой.

    Положи  самую узкую полоску слева, рядом  справа положи полоску чуть шире и  т.д.

    Раскрась  высокое дерево желтым карандашом, а низкое – красным.

    Обведи  в кружок толстого мышонка, а в квадратик – тонкого и т.д.

    «Чудесный мешочек».

    В мешочек находятся объемные и  плоские фигуры, мелкие игрушки, предметы, овощи, фрукты и т.д. Ребенок должен на ощупь определить, что это. В мешочек можно положить пластмассовые, картонные буквы и цифры.

    «Рисунок  на спине».

    Дети  рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры, простые  предметы.

    Нужно догадаться, что нарисовал партнер.

    Затруднения дифференцировки пространственных отношений в предметно-игровой  деятельности, правильные рассуждения и объяснения в процессе рисования с ошибочным воспроизведением пространственных признаков вероятно могут указывать на недостаточность обобщенного понимания уже сложившихся у детей формулировок на вербализацию пространственных отношений, опережающую их практическую реализацию. 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются  у человека в детстве. И немалую  роль в становлении личности играет речь.

      Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

      Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

        Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. 

         В данной работе и были отражены основные методы коррекции одного из тяжелых речевых нарушений у детей - диазартрии.

На основании  выше изложенного можно определить общую схему коррекции:

- Подготовительный  этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к постановке звуков.

  • формирование умения по опознанию и различению звука изолированно, в речевом потоке и т.д.;
  • формирование артикуляторных умений и навыков, т.е. развитие мышц артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики;
  • развитие дыхания, голоса.

-  Формирование  первичных произносительных умений  и навыков 

  • собственно постановка звука;
  • автоматизация (закрепление) изолированного произношения, в слоге, слове, фразе, тексте, спонтанной речи;
  • дифференциация (различение звуков, близких по своим характеристикам).

- Формирование  коммуникативных произносительных  умений и навыков. Т.е. знания, приобретенные у логопеда, должны  активно использоваться в повседневном общении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1, 1991.

2.  Бондаренко  А.А. Работа над дикцией в  начальных классах // Начальная  школа. – 1987. – N 1.

3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.

4. Волкова  Л.С. Логопедия М.,1989

5. Генинг  М.Г. Обучение дошкольников правильной  речи. – Чебоксары, 1980.

6. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.

7. Жукова  Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б.  Преодоление общего недоразвития речи М., 1990

8. Ефименкова  Л.Н. Коррекция устной и письменной  речи учащихся начальных классов М., 1991

9. Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.

10. Максаков  А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя.  – М. , 1983.

11. Селивестров  В.И. Игры в логопедической  работе. – М. , 1987.

12. Швайко  Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

13. Филичева Т.Б.,Чиркина  Г.В. Подготовка к школе детей  с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993. 
 
 
 
 


Информация о работе Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией