Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:50, курсовая работа
Цель данной работы - выявление и раскрытие вопросов формирования профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера.
Объект исследования - студенты-дизайнеры художественно-графического факультета.
Предметом выступят компоненты личности студентов-дизайнеров.
Методом исследования предлагается изучение имеющейся литературы по заданной теме.
После библиографического поиска и обзора выявленной информации были сформированы следующие задачи:
рассмотреть компонент формирования эстетического вкуса и роли художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров;
рассмотреть компонент формирования творческого мышления у студентов- дизайнеров;
рассмотреть компонент нравственности и профессиональной культуры дизайнера.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава I. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры
в процессе подготовки дизайнеров…………………………………...………………5
§1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе…5
§2. Художественная культура и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров………………………………………………………………………….……8
Глава II. Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров…………......11
§1. Понятие и структура творческого мышления…………………………….…….11
§2. Активизация творческого мышления……………………………………….…..14
Глава III. Нравственность и профессиональная культура дизайнера……………..18
§1. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров…………....18
§2. Формирование профессиональной культуры дизайнера…………………..…..23
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………31
Художник, работающий над дизайном рекламы, теоретически проходит через четыре стадии, независимо от уровня своей работы.
Во-первых, он изучает клиента, его продукт, средства информации, аудиторию и другие проблемы, связанные с подготовкой себя к наилучшему выполнению поставленной задачи. Эту стадию называют стадией просвещения.
Во-вторых,
он на некоторое время отвлекается
от поставленной задачи, внутренне
работая над воспринятым
И, наконец, в-четвертых, художник приступает к действию, не утрачивая ни одной полезной идеи при переходе от работы сознания к работе рук. Эту стадию можно назвать стадией исполнения, или продуктивной стадией.
Однако условия могут не позволить дизайнеру последовательно проходить через все четыре стадии.
Источник, из которого черпает силы творчество, надо непрерывно пополнять путем чтения, наблюдения, исследований и практики. Творческое мышление зиждется на широких знаниях, поэтому чтение крайне необходимо. Творчество основывается главным образом на восприятии новых связей, и тот, кто знакомится с широким кругом вопросов, оказывается лучше подготовленным к выработке идей. Чтение в сочетании с практикой обеспечивает творчеству хорошую базу. Он всегда должен быть в курсе дел, знать моду, тенденции, последние события.
Дизайнер всегда должен искать лучшие средства для выражения своих замыслов. По мнению многих специалистов, новое и оригинальное в искусстве найти очень трудно. Каждый художник заимствует у другого, и цепочка заимствований бесконечна. Однако каждый вносит в свою работу что-то особенное, что и называется творчеством. Новое вырастает на основе старого. Иначе и быть не может.
Творческую деятельность дизайнера стимулирует следующее:
Заимствование, с помощью которого извлекаются художественные истины из других областей. Так, например, композиция картины может подсказать форму выражения для будущего проекта. Сама природа представляет собой неисчерпаемый источник идей для дизайна.
Дополнение. Упрощенная компоновка, скажем, для рекламы качественного продукта может послужить базой для создания более сложной рекламы, которая включает в себя несколько подобных компонентов.
Извлечение. Дизайнер извлекает из какого-то проекта понравившуюся ему часть и на ее основе разрабатывает новый дизайн.
Переделка. Дизайнер берет удачную работу и переделывает ее компоновку.
Утрирование. Умышленное преувеличение какой-либо детали с целью подчеркнуть некую мысль.
Противопоставление. Использование противоположностей принятому большинству. Например, если в большинстве реклам преобладают темные тона, то дизайнер может сделать обратное, взять светлые краски и белые поля. Если все увлечены круглыми формами, то дизайнер может ввести угольные формы.
Учиться
на примерах нужно, но этим нельзя увлекаться.
Даже начинающий дизайнер должен заимствовать
из образцов только идеи. К заимствованиям
дизайнер должен добавлять свои индивидуальные
штрихи.
Глава
III. Нравственность и
профессиональная культура
дизайнера.
§1.
Воспитание нравственной
ответственности
будущих дизайнеров.
Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в современном обществе проявляется в изменении традиционных этических норм и правил морали, в нарастании стрессовых обстоятельств, в снижении устойчивости нравственно- этических убеждений и отношений, ценности формальных институтов культурного наследования, в отчуждении целей и содержания образования от реальных потребностей личности. Это вступает в противоречие с природой развития духовности и нравственности, предполагающей включение личности молодого человека в определенный жизненный и человеческий контекст.
Социально-экономические
условия современной жизни
В этой связи необходима организация нравственного воспитания студентов, поскольку нравственная культура личности, выступает обязательным компонентом профессиональной культуры специалиста гуманитарного вуза, в том числе будущих дизайнеров[5].
Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров – один из элементов нравственного воспитания - целенаправленный и организуемый на научной основе социально-педагогический процесс, ориентированный на творческую активность индивида в его нравственном самоопределении, направленный на самосовершенствование студентов в соответствии с нравственными ценностями общества.
Принципы, необходимые профессиональному дизайнеру: приоритет сотворчества; индивидуализация, самостоятельность, контекстность обучения; приоритет духовного в постижении мира; ориентация на нравственный идеал, нравственная ответственность[9].
Нравственная ответственность человека - это соизмерение собственной нравственной деятельности с требованиями, которые предъявляет ему общество, это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность - это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность, и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих.
Ответственность
дизайнера перед обществом: дизайнер
принимает на себя профессиональную
обязанность способствовать повышению
социального и эстетического
уровня общества, дизайнер обязуется
с профессиональной ответственностью
действовать в интересах
Кодекс
чести дизайнеров ставит своей основной
целью формирование основных принципов
международных этических норм. Соответственно
этому и разработана
Нравственное воспитание как часть целостного процесса развития личности, протекает под влиянием трех основных факторов: наследственности, среды и воспитания. Четвертой составляющей выступает нравственный опыт, что подтверждается различными исследованиями. Так нравственное воспитание индивида осуществляется в повседневном нравственном опыте, нравственное воспитание как социализация ребенка приобретение им жизненного опыта, развития и формирования личности, обладающей полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе, положительный результат в процессе нравственного воспитания можно получить только в практической деятельности.
Нравственное воспитание подразумевает творческую активность индивида в его нравственном самоопределении, в выборе средств и способов деятельности, в его переходе от соблюдения внешних моральных норм к нравственности, как к внутренней духовной свободе.
Обобщая вышесказанное, заметим, что нравственное воспитание трактуется учеными как процесс целенаправленной педагогической деятельности, как формирование человека, как целенаправленное и систематическое воздействие, как специфическая воспитательная работа.
На основе изучения и анализа разных подходов к проблеме нравственного воспитания личности можно выделить основополагающие позиции: на нравственное воспитание личности оказывают безусловное влияние наследственно-биологические предпосылки; на развитие тех или иных природных задатков влияет воздействие среды; залог успешности нравственного воспитания – в оптимальном соотношении и взаимодействии субъективных факторов и объективных[5].
Нравственное воспитание должно быть ориентировано на формирование таких качеств личности, как созидательность, уважительность (отношение к предметному миру), благородство, честь, толерантность, коллективизм, взаимоуважение (отношение к другим людям), гуманизм, самокритичность, достоинство, ответственность (отношение к себе), целеустремленность, самоорганизованность, пытливость, познавательная активность (отношение к знаниям), трудолюбие, усердие, прилежание (отношение к труду), экологичность, восторженность, самоотождествление (отношение к миру живой и неживой природы), патриотизм, общественный долг, гуманизм (отношение к обществу). [22]
Обобщая
все предложенные понятия, определяем
нравственность, как внутреннее качество,
которое может проявляться
Комплекс педагогических условий, составляющих основу деятельности педагога по реализации модели нравственного воспитания студентов, включающий в себя: организацию единого образовательно-воспитательного пространства учебной и творческой деятельности студентов; акцентуацию нравственности в художественной деятельности как основы профессионализма; информационно-диагностическое обеспечение процесса воспитания.
Целью
духовно-нравственного
Данный
компонент выполняет
Для
повышения успешности профессиональной
деятельности, актуальна необходимость
духовно-нравственного
Философия
и история образования, обращение
к многовековому духовному
Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодром состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
Информация о работе Формирование профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера