Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:50, курсовая работа
Цель данной работы - выявление и раскрытие вопросов формирования профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера.
Объект исследования - студенты-дизайнеры художественно-графического факультета.
Предметом выступят компоненты личности студентов-дизайнеров.
Методом исследования предлагается изучение имеющейся литературы по заданной теме.
После библиографического поиска и обзора выявленной информации были сформированы следующие задачи:
рассмотреть компонент формирования эстетического вкуса и роли художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров;
рассмотреть компонент формирования творческого мышления у студентов- дизайнеров;
рассмотреть компонент нравственности и профессиональной культуры дизайнера.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава I. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры
в процессе подготовки дизайнеров…………………………………...………………5
§1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе…5
§2. Художественная культура и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров………………………………………………………………………….……8
Глава II. Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров…………......11
§1. Понятие и структура творческого мышления…………………………….…….11
§2. Активизация творческого мышления……………………………………….…..14
Глава III. Нравственность и профессиональная культура дизайнера……………..18
§1. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров…………....18
§2. Формирование профессиональной культуры дизайнера…………………..…..23
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………31
Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовного гумуса» в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков.
Реформа высшего образования, осуществляемая в настоящее время в России, направлена на его гуманитаризацию, что предполагает создание необходимых предпосылок для развития всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств. Это прямо связано с реализацией задачи высшей школы - формирование личности, способной к творческой инновационной деятельности в любой сфере производства и управления, осознанно принимающей решения по всем важным вопросам.
В
России профессия «дизайнер» получила
официальное признание
Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится, прежде всего, в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г.П. Федотов в 1938 г., "есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России. Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации".
Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук. При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:
-
единство федерального
-
открытое восприятие и
-
приоритет фундаментальных
-
восстановление первичных
Формирование культурной личности - первостепенная задача современного общества и образования в целом. К сожалению, как свидетельствует статистика, к началу ХХI века возникли предпосылки, ведущие к истощению общего культурного уровня населения планеты, в том числе и молодежи.
Ставя
перед собой цель активизации развития
дизайнерского мышления, необходимо определить
какие именно качества необходимо развивать
в ходе реального педагогического процесса,
и в каком случае дизайнерское мышление
будет считаться развитым. По результатам
анализа критериев оценки компетентности
специалиста, наиболее характерными чертами
дизайнерского мышления являются: чувство
целесообразности, проектная направленность,
проблемность, владение системным способом
мышления, владение логическими операциями,
гибкость, оригинальность, наличие развитой
фантазии, воображения, ассоциативности,
интуиции, эмоциональности - все они входят
в одно общее понятие «художественная
культура дизайнера».
Глава
II. Развитие творческого
мышления у студентов-
дизайнеров.
§1.
Понятие и структура
творческого мышления.
В условиях развития современного российского государства основной задачей перед профессионалом в любой отрасли является выработка нестандартных подходов к решению возникающих вопросов. Именно новизна предложенного решения является основным критерием выбора заказчика. Конкурентоспособен в условиях рыночной экономики лишь тот, кто творчески мыслит, творчески решает поставленную задачу. Научить правильно расставлять приоритеты, выделять наиболее актуальные направления, создавать действительно передовой и востребованный продукт, используя творческий подход к делу - одна из важнейших задач, которые ставит современное общество перед высшим учебным заведением в процессе подготовки студентов творческих профессий, к числу которых относятся студенты отделения «Дизайн среды», специалисты в сфере создания (проектирования) среды. Генеральной функцией средового дизайна является организация предметно-пространственных комплексов, где средовая ориентация - интерьеры, городская среда, «среда – события». Соответственно, область деятельности дизайнера среды достаточно широка, поэтому возникает необходимость формирования профессионала не только способного проектировать с «проникновением в мир представлений потребителя, в миры технологий, материалов; универсального художника – проектировщика, творящего в духе времени», но и ориентированного на социально – экономические изменения, создавая свои «произведения», исходя из прогноза востребованности данных тенденций в будущем. Основой образования дизайнера является решение разнообразных визуально - значимых задач (чувство пространства, формы, материалы, цвета, композиции); способность образного восприятия предметного мира и пластической материи (линейно - графически, ритмически, тонально, колористически) как на плоскости, так в объеме и пространстве. Дизайнер должен обладать профессионально-художественной культурой основанной на владении многообразными средствами выражения своих мыслей. [7] Становиться очевидным, что творческое мышление является неотъемлемым условием как успешного приобретения знаний, умений и навыков, так и их дальнейшего профессионального применения. Различным аспектам формирования и развития творческого мышления посвящены труды многих ученых, а именно:
- Дж. Гилфорд определил способность творческого мышления (креативность) семантической спонтанной гибкостью, которая определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:
1.
оригинальность и необычность
высказанных идей, стремление к
интеллектуальной новизне,
2.
творческого человека отличает
семантическая гибкость –
3.
наличие обратной адаптивной
гибкости – способность
4. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, особенно там, где нет предпосылок к формированию новых идей; [18]
- возможности развития творческого мышления в направлении ассоциативно-рефлекторной теории учения рассматривали И.А. Менчинская, И. И. Кабанова-Меллер, А. В. Брушлинский и др.;
-
А. Айзенк, Д. Векслер, Л. Термен
и др. обозначили связь творческой
и интеллектуальной
- научные труды А. М. Матюшкина, Е. Л. Яковлева посвящены психолого-педагогическим проблемам творческого развития одаренных и талантливых детей;
- М. А. Холодная и Е.А. Климов связывают когнитивный стиль и интеллектуальную и учебную деятельность;
- Я. А. Пономарев, Н. Коган определяют творческую способность как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта. Несмотря на многоаспектность и глубину разработок выше обозначенных исследований наблюдается недостаточность теоретического изучения вопросов посвященных развитию творческого мышления у студентов - дизайнеров в учебно-познавательной деятельности, которая является доминирующим компонентом в становлении профессиональных знаний, умений и навыков. В первую очередь необходимо дать определение понятию «творческое мышление».
«Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности». [С.89,8]
«Творческое
мышление специалиста – один из
видов мышления, характеризующийся
созданием субъективно или
В настоящее время выделяют следующие структурные компоненты творческого мышления (креативности): интерес к парадоксам, склонность к сомнению, чувство новизны, острота мысли, творческое воображение, интуиция, эстетическое чувство красоты, остроумие, способность открывать аналогии, смелость и независимость суждений, самокритичность, логическая строгость, способность пользоваться различными формами доказательств.
Отечественные ученые определяют семь основных признаков креативности личности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость и чувствительность.
Одним
из важных психологических критериев
творческого мышления является ярко
выраженное эмоциональное переживание,
предшествующего моменту
Психологи, разделяя мыслительную деятельность на репродуктивную и творческую, определяют четыре стадии творчества: подготовка, созревание, озарение (инсайт), проверка и сообщение (иногда: погружение – озарение – объективизация), где основным творческим моментом обозначают инсайт – интуитивное постижение искомого результата.[13]
Подводя
итог проведенному теоретическому анализу
определения «творческое
Становится
очевидным, что возникает необходимость
организации целенаправленного
учебно-познавательного
§2.
Активизация творческого
мышления.
Как уже говорилось в параграфе выше, в условиях развития современного российского государства основной задачей перед профессионалом в любой отрасли является выработка нестандартных подходов к решению возникающих вопросов. Специалистов творческих профессий это касается особенно и требует постоянно новых идей. Каждый творческий работник постоянно фантазирует и выдумывает. Дизайнер должен фантазировать в первую очередь, так как он должен мысленно представлять свой проект еще до того, как тот будет воплощен на бумаге в виде эскиза или чертежа. Процесс фантазирования один из важнейших творческих процессов в деятельности дизайнера.
Творчество в дизайне во многом определяется способностью находить связи между вещами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Психологи говорят, что лучше всего процесс творчества начинать со "штурма мозгов". При этом методе собирается группа творческих работников и начинает разжигать друг у друга воображение, высказывая самые невообразимые фантазии. Одна идея порождает другую, возникает возможность самых неожиданных ассоциаций. Члены этих "сеансов штурма мозгов" преследуют одну цель — найти интересное решение.
Нет ничего зазорного в том, что дизайнер изучает модели, аранжировку и дизайн других проектов, заимствует у них интересные элементы для своей работы. Каждый художник создает себе коллекцию творческих проектов других художников, которые соответствуют его замыслу и восприятию. То, что он анализирует работы других, выделяет интересные образцы и собирает их, несомненно, действует на его творчество.
Художественные решения, которые дали хорошие результаты однажды, снова и снова появляются в работах других художников, и никто не считает это плагиатом.
Изучая статьи доктора Ирвинга Тейлора, психолога и социолога, можно сделать вывод, что его результаты изучения активизации творческого мышления в области рекламы вполне применимы к любому другому виду проектной деятельности.
Он выделяет пять уровней человеческого творчества:
Экспрессивный уровень, когда мастерство не имеет первостепенной важности, как, например, в рисунках детей. Художник дает волю своему воображению и ничем его не ограничивает.
Продуктивный уровень, когда художник достигает мастерства, но только в пределах "возвышенного реализма".
Поисковый уровень, когда художник, как изобретатель, использует старые идеи для новых решений. Новых идей пока нет, ум проявляется только в использовании средств.
Новаторский уровень, когда художник проявляет себя в области идей. Он становится последователем какой-то школы.
Новый уровень, когда художник работает по новым принципам. Такой художник обладает высоким мастерством и может стать родоначальником новой школы. [20]
Когда дизайнер работает над набросками или импровизациями, он занят экспрессивным творчеством. Когда же он начинает отрабатывать свои наброски, чтобы сделать их понятными для других, то он переходит к продуктивному творчеству. На этой стадии творческая работа большинства художников замирает. Только немногим, наиболее одаренным, удается вывести свое творчество на новаторский и новый уровень.
Информация о работе Формирование профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера