Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:50, курсовая работа
Цель данной работы - выявление и раскрытие вопросов формирования профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера.
Объект исследования - студенты-дизайнеры художественно-графического факультета.
Предметом выступят компоненты личности студентов-дизайнеров.
Методом исследования предлагается изучение имеющейся литературы по заданной теме.
После библиографического поиска и обзора выявленной информации были сформированы следующие задачи:
рассмотреть компонент формирования эстетического вкуса и роли художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров;
рассмотреть компонент формирования творческого мышления у студентов- дизайнеров;
рассмотреть компонент нравственности и профессиональной культуры дизайнера.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава I. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры
в процессе подготовки дизайнеров…………………………………...………………5
§1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе…5
§2. Художественная культура и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров………………………………………………………………………….……8
Глава II. Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров…………......11
§1. Понятие и структура творческого мышления…………………………….…….11
§2. Активизация творческого мышления……………………………………….…..14
Глава III. Нравственность и профессиональная культура дизайнера……………..18
§1. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров…………....18
§2. Формирование профессиональной культуры дизайнера…………………..…..23
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………31
Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом.
Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому.
Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное.
Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина [9].
Нравственное
воспитание студентов является одной
из актуальных проблем в педагогической
теории и практике, требующей своего
дальнейшего осмысления. Особенностями
нравственного воспитания студентов в
процессе профессиональной подготовки
в вузе выступают: самостоятельная, разнообразная,
творческая деятельность студентов, в
процессе которой закрепляются формы
общественного поведения, формируется
потребность действовать в соответствии
с нравственными образцами, которые выступают
в качестве мотивов; присвоение студентами
правил, норм поведения и контроля за их
выполнением осуществляется в ходе разнообразной
творческой деятельности [5]. Процесс нравственного
воспитания студентов развивается в соответствии
с особенностями возраста и индивидуальными
особенностями личности студента, как
будущего профессионала.
§2.
Формирование профессиональной
культуры дизайнера
Переход
к новой образовательной
Принципиально новым явлением сегодня становится профессиональная культура дизайнера как личности формирующей среду обитания Человека. [2] Исследования, осуществляемые в области архитектуры, дизайна (Г. Н. Веслополова, Г. Н. Синицына) показали, что основой в формировании профессиональной компетентности, профессиональной культуры дизайнера, как и архитектора, выступает проектная деятельность, поскольку содержанием его труда является создание своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации предметной и предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.
Анализ теории и практики художественно-промышленного образования (дизайн-образования) показал, что уровень развития профессиональной культуры дизайнера не всегда достаточно высок, что отрицательно сказывается на продуктах профессиональной проектной деятельности, а это, в свою очередь, влияет на развитие общества в целом. Отсутствие комплексного проектного подхода к формированию необходимых профессиональных качеств и личностных свойств студентов - будущих специалистов-дизайнеров, вызвали противоречие между необходимостью последовательного, целенаправленного приобщения их к профессиональному и социокультурному опыту. Овладению высоким уровнем проектной культуры и отсутствием результативной образовательной технологии, направленной на формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров, недостаточным для этого уровнем учебно-методического обеспечения.
Вопросы
дизайнерского образования
Модель профессиональной культуры студента-дизайнера представляет собой систему его социально-психологических, учебно-образовательных и производственных характеристик, в которой интегрированы ценностное отношение к профессиональной деятельности дизайнера, профессиональные знания, теоретические и практические умения и социально-значимые качества личности. [15]
Критериями
и показателями сформированность профессиональной
культуры специалиста-дизайнера
С
позиций культурологического
Профессиональная культура в большинстве источников трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, овладение которыми делает специалиста мастером своего дела. Существование деятельности дизайнера, как своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации функционально-эстетичной среды жизнедеятельности человека, определено наличием трех основных, взаимосвязанных функциональных подсистем: проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной.
Проектно-производственная сфера деятельности вырабатывает у студентов необходимый уровень знаний и умений в области визуально-изобразительных средств (графика, чертеж, моделирование и т.д.); логико-сематических средств (символика, стилизация, семиотика); образного и логического моделирования (эвристика, интуиция, ассоциация, анализ, логика и т.д.), а также воспитывает отношение студентов к нормам ограничения проектных действий и имеющимся у них возможностям (эстетические запросы, материальные ресурсы общества, опыт, эрудиция, эмпирические знания, СНиПы и т.п.); развивает уровни профессиональной компетенции (профессиональные, межпредметные знания и т.д.) и организационно-управленческой деятельности (профессиональная и моральная этика, основы управления, научная организация труда и т.д.).
Социокультурная сфера деятельности дизайнера состоит из характеристик познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности. Сконцентрирована на усвоении будущими дизайнерами ценностей материальной и духовной культуры в процессе познавательной деятельности (каноны, объекты, образцы, методология и т.д.); репродуктивной и продуктивной деятельности в рамках преобразовательной деятельности (передача и использование образцов, развитие знания, новые знания, идеи, концепции и т.д.). В процессе реализации данной сферы деятельности закладываются ценностные и культурно-этические нормы (эстетические и нравственные принципы, установки, интересы, эталоны, нормы этики и т.п.), а коммуникативная деятельность развивает неформальные и формальные способы общения (предпочтения, личностная и профессиональная диспозиция, творческие и профессиональные связи и т.п.).
Учебно-образовательная сфера деятельности направлена на развитие художественных способностей, необходимого уровня специальных, и профессиональных знаний, формирование внутренних возможностей профессионального роста, целеустремленности, творческого самоопределения, самообразования и самосовершенствования. Таким образом, можно сказать, что профессиональная культура является продуктом и результатом профессиональной деятельности дизайнера, его профессиональной компетенции, а также его творческого потенциала, способности к самосовершенствованию. Профессиональная культура дизайнера - это системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально-значимых качеств личности, формирующихся в процессе проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности. [10]
Формирование профессиональной культуры осуществляется в двух направлениях: развитии профессиональной индивидуальности («субъективация»), т.е. «материализация» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и формировании личности («профессиональная социализация»), т.е. приобщение будущего дизайнера к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития дизайнера.
Построение модели специалиста и модели его профессиональной культуры является, с нашей точки зрения, итогом проектно-ориентированного исследования, которое предполагает «наложение» психологического, дидактико-методического и профессионально-специфического взглядов на изучаемую специальность и позволяет рассматривать личностные характеристики через структуру профессиональной деятельности.[19] Дизайн, как профессия, уникален по своему характеру, ибо в нем, представлены, неразрывно связанные между собой, все основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, коммуникативная, которые по мере развития выделялись в относительно самостоятельные сферы профессионального труда дизайнера. Повышенное требование предъявляется к выражению индивидуального профессионального почерка выпускника и его соответствия высоким культурно-профессиональным требованиям профессии дизайнера. Ее можно рассматривать как стержневую базу раскрытия комплекса профессиональных характеристик, социальных механизмов, условий, средств формирования и развития профессиональной культуры дизайнера.
Все
вышеизложенное позволяет сделать
вывод о том, что профессиональная
культура зависит от содержания и организации
образовательного процесса в вузе. Педагогическими
условиями формирования профеccиональной
культуры будущих дизайнеров в процессе
обучения являются: организация целостного
педагогического процесса и его ориентация
на развитие структурных компонентов
профессиональной культуры специалистов-дизайнеров
в неразрывной связи с освоением общепрофесcиональных,
специальных и гуманитарных дисциплин;
организация образовательного процесса
на основе продуктивного творческого
обучения; формирование профессиональных
качеств дизайнера на основе сочетания
общих, гуманитарных, технических, экономических,
художественно-композиционных сфер образования
через усиление межпредметных связей;
ориентация образовательного процесса
высшей школы на общую, профессиональную,
художественную культуру.
Заключение
Прежде
чем приступить к вопросу подведения
итогов данной работы, хочется еще
раз отметить, что в современном
мире к профессии дизайнера
В главе I «Формирование эстетического вкуса и роли художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров» говорилось достаточно подробно о роли эстетического вкуса студента и огромном влиянии художественной культуры на его личность. Художественная культура в свою очередь пронизывает все стороны и аспекты современной жизни. И поскольку эта культура зависит от самих художников, то обучение будущих дизайнеров должно проходить в очень тесном соприкосновении с художественной культурой. Студенты должны практически погрузиться в мир эстетики и искусства. Впитать в себя дух художественной культуры.
В главе II «Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров» рассматривались вопросы процесса творческого мышления, и что влияет на его активизацию. Тут важно понять, что дизайнер должен обладать особой тягой к умению фантазировать. Без творческого подхода и выработки индивидуальности дизайнера просто не может быть в принципе. И достаточно важно найти и применять на практике способы активизации творческого мышления.
Информация о работе Формирование профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера