Формирование профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявление и раскрытие вопросов формирования профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера.
Объект исследования - студенты-дизайнеры художественно-графического факультета.
Предметом выступят компоненты личности студентов-дизайнеров.
Методом исследования предлагается изучение имеющейся литературы по заданной теме.
После библиографического поиска и обзора выявленной информации были сформированы следующие задачи:
рассмотреть компонент формирования эстетического вкуса и роли художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров;
рассмотреть компонент формирования творческого мышления у студентов- дизайнеров;
рассмотреть компонент нравственности и профессиональной культуры дизайнера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава I. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры
в процессе подготовки дизайнеров…………………………………...………………5
§1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе…5
§2. Художественная культура и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров………………………………………………………………………….……8
Глава II. Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров…………......11
§1. Понятие и структура творческого мышления…………………………….…….11
§2. Активизация творческого мышления……………………………………….…..14
Глава III. Нравственность и профессиональная культура дизайнера……………..18
§1. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров…………....18
§2. Формирование профессиональной культуры дизайнера…………………..…..23
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Лены.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

        Мужеству  пусть они учатся, преодолевая  самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.

        Справедливости  учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и  обмана, проявляя исполнительность и  любезность.

        Особенно  необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.

        Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением  на их глазах всевозможных поручений.

        Привычку  к труду юноши приобретут в  том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом.

        Особенно  необходимо внушить детям родственную  справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому.

        Развитие  добродетелей нужно начинать с самых  юных лет, прежде чем порок овладеет душой.

        Добродетелям  учатся, постоянно осуществляя честное.

        Пусть постоянно сияют перед нами примеры  порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.

        Однако  нужно примеры сопровождать наставлениями  и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

        Самым тщательным образом нужно оберегать  детей от сообщества испорченных  людей, чтобы они не заразились от них.

        И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина [9].

        Нравственное  воспитание студентов является одной  из актуальных проблем в педагогической теории и практике, требующей своего дальнейшего осмысления. Особенностями  нравственного воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе выступают: самостоятельная, разнообразная, творческая деятельность студентов, в процессе которой закрепляются формы общественного поведения, формируется потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов; присвоение студентами правил, норм поведения и контроля за их выполнением осуществляется в ходе разнообразной творческой деятельности [5]. Процесс нравственного воспитания студентов развивается в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями личности студента, как будущего профессионала. 

        §2. Формирование профессиональной культуры дизайнера 

        Переход к новой образовательной концепции, доминирующим фактором которой выступает культура, воспитание «человека культуры»,определяет ориентиры высшего образования. Изменение стиля профессионального мышления, наличия вариантов личностно-ориентированного подхода, внедрение проектных технологий, гуманитаризация содержания образования и другие процессы определяют ведущие идеи и тенденции развития современного высшего профессионального образования. [19] Его целью становится не узкопрофильная подготовка, а общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование профессиональной культуры.

        Принципиально новым явлением сегодня становится профессиональная культура дизайнера  как личности формирующей среду  обитания Человека. [2] Исследования, осуществляемые в области архитектуры, дизайна (Г. Н. Веслополова, Г. Н. Синицына) показали, что основой в формировании профессиональной компетентности, профессиональной культуры дизайнера, как и архитектора, выступает проектная деятельность, поскольку содержанием его труда является создание своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации предметной и предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.

        Анализ  теории и практики художественно-промышленного  образования (дизайн-образования) показал, что уровень развития профессиональной культуры дизайнера не всегда достаточно высок, что отрицательно сказывается на продуктах профессиональной проектной деятельности, а это, в свою очередь, влияет на развитие общества в целом. Отсутствие комплексного проектного подхода к формированию необходимых профессиональных качеств и личностных свойств студентов - будущих специалистов-дизайнеров, вызвали противоречие между необходимостью последовательного, целенаправленного приобщения их к профессиональному и социокультурному опыту. Овладению высоким уровнем проектной культуры и отсутствием результативной образовательной технологии, направленной на формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров, недостаточным для этого уровнем учебно-методического обеспечения.

        Вопросы дизайнерского образования студентов  рассматриваются в трудах А. С. Близнюка, Ю. Б. Вроблявичуса, В. Н. Гамаюнова, А. Г. Дроздецкого, А. И. Ковешникова, Е. Н. Ковешниковой, Г. Б. Минервина и др. Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна (Н. В. Воронов, В. П. Зинченко, В. Ф. Сидоренко, Н. К. Соловьев, С. О. Хан-Магомедов).

        Модель  профессиональной культуры студента-дизайнера  представляет собой систему его социально-психологических, учебно-образовательных и производственных характеристик, в которой интегрированы ценностное отношение к профессиональной деятельности дизайнера, профессиональные знания, теоретические и практические умения и социально-значимые качества личности. [15]

        Критериями  и показателями сформированность профессиональной культуры специалиста-дизайнера выступают: ценностное отношение к проектной  деятельности, профессиональная компетентность, креативность, рефлексия личностно-профессионального развития, эмоционально-коммуникативный критерий.

        С позиций культурологического подхода  профессиональная культура выступает  как универсальная характеристика специалиста. Ее формирование рассматривается  в качестве систематизирующего фактора  становления будущего специалиста (И. Ф. Исаев). Исследование проблемы формирования профессиональной культуры осуществляется в контексте общефилософских и культурологических традиций, содержащих две взаимосвязанные тенденции - интеграции и дифференциации. С одной стороны, культура есть целостное, системное, интегрированное образование, а с другой стороны, признается необходимость дифференциации целостной культуры на ее составляющие: и направления. (Н. И. Лифинцева)

        Профессиональная  культура в большинстве источников трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, овладение которыми делает специалиста мастером своего дела. Существование деятельности дизайнера, как своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации функционально-эстетичной среды жизнедеятельности человека, определено наличием трех основных, взаимосвязанных функциональных подсистем: проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной.

        Проектно-производственная сфера деятельности вырабатывает у студентов необходимый уровень знаний и умений в области визуально-изобразительных средств (графика, чертеж, моделирование и т.д.); логико-сематических средств (символика, стилизация, семиотика); образного и логического моделирования (эвристика, интуиция, ассоциация, анализ, логика и т.д.), а также воспитывает отношение студентов к нормам ограничения проектных действий и имеющимся у них возможностям (эстетические запросы, материальные ресурсы общества, опыт, эрудиция, эмпирические знания, СНиПы и т.п.); развивает уровни профессиональной компетенции (профессиональные, межпредметные знания и т.д.) и организационно-управленческой деятельности (профессиональная и моральная этика, основы управления, научная организация труда и т.д.).

        Социокультурная сфера деятельности дизайнера состоит из характеристик познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности. Сконцентрирована на усвоении будущими дизайнерами ценностей материальной и духовной культуры в процессе познавательной деятельности (каноны, объекты, образцы, методология и т.д.); репродуктивной и продуктивной деятельности в рамках преобразовательной деятельности (передача и использование образцов, развитие знания, новые знания, идеи, концепции и т.д.). В процессе реализации данной сферы деятельности закладываются ценностные и культурно-этические нормы (эстетические и нравственные принципы, установки, интересы, эталоны, нормы этики и т.п.), а коммуникативная деятельность развивает неформальные и формальные способы общения (предпочтения, личностная и профессиональная диспозиция, творческие и профессиональные связи и т.п.).

        Учебно-образовательная  сфера деятельности направлена на развитие художественных способностей, необходимого уровня специальных, и профессиональных знаний, формирование внутренних возможностей профессионального роста, целеустремленности, творческого самоопределения, самообразования и самосовершенствования. Таким образом, можно сказать, что профессиональная культура является продуктом и результатом профессиональной деятельности дизайнера, его профессиональной компетенции, а также его творческого потенциала, способности к самосовершенствованию. Профессиональная культура дизайнера - это системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально-значимых качеств личности, формирующихся в процессе проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности. [10]

        Формирование  профессиональной культуры осуществляется в двух направлениях: развитии профессиональной индивидуальности («субъективация»), т.е. «материализация» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и формировании личности («профессиональная социализация»), т.е. приобщение будущего дизайнера к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития дизайнера.

        Построение  модели специалиста и модели его  профессиональной культуры является, с нашей точки зрения, итогом проектно-ориентированного исследования, которое предполагает «наложение» психологического, дидактико-методического и профессионально-специфического взглядов на изучаемую специальность и позволяет рассматривать личностные характеристики через структуру профессиональной деятельности.[19] Дизайн, как профессия, уникален по своему характеру, ибо в нем, представлены, неразрывно связанные между собой, все основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, коммуникативная, которые по мере развития выделялись в относительно самостоятельные сферы профессионального труда дизайнера. Повышенное требование предъявляется к выражению индивидуального профессионального почерка выпускника и его соответствия высоким культурно-профессиональным требованиям профессии дизайнера. Ее можно рассматривать как стержневую базу раскрытия комплекса профессиональных характеристик, социальных механизмов, условий, средств формирования и развития профессиональной культуры дизайнера.

        Все вышеизложенное позволяет сделать  вывод о том, что профессиональная культура зависит от содержания и организации образовательного процесса в вузе. Педагогическими условиями формирования профеccиональной культуры будущих дизайнеров в процессе обучения являются: организация целостного педагогического процесса и его ориентация на развитие структурных компонентов профессиональной культуры специалистов-дизайнеров в неразрывной связи с освоением общепрофесcиональных, специальных и гуманитарных дисциплин; организация образовательного процесса на основе продуктивного творческого обучения; формирование профессиональных качеств дизайнера на основе сочетания общих, гуманитарных, технических, экономических, художественно-композиционных сфер образования через усиление межпредметных связей; ориентация образовательного процесса высшей школы на общую, профессиональную, художественную культуру. 
     
     
     
     
     
     
     
     

        Заключение

        Прежде  чем приступить к вопросу подведения итогов данной работы, хочется еще  раз отметить, что в современном  мире к профессии дизайнера предъявляется  все больше требований. Мало того, эта  профессия окончательно еще не сформирована и находится в постоянном движении. Поэтому и к процессу обучения по данной специальности выдвигаются более высокие требования. Крайне необходимо студентам дать не только базовые знания, но и научить их бесконечному профессиональному росту. Этот рост без рассмотренных в работе компонентов личности студента-дизайнера невозможен. Поэтому предлагается подвести итоги по каждой отдельной главе данной работы.

        В главе I «Формирование эстетического вкуса и роли художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров» говорилось достаточно подробно о роли эстетического вкуса студента и огромном влиянии художественной культуры на его личность. Художественная культура в свою очередь пронизывает все стороны и аспекты современной жизни. И поскольку эта культура зависит от самих художников, то обучение будущих дизайнеров должно проходить в очень тесном соприкосновении с художественной культурой. Студенты должны практически погрузиться в мир эстетики и искусства. Впитать в себя дух художественной культуры.

        В главе II «Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров» рассматривались вопросы процесса творческого мышления, и что влияет на его активизацию. Тут важно понять, что дизайнер должен обладать особой тягой к умению фантазировать. Без творческого подхода и выработки индивидуальности дизайнера просто не может быть в принципе. И достаточно важно найти и применять на практике способы активизации творческого мышления.

Информация о работе Формирование профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера