Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки  в дошкольном возрасте
7
 	
1.1 Сущность и содержание понятия  «самооценка»
 	
1.2 Особенности самооценки детей  в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32
 	
2.1 Методы изучения самооценки  у детей дошкольного возраста  и анализ результатов исследования
 	
2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39
 	
2.3 Оценка эффективности проведенных  мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников
б)В руках у детей колокольчики, «Жмурка» должна поймать детей, ориентируясь на звук их колокольчиков.
в)Пойманного ребенка «Жмурка» должен узнать ребенка по голосу.
• Различный варианты этой игры помогает детям почувствовать себя в роли лидера, что, в случае успеха, (а в небольшом, замкнутом пространстве комнаты, где проходят занятия, это вполне возможно) .Значительно повышает уверенность в себе и положительно воздействует на самооценку ребенка.
Игра «Сборщики».
ЦЕЛЬ: развивать умение действовать сообща, избегая конфликтов.
ОПИСАНИЕ: На полу разбрасывается масса всевозможных мелких предметов. Участники игры делятся на группы по 2-3 человека. Деление можно произвести: по цвету глаз, по цвету волос и т.п.. Дети берутся за руки. По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше: предметов. Во время игры можно использовать веселую, энергичную музыку.
• Эта игра способствует развитие умения общаться между собой, соизмерять свои желания и возможности, умение действовать в коллективе. В ходе игры могут возникнуть конфликтные ситуации внутри одной группы или между группами. Каждая ситуация может быть использована для разыгрывания и обсуждения: что учит детей управлять своим поведением и поступками, контролировать свою речь в процессе общения.
Игра «Разведчики».
ЦЕЛЬ: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.
ОПИСАНИЕ. Из группы детей выбирается «разведчик» и «командир», остальные – «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с различных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком»,
Затем другой «разведчик» показывает путь и другой «командир» его повторяет и т.д.
• Роль «разведчика» позволяет ребенку раскрепоститься, почувствовать себя уверенней. Роль «командира» (полезна для гиперактивных детей). Способствует развитию сосредоточенности, наблюдательности, умения действовать по заданному образцу. Нести ответственность за других детей. Роль «отряда» - формирует у детей умение подчиняться требованиям одного.
Игра «Расставляем: посты».
ЦЕЛЬ: снятие возбуждения, развитие самоконтроля.
ОПИСАНИЕ. Дети идут по комнате друг за другом. Впереди идет «командир».
Когда «командир» хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так, « командир» расставляет всех детей, в задуманном им, порядке.
• Эта игра успокаивает детей, заставляет, сосредоточится на хлопках «командира». В роле «командира» полезно побывать каждому ребенку это повышает уверенность.
Игра "Дракон кусает свой хвост".
ЦЕЛЬ: создание положительного эмоционального фона.
ОПИСАНИЕ. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от неё. Дети не должны отпускать друг друга. В роли «головы» и «хвоста» могут быть все желающие.
• Игровая ситуация позволяет снять напряженность, способствует снятию страхов и сплачивает группу.
Игра «Возьми и передай».
ЦЕЛЬ: развитие воображения.
ОПИСАНИЕ. Дети сидят на полу, вокруг воображаемого костра и передают друг другу воображаемые предметы, показывая их. (горячую картошку, воду, песок, тяжелый камень, бабочку и т.п.)
• Игра побуждает детей согласовывать свои действия, (например: передать воображаемую воду, надо так, чтобы она не «пролилась» мимо рук другого ребенка), почувствовать готовность партнеров к общему действию - это способствует развитию такого важного качества личности, как эмпатия.
ТЕМА 15: «КАК ПОСТУПИТЬ».
Игра «Здороваемся по кругу».
ЦЕЛЬ: привлечь внимание детей друг к другу.
ОПИСАНИЕ. Дети здороваются друг с другом за руку, глядя в глаза и называя имя: Здравствуй, Ваня, Здравствуй, Наташа; После чего обнимаются и продолжают здороваться с другими детьми.
Тактильный и визуальный контакт позволяет почувствовать, и принять другого, снимает агрессивные проявления, объединяет детей, настраивает их на добрые отношения друг к другу.
Эта игра может быть ритуалом встречи или прощания ( ДО свидания, Петя) в группе.
Разыгрывание ситуаций.
Детям предлагается ситуации, в которых они должны изобразить самих себя или других людей. Ситуации могут быть самими разнообразными. Иногда после разыгрывания бывает полезно для детей поменяться ролями с партнером и оказаться на месте того, с кем он общался.
Примеры ситуаций.
Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал её сломанной.
Мама принесла три апельсина: тебе и твоему брату (сестре). Как ты поделишь эти апельсины? Почему?
Ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?
Ты вышел в раздевалку в детском саду и увидел, что там два мальчика ругаются и вот-вот подерутся. Помоги им помириться.
- Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси её.
Ты очень обидел своего друга, попробуй помириться с ним.
Взрослый назвал свое имя, отчество. Ребенку надо к нему обратиться, а он забыл имя, отчество, и не знает, как обратиться. Помоги ему.
• Эта игра поможет детям освоить эффективные способы поведения, использовать их в реальной жизни.
Дидактическая игра «Умей извиняться».
ЦЕЛЬ: научить детей уместно употреблять различные формы выражения извинения.
ОПИСАНИЕ. Ведущий спрашивает детей, с какими вежливыми словами они
знакомы. Говорит, что есть вежливые слова, которыми пользуется, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т.д.
Это слева «извините », «простите».
Ведущий читает стихотворение А.Кузнецовей «Поссорились»:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Ведущий: « Как же могут помириться девочки?» (Конкурс ответов).
Автор предлагает такой путь примирения:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
Может быть использовано стихотворение Н.Юсупова «Кто кого любит»
Ведущий предлагает послушать стихотворение и оценить поступок мальчика.
Пошел я 
гулять,                       
           
И в саду, по привычке,                  
             
Я дернул девчонку             
За обе косички.                      
             
На крик прибежала                     
             
Девчонкина мать.              
          
Меня изловчилась              
             
За ухо поймать.               
             
Попробовать что ли?                           
В сторонку куда-то:
«Простите: меня»,
-Я шепнул виновато
- «Ступай,- улыбнулась,-
- Прощаю пока»,-
И ухо мое отпустила рука
«Простите»…
Ура! Убедился я снова,
Какое оно,
Интересное слово.
Можно ли считать извинение мальчика искренним?
Может быть, он извинился только потому, что ему стало больно?
 
Приложение 4
Таблица 1 - Уровни самооценки детей (констатирующий этап)
| Методика «Лесенка» | Методика «Рисунок человека» | 
 
 Общий уровень самооценки | ||||||||||
| 
 № ребенка | 
 1.здоро-вье | 
 2. сила | 
 3.сча-стье | 
 4. ум | 
 5.доб- рота | 
 6.сме- лость | 
 7.ложь | 
 8.послу- шание | 
 9.кра-сота | Среднее значение | балл | |
| 1 | 5 | 10 | 1 | 8 | 10 | 10 | 10 | 4 | 10 | 7 | 6 | 7 | 
| 2 | 10 | 1 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 9 | 
| 3 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 | 8 | 10 | 4 | 5 | 4 | 
| 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 
| 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 
| 6 | 3 | 1 | 10 | 1 | 8 | 3 | 8 | 1 | 9 | 3 | 4 | 3 | 
| 7 | 3 | 1 | 10 | 1 | 8 | 3 | 8 | 1 | 9 | 3 | 4 | 3 | 
| 8 | 1 | 3 | 9 | 2 | 8 | 3 | 8 | 1 | 9 | 3 | 3 | 3 | 
| 9 | 6 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 10 | 7 | 8 | 6 | 7 | 6 | 
| 10 | 4 | 4 | 4 | 3 | 8 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 
| 11 | 4 | 4 | 4 | 3 | 8 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 
| 12 | 10 | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 3 | 3 | 3 | 
| 13 | 10 | 9 | 5 | 8 | 10 | 9 | 6 | 8 | 7 | 4 | 3 | 4 | 
| 14 | 4 | 4 | 4 | 3 | 8 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 
| 15 | 10 | 9 | 5 | 8 | 10 | 9 | 6 | 8 | 7 | 4 | 4 | 4 | 
| 16 | 4 | 4 | 4 | 3 | 8 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 
Таблица 2 - Уровни самооценки детей (контрольный этап)
| Методика «Лесенка» | Методика «Рисунок человека» | 
 
 Общий уровень самооценки | ||||||||||
| 
 № ребенка | 
 1.здоро-вье | 
 2. сила | 
 3.сча-стье | 
 4. ум | 
 5.доб- рота | 
 6.сме- лость | 
 7.ложь | 
 8.послу- шание | 
 9.кра-сота | Среднее значение | балл | |
| 1 | 5 | 10 | 1 | 8 | 10 | 10 | 10 | 4 | 10 | 7 | 6 | 7 | 
| 2 | 10 | 1 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 9 | 
| 3 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 | 8 | 10 | 4 | 5 | 4 | 
| 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 
| 5 | 6 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 10 | 7 | 8 | 6 | 9 | 6 | 
| 6 | 3 | 1 | 10 | 1 | 8 | 3 | 8 | 1 | 9 | 3 | 4 | 3 | 
| 7 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 
| 8 | 1 | 3 | 9 | 2 | 8 | 3 | 8 | 1 | 9 | 3 | 3 | 3 | 
| 9 | 6 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 10 | 7 | 8 | 6 | 7 | 6 | 
| 10 | 4 | 4 | 4 | 3 | 8 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 
| 11 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 
| 12 | 10 | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 3 | 3 | 3 | 
| 13 | 6 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 10 | 7 | 8 | 6 | 3 | 6 | 
| 14 | 4 | 4 | 4 | 3 | 8 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 
| 15 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 
| 16 | 6 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 10 | 7 | 8 | 4 | 3 | 4 | 
Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста