Формирование самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7

1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»

1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32

2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования

2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39

2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 654.50 Кб (Скачать файл)

б)В руках у детей колокольчики, «Жмурка» должна поймать детей, ориентируясь на звук их колокольчиков.

в)Пойманного ребенка «Жмурка» должен узнать ребенка  по голосу.

 

• Различный варианты этой игры помогает детям почувствовать себя в роли лидера, что, в случае успеха, (а в небольшом, замкнутом пространстве комнаты, где проходят занятия, это вполне возможно) .Значительно повышает уверенность в себе и положительно воздействует на самооценку ребенка.

 

Игра «Сборщики».

ЦЕЛЬ: развивать умение действовать сообща, избегая конфликтов.

ОПИСАНИЕ: На полу разбрасывается масса всевозможных мелких предметов. Участники игры делятся на  группы по 2-3 человека. Деление можно произвести: по цвету глаз, по цвету волос и т.п.. Дети берутся за руки. По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше: предметов. Во время игры можно использовать веселую, энергичную музыку.

•   Эта игра способствует развитие умения общаться между собой, соизмерять свои желания и возможности, умение действовать в коллективе. В ходе игры могут возникнуть конфликтные  ситуации внутри одной группы  или между  группами. Каждая ситуация может быть использована для разыгрывания и обсуждения: что учит детей управлять своим поведением и поступками, контролировать свою речь в процессе общения.

 

Игра «Разведчики».

ЦЕЛЬ: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

ОПИСАНИЕ. Из группы детей выбирается «разведчик» и  «командир», остальные – «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с различных сторон. «Командир» наблюдает за действиями  «разведчика». Затем  он  проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком»,

Затем другой «разведчик» показывает путь и другой «командир» его повторяет и т.д.

• Роль «разведчика» позволяет ребенку раскрепоститься, почувствовать себя уверенней. Роль «командира» (полезна для гиперактивных  детей). Способствует развитию сосредоточенности, наблюдательности, умения действовать по заданному образцу. Нести ответственность за других детей. Роль «отряда» - формирует у детей умение подчиняться требованиям одного.

 

Игра «Расставляем: посты».

ЦЕЛЬ: снятие  возбуждения, развитие самоконтроля.

ОПИСАНИЕ. Дети идут по комнате друг за другом. Впереди идет «командир».

Когда «командир» хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так, « командир» расставляет всех детей, в задуманном им, порядке.

• Эта игра успокаивает детей, заставляет, сосредоточится на хлопках «командира». В роле «командира» полезно побывать каждому ребенку это повышает уверенность.

 

Игра "Дракон кусает свой хвост".

ЦЕЛЬ: создание положительного эмоционального фона.

ОПИСАНИЕ. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается  поймать «хвост», а тот уворачивается от неё. Дети не должны отпускать друг друга. В роли «головы» и «хвоста» могут быть все желающие.

• Игровая ситуация позволяет снять напряженность, способствует снятию страхов и сплачивает группу.

 

Игра «Возьми и  передай».

 ЦЕЛЬ: развитие воображения.

ОПИСАНИЕ. Дети сидят на полу, вокруг воображаемого костра и передают друг другу воображаемые предметы, показывая их. (горячую  картошку, воду, песок, тяжелый камень, бабочку и т.п.)

 

• Игра побуждает детей согласовывать свои действия, (например: передать воображаемую воду, надо так, чтобы она не «пролилась» мимо рук другого ребенка), почувствовать готовность партнеров к общему действию - это способствует развитию такого важного качества личности, как эмпатия.

 

ТЕМА 15: «КАК ПОСТУПИТЬ».

 

Игра «Здороваемся по кругу».

ЦЕЛЬ: привлечь внимание детей друг к другу.

ОПИСАНИЕ.  Дети здороваются друг с другом за руку, глядя в глаза и называя имя: Здравствуй, Ваня, Здравствуй, Наташа; После чего обнимаются и продолжают здороваться с другими детьми.

Тактильный и визуальный контакт позволяет почувствовать,  и принять другого, снимает агрессивные проявления, объединяет детей, настраивает их на добрые отношения друг к другу.

Эта игра может быть ритуалом встречи  или прощания ( ДО свидания, Петя) в группе.

 

Разыгрывание ситуаций.

Детям предлагается ситуации, в которых они должны изобразить самих себя или других людей. Ситуации могут быть самими разнообразными. Иногда после разыгрывания бывает  полезно для детей поменяться ролями с партнером и оказаться на месте  того, с кем он общался.

Примеры ситуаций.

Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал её сломанной.

Мама принесла три апельсина: тебе и твоему брату (сестре). Как ты поделишь эти апельсины?  Почему?

Ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

Ты вышел в раздевалку в детском саду и увидел, что там два мальчика ругаются и вот-вот подерутся. Помоги им помириться.

- Тебе  очень хочется поиграть такой  же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси её.

Ты очень обидел своего друга, попробуй помириться с   ним.

Взрослый назвал свое имя, отчество. Ребенку надо к нему обратиться, а он забыл имя, отчество, и не знает, как обратиться. Помоги ему.

• Эта игра поможет детям освоить эффективные способы поведения, использовать их в реальной жизни.

 

Дидактическая игра «Умей извиняться».

ЦЕЛЬ: научить детей уместно употреблять различные формы выражения извинения.

ОПИСАНИЕ. Ведущий спрашивает детей, с какими вежливыми словами они

 знакомы. Говорит, что есть вежливые слова, которыми пользуется, если          обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т.д.

Это слева «извините », «простите».

Ведущий читает стихотворение А.Кузнецовей «Поссорились»:

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

 Я  её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

Ведущий: « Как же могут помириться девочки?» (Конкурс ответов).

Автор предлагает такой путь примирения:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

 

Может быть использовано стихотворение Н.Юсупова «Кто кого любит»

Ведущий предлагает послушать стихотворение и оценить поступок мальчика.

 

 

 

 

Пошел я гулять,                                  

           И в саду, по привычке,                   

             Я дернул девчонку                             

За обе косички.                                   

             На крик прибежала                              

             Девчонкина мать.                               

          Меня изловчилась                                

             За ухо поймать.                                    

             Попробовать что ли?                            

             В сторонку куда-то:

            «Простите: меня»,

           -Я шепнул виновато

           - «Ступай,- улыбнулась,-

           - Прощаю пока»,-

            И ухо мое отпустила рука

            «Простите»…

            Ура! Убедился я снова,

             Какое оно,

             Интересное слово.

 Можно  ли считать извинение мальчика  искренним?

Может быть, он извинился только потому, что ему стало больно?

 

Приложение 4

Таблица 1 - Уровни самооценки детей (констатирующий этап)

 

Методика «Лесенка»

Методика «Рисунок человека»

 

 

Общий уровень самооценки

  

ребенка

 

1.здоро-вье

 

2. сила

 

3.сча-стье

 

4. ум

 

5.доб-

рота

 

6.сме-

лость

 

7.ложь

 

8.послу-

шание

 

9.кра-сота

Среднее

значение

балл

1

5

10

1

8

10

10

10

4

10

7

6

7

2

10

1

10

10

10

10

10

10

10

9

8

9

3

10

10

10

9

10

9

10

8

10

4

5

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

10

6

3

1

10

1

8

3

8

1

9

3

4

3

7

3

1

10

1

8

3

8

1

9

3

4

3

8

1

3

9

2

8

3

8

1

9

3

3

3

9

6

8

9

7

8

7

10

7

8

6

7

6

10

4

4

4

3

8

2

4

3

2

3

4

3

11

4

4

4

3

8

2

4

3

2

3

4

3

12

10

5

10

10

10

10

10

10

10

3

3

3

13

10

9

5

8

10

9

6

8

7

4

3

4

14

4

4

4

3

8

2

4

3

2

3

4

3

15

10

9

5

8

10

9

6

8

7

4

4

4

16

4

4

4

3

8

2

4

3

2

3

3

3


 

Таблица 2 - Уровни самооценки детей (контрольный этап)

 

Методика «Лесенка»

Методика «Рисунок человека»

 

 

Общий уровень самооценки

  

ребенка

 

1.здоро-вье

 

2. сила

 

3.сча-стье

 

4. ум

 

5.доб-

рота

 

6.сме-

лость

 

7.ложь

 

8.послу-

шание

 

9.кра-сота

Среднее

значение

балл

1

5

10

1

8

10

10

10

4

10

7

6

7

2

10

1

10

10

10

10

10

10

10

9

8

9

3

10

10

10

9

10

9

10

8

10

4

5

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

6

8

9

7

8

7

10

7

8

6

9

6

6

3

1

10

1

8

3

8

1

9

3

4

3

7

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

3

5

8

1

3

9

2

8

3

8

1

9

3

3

3

9

6

8

9

7

8

7

10

7

8

6

7

6

10

4

4

4

3

8

2

4

3

2

3

4

3

11

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

12

10

5

10

10

10

10

10

10

10

3

3

3

13

6

8

9

7

8

7

10

7

8

6

3

6

14

4

4

4

3

8

2

4

3

2

3

4

3

15

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

16

6

8

9

7

8

7

10

7

8

4

3

4

Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста