Формирование самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7

1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»

1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32

2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования

2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39

2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 654.50 Кб (Скачать файл)

Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина.- М.: Прогресс, 1994. – 168 с.

Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. / Ананьев Б.Г. - М.: Педагогика, 1990.

Андреенков, В.Г. Математические методы анализа и интерпритация социологических данных / В.Г. Андреенков, К.Д.  Аргунова. - М., 1989. – 228 с.

 Анненкова, Н.В. Влияние семейных отношений  на развитие личности ребенка. / Государство и дети: реальности России (Материалы международной научно-практической конференции). - / Н.В Анненкова. - М.: Академия, 1995. – С. 60-62.

Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников / Белановская О.В. – Минск, 2004. – 148 с.

Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.

Бернс, Р. Развитие «Я – концепции» и воспитание / Бернс Р. – М.: Просвещение, 1986. – 212 с.

Бестужев – Лада, И.В. Родитель – это профессия / Бестужев – Лада И.В. // Начальная школа, 1997. – №9. – С. 45.

Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Божович Л.И. // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. – С. 47.

Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / Болотова А.К. // Вопросы психологии. – 2006. – №2. – С. 116 – 126.

Быкова, М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений / М.В.Быкова.- М.: Владос, 2001. – 173 с.

Варга, А.Я. Диагностика родительского отношения / Варга А.Я., Столин В.В. // Вестник МГУ: Психология. – 1997. – № 2. – С. 12 – 19.

Варга, А.Я. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. /А.Я. Варга, В.В Столин - М.: Изд-во МГУ, 1998. — с.107-113.

Васильева, А.К. Структура семьи. / А.К. Васильева.  – М.: Наука, 1998. – 158 с.

Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е.Н. Васина // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 146 – 149.

Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери. / Д.В. Винникотт. - М.: Прогресс, 1998. – 98 с.

Герасимова, Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. / Т.Ф Герасимова. // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №1. – С.54-56.

Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2001. –688с.

Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Гуткина Н.И. – М.: Владос, 1999. – 256 с.

Детская практическая психология / Под ред. Марцинковской М.Д. – М.: Владос, 2000. – 345 с.

Дружинин, B.Н. Психология семьи / B.Н Дружинин. - М.: Просвещение, 1996. – 236 с.

 Дубровина, И.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология. - №1. - 1998. - С. 50-53.

Думитрашку, Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности / Думитрашку Т.А. // Вопросы психологии. – 1991. - №1. - С. 135-142.

Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования / А.Н. Елизаров. - М.: Ось - 89, 2003. – 160 с.

Зайцев, Д.В. Социологический анализ современной семьи / Д.В. Зайцев // Дефектология. - 2001. -№6. – С. 3-10.

Заслуженюк, В.С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? / Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. – М.: Просвещение, 1996. - 467 с.

Зеньковский, В.В. Психология детства / Зеньковский В.В. – М.: Прогресс, 1993. – 244 с.

Иващенко, А.В. Проблемы Я - концепции личности в отечественной психологии / Иващенко А.В. // Мир психологии. – 2002. – №2. – С. 17-29.

Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г Ковалев. – М.: Высшая школа, 1980. – 215 с.

Кожухарь, Г. Как влиять на детей: Семейное воспитание / Кожухарь Г. // Семья и школа. – 2001. - №6. – С. 5-7.

Колесник, Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей / Н.Т. Колесник. - М. МГПУ, 1999. - 115 с.

Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / Кон И.С. – М.: Просвещение, 1994. – 218 с.

Костицына, Е.А. Влияние типов семейного воспитания на «образ Я» дошкольника и его отношение к родителям. / Е.А Костицына // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 2. – С. 59-65.

Крайг, Г. Психология развития / Крайг Г. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

Лаврентьева, М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Лаврентьева М.В. - http://www.portalslovo.ru/pre_school_education/

Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.

Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников. / Лисина М.И., Сильвестру А.И. - Кишинев: Штиинца, 1983. – 257 с.

Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина /Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Воронеж, 1997. – 384 с.

Логинова, И.А. О специфике детско-родительских отношений / Логинова И.А. // Семейная психология и семейная терапия. - 1998. - № 4.

Мазурова, Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка / Н.В. Мазурова  // Дефектология. - 2005.  -№1. – С. 42-47.

Мамаева, В. Экспертная оценка в детском саду / В. Мамаева // Обруч. - 2004. - №5 - С. 12-15.

Мамайчук, И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции / Мамайчук И. // Дошкольное воспитание. – 2003. - №5. – С.80.

Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. – Петрозаводск, 1992. – 420 с.

Марковская,  И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

Маслова, Е.А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [Электронный ресурс] / Маслова Е.А. - http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya

Методы изучения и диагностики психологического  развития  ребенка / Под редакцией Н.И. Непомнящей. – М.: Просвещение, 1995. – 169 с.

Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1995.

Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева. - М., 1999. – 213 с.

Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Овчарова Р.В. – М.: Владос, 1999. – 320 с.

Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. – 319 с.

Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Владос, 1998.

Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / Петровский А.В. – М.: Просвещение, 1999. – 256 с.

Пороцкая, Е.Л. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника: Анализ влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста / Пороцкая Е.Л. // Вопросы психологии. – 2004. - №4. – С.31-39.

 Практикум  по  психологии  / Под  редакцией  А.Н.  Леонтьева,  Ю.Б. Гиппергрейтера. – М.: МГУ, 1999. – 412 с.

Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

Прима, Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. – М.: АСТ-пресс, 2003. – 241 с.

Психологический  словарь  /  Под  редакцией  В.В. Давыдова,  А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. – М.: Просвещение, 1993. – 325 с.

 Психологический  словарь / автор-составитель В. А. Митериков. – Ростов-н/Д : Феникс, 1996. – 356 с.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования./ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.

Райгородский, Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. - Самара, 2002. – 346 с.

 Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Рогов Е.И. – М.: Прогресс, 1995. – 310 с.

Рождественская, Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей / Н.А. Рождественская, А.В. Разумова// Вестник Московского университета, Серия 14, Психология. – 2004. - №2. – С. 41.

 Самсонова, Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками / Е.В. Самсонова // Психолог в детском саду. - 2003. - №3. - с. 89-109.

Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Сарджвеладзе Н.И. - Тбилиси, 1999. – 162 с.

Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир - М., Педагогика-Пресс, 1992.- 217 с.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 180 с.

Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224 – 234.

Смирнова, Е.О. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников / Смирнова Е.О., Калягина Е.А. // Вопросы психологии. - 1998. - №3. – С. 45.

Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. - №3. – С.3-15.

Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Соколова Е.Т. - М.: Изд-во МГУ, 1999. – 125 с.

Степанов, С. Семейное воспитание детей / Степанов С. // Здоровье детей. – 2004. - №9. – С.28-30.

 Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Степанова Г. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33.

Столин, В.В. Самосознание личности / Столин В.В. – М.: Просвещение, 1983. – 265 с.

Суверова, Э.И. Самооценка в дошкольном возрасте / Суверова Э.И. [Электронный ресурс] - http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm

Уманец, Л.И. Влияние оценки группы на самооценку ребенка-дошкольника в игровой деятельности / Уманец Л.И. - В сб.: Психология. - К.: Радянська школа, I990,  I3I с.

Уманец, Л.И. Динамика притязаний ребенка под влиянием оценки группы. -В кн.: Психолого-педагогические аспекты формирования личности в учебно-воспитательном процессе / Под ред. С.Д. Максименко. - К.: НИИ психологии УССР, 1980, с. 69-71.

Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. – 1996. – № 11. – С. 61 – 67.

Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

Чередникова, Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы / Чередникова Т.В. – СПб.: Питер, 1997. – 230 с.

Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / Чеснокова И.И. – М.: Просвещение, 1997. – 241 с.

Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий – СПб.: Питер, 1990 – 656 с.

Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 c.

Эльконин, Д.Б. Некоторые  вопросы  диагностики  психического  развития  детей / Эльконин Д.Б. // Избранные психические труды. – М.: Просвещение, 1990. – 422 с.

Эриксон, Э. Детство и общество / Эриксон Э. - Обнинск, 1993. – 126 с.

Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. - № 8. - С. 55 – 61.

 

Приложение 1

 

Рекомендации для родителей и педагогов по оптимизации процесса формирования самооценки старших дошкольников

Что такое самооценка? Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

По мере того как происходит развитие ребенка, он учится понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам, то есть происходит формирование оценочного компонента самосознания – самооценки. Наиболее оптимальный вариант развития самооценки – развитие адекватной самооценки. Также в старшем дошкольном возрасте, возможно, допустить слегка завышенную самооценку у ребенка. Чем более адекватной является самооценка, тем лучше дошкольник может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности. Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение старшего дошкольника.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста