Формирование самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7

1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»

1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32

2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования

2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39

2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 654.50 Кб (Скачать файл)

Уважаемые родители, мы с вами разобрали, что родительское отношение оказывает большое влияние на самооценку ребёнка. А теперь давайте мы с вами немножко поиграем в те игры, которые вы со своими детьми будете играть дома.

Ребенок укладывает медвежонка спать в кукольную коляску. Вы тоже укладываете игрушку спать в картонную коробку.

Он выбирает игру с машинами: "Я возьму желтую". Вы говорите: "Замечательно! Тогда я возьму синюю".

Покажите, что вы вполне довольны своей ролью и поддерживаете замысел ребенка.

Зеркальное отражение игры вашего ребенка поможет ему:

наслаждаться игрой вместе с вами;

почувствовать, что он может быть главным в игре;

увидеть, что вам нравится играть с ним.

Большое значение для развития уверенности в себе и самооценки

ребенка имеют музыкальные игры. Выберите спокойное время для игры. Сядьте поближе к ребенку и попросите помолчать, закрыть глаза и внимательно прислушаться. Что вы слышите? Возможно, пройдет минута, чтобы "настроиться" на звуки вокруг вас, и вскоре вы сможете различить тиканье часов, шум проехавшей мимо машины, пение птички, чей-то свист. Научите ребенка слушать внимательно и называть звуки, которые он узнал. Как вариант, можно слушать звуки в парке, на улице.

Игры, включающие слушание, помогают детям:

сконцентрироваться на одном чувстве - слухе;

расширить представление об окружающем мире;

научиться отличать один звук от другого;

подыскивать слово для описания того, что они слышат;

наслаждаться вашим обществом.

А теперь включите любую музыку, какая вам нравится.

Потанцуйте под нее с ребенком. Через некоторое время выключите музыку и сразу же присядьте. Как вариант, после остановки музыки можно замереть и стоять как "статуи". Вы можете пробовать разную музыку - быструю и медленную, веселую и грустную. Когда ребенок привыкнет к игре, позвольте ему самому включать и выключать музыку.

Повысить самооценку ребенка и развить уверенность в себе помогают игры, связанные с умением различать эмоции и настроение людей. Например, игра "Зеркало".

Встаньте рядом с ребенком перед зеркалом и попытайтесь придать своему лицу разное выражение: грустное, счастливое, сердитое, удивленное. Ребенок с удовольствием будет передавать мимикой то или иное настроение. Включите музыку и потанцуйте. Старайтесь уловить настроение и темп музыки: музыка грустная или веселая, быстрая или медленная, танцевальная или маршеобразная. Что хочется под нее делать? Пусть ребенок придумает свои движения, а вы покажете свои.

Большое значение для повышения самооценки ребенка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры

или какой-либо другой деятельности). Создайте ситуацию, в которой ребенок может принять решение. Например, утром положите на кровать все, что нужно ребенку для одевания, но обратите его внимание на то, что футболок две. Спросите у него: "Какую ты выберешь?" - и согласитесь с его выбором.

Во время еды тоже предложите выбор. Например, скажите, что сегодня будут бутерброды и спросите: "С чем ты хочешь бутерброд, с сыром или с вареньем?"

Выбор помогает детям:

почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;

развить положительное отношение к себе;

учиться выражать свой выбор;

понять важность умения слушать и говорить.

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребенка

помогает совместное изготовление игровых пособий.

Например, можно сделать коврик для игры. Вам понадобятся: рулон обоев или большой лист бумаги или картона, несколько фломастеров, мелкие игрушки, животные или куклы. Найдите длинный лист бумаги, который покроет весь пол или стол (например, можно взять обои). Договоритесь с ребенком, для чего будет предназначен ваш коврик - для игрушечных машин или игры с куклами. Нарисуйте на бумаге улицу, поле или дом. Пусть ваш ребенок тоже рисует на "коврике". Это могут быть дома, или деревья, или мебель. Постелите коврик туда, где ребенок любит играть, и помогите расставить на нем игрушки. Вы можете добавить еще кусочки картона, обозначающие гараж, больницу, магазин. Затем можно побеседовать о том, что у вас получилось. Если вы наклеите бумагу на картон, то это продлит жизнь коврику.

Изготовление коврика для игры помогает детям:

обсуждать и планировать то, что они собираются делать;

учиться пользоваться бумагой, фломастерами и самим сочинять игру;

развивать идеи для игры;

наслаждаться созданием воображаемого мира.

Уважаемые родители, сегодня мы с вами узнали, что на самооценку ребёнка влияет родительское отношение. Узнали с помощью каких игр поднять самооценку детей. В эти игры вы будете играть дома со своими детьми.

 

Приложение 3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Учебно-тематический план коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста

Тема занятия

Кол-во занятий

Цель

Содержание занятий

1

Знакомство.

 

1

Познакомить детей друг с другом.

Создание положительного эмоционального фона.

1.Игра «Кто в теремочке  живёт?».

2.Игра с мячом «Меня зовут..».

3.Игра с мячом «Я  назову всех».

4.Знакомство с ритуалом  встречи и ритуалом прощания.

5.Прощание.

2

Наши органы чувств.

2

Показать роль органов чувств в познании окружающей деятельности, их значение для развития общения. Обучить детей приемам расслабления. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

1.Игра «Сигнал».

2.Беседа о единстве  человека и природы:

а) взаимодействие человека и природы;

б) человек – частица окружающего мира;

в) для чего нужны глаза, уши, нос, рот, кожа?

3.Игра «Четыре стихии».

4.Динамическая игра «Посылка  от обезьянки».

5.Релаксация.

6.Прощание.

3

Язык жестов.

2

Научить детей по особенностям жестов и выразительных движений различать определенное состояние человека. Развивать активное внимание. Учить детей приемам расслабления.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра на переключение  внимания.

3.Беседа о языке жестов:

а) поведение животных в природе и в зоопарке;

б) объяснить, что такое жест, мимика?;

в) как по движениям можно определить состояние человека?

4.Этюды на выразительность  жеста.

5.Пантомимика: показать, как  ведет себя человек, когда ему  холодно, когда болит голова, живот.

6.Игра «Кто это?».

7.Релаксация.

8.Прощание.

4

Язык чувств.

Основные эмоции.

2

Научить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлению чувств и желаний других людей. Развитие произвольного внимания.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра «Послушай и сосчитай» (хлопки, удары, бубен).

3.Чтение и рассматривание  картинок книги В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

4.Беседа «Эмоции и их  проявления».

5.Этюды на выражение  различных эмоциональных состояний.

6.Игра «Скучно, скучно  так сидеть».

7.Игра «Зеваки».

8.Релаксация.

9.Прощание.

5

Наша память.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показать роль памяти в процессе общения друг с другом. Развитие слуховой памяти.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра «Повтори за мной».

3.Игра «Слушай и исполняй».

4.Беседа о памяти:

а) способность сохранять и своевременно воспроизводить информацию;

б) зрительная память;

в) слуховая память;

г) двигательная память;

д) эмоциональная память.

5.Дидактическая игра по  сюжетным картинкам.

6.Релаксация.

7.Прощание.

6

Я – это я.

1

Учить детей говорить о себе, ценить себя. Снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Развитие самоконтроля и произвольности движений.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра «Замри» (под музыку  «Я, ты, он, она – вместе целая  страна»).

3.Этюд «Это я! Это мое!».

4.Игра «Кто я?».

5.Игра «Я самый нужный».

6.Рисование «Автопортрет».

7

Мои чувства и желания.

1

Учит детей говорить о своих чувствах и желаниях. Дать ребенку понять, что настроение зависит от его желаний и ситуаций. Развитие наблюдательности, внутренней свободы, раскованности.

1.Игра «Сигнал».

2.Беседа «Моя мечта».

3.Чтение книги С.Я. Марша4.Игра  «Тень».

5.Игра «В магазине зеркал».

6.Игра «Передача чувств», «Робот».

7.Рисование – раскрашивание  квадратов в разные цвета «Какого  цвета чувство..».

8.Прощание.

8

Мои фантазии.

1

Развитие активности, самостоятельности, творческих способностей и воображения, произвольности. Создание эмоционально-положительного фона.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра «Я инопланетянин».

3.Игра «Ниточка и иголочка».

4.Рисование «Я в будущем».

5.Прощание.

9

Мой характер.

2

Учить детей определять и сравнивать основные черты характера у людей, осознавать себя, как личность со всеми присущими ей чертами, совершенствовать навыки самоконтроля.

1.Игра «Сигнал».

2.Беседа о положительных  и отрицательных чертах характера:

а) поступки и характер;

б) нежелательные поступки;

в) кого мы называем добрым, честным, вежливым;

г) правила доброты, честности, вежливости.

3.Чтение стихотворения  В. Маяковского «Что такое хорошо  и что такое плохо?» с последующим  обсуждением.

4.Этюды на отображение  положительных черт характера.

5.Этюды на отображение  отрицательных черт характера.

6.Игра «Ролевая гимнастика».

7.Игра «Мальчик» (девочка) - наоборот.

8.Игра «Волшебное слово».

9.Разыгрывание ситуаций.

10

Я владею своим телом.

1

Дать почувствовать детям, что мышечное расслабление по их воле может сменяться приятным расслаблением. Преодоление замкнутости, скованности детей.

1.Игра «Сигнал».

2.Беседа о расслаблении  и напряжении мышц. Показать тряпичную  куклу и пластмассовую.

3.Упражнение на  расслабление  мышц рук; расслабление мышц рук,

ног и корпуса; расслабление

мышц живота.

4.Игра «Мы на пляже».

5.Релаксация.

11

Я и другие.

2

Формировать понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, они разные. Воспитывать умение общаться друг с другом, смотреть в лицо и глаза друг другу. Сплочение группы. Повышение самооценки.

1.Игра «Сигнал».

2.Дидактическая игра «Мы  разные».

3.Игра «Я самый нужный (важный)».

4.Игра «Поводырь».

5.Игра «Обезьянка и  зеркало».

6.Игра «Слушай команду».

7.Игра «Поезд».

8.Игра в мяч «Назови  ласково      другого».

9.Игра «Я самый хороший».

10.Окажи внимание другому.

11.Релаксация.

12

Я и мои друзья.

2

Формировать у детей понятие «друг», «дружба». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других. Сплочение детского коллектива, повышение самооценки.

1.Игра «Сигнал».

  1. Беседа «Дружба – что это такое?».

а) Когда вы впервые встретились, что вы знали друг о друге?

б) Кто как дружит в вашей группе?

в) Прослушивание песни «О дружбе» композитора

 И Шаинского.

г) А кто из вас сделал для друга что-нибудь хорошее?

3.Чтение и обсуждение  рассказа Л. Толстого «Два товарища».

4.Рисование «Портрет друга».

5.Выставка портретов друзей.

6Игра «На льдине».

7.Релаксация.

13

Давай никогда не ссориться.

2

Дать детям представление о ссорах, что является их причиной, как их можно избежать. Учить детей правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях. Развитие слухового внимания.

1.Игра «Сигнал».

2.Дидактическая игра «Не  поделили игрушку».

3.Игра «Что мы слышим  за окном, за дверью, в комнате?».

4.Чтение инсценировка  английской народной песенки  в переводе С.Маршака «Котята»..

5.Беседа «Кто уступает  первый».

6.Подвижная игра «Нам  не тесно».

7.Релаксация.

14

Я умею владеть собой.

2

Учить детей контролировать и управлять своим поведением, поступками и речью в процессе общения. Развивать произвольную активность. Формировать эмоционально-волевую сферу.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра «Жмурки».

3.Игра «Сборщики».

4.Игра «Иголка и нитка».

5.Игра «Разведчики».

6.Игра «Расставляем посты».

7.Игра «Дракон кусает  свой хвост».

8.Игра «Возьми и передай».

9.Релаксация.

15

Как поступить.

2

Учить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми.

1.Игра «Сигнал».

2.Здороваемся по кругу.

3.Разыгрывание ситуаций.

4.Дидактическая игра «Умей  извиняться».

Чтение стихотворения Г. Остера «Вредные советы».


 

ТЕМА 1: «ЗНАКОМСТВО».

 

Игра «Кто в теремочке живёт?».

ЦЕЛЬ. Познакомить детей друг с другом и ведущим.

ОПИСАНИЕ. Дети стоят в кругу (изображают теремок). Ведущий бежит за кругом со словами:

Стоит терем-теремок

Из трубы идёт дымок,

Бежит мимо лисичка,

Хитрая сестричка.

Остановилась и спрашивает:

- Кто-кто  в теремочке живёт?

- Кто-кто  в невысоком, живёт? (Гладит по  голове одного из играющих).

Ребенок должен назвать свое имя, а ведущий называет своё имя, отчество. В конце игры ведущий называет по имени каждого ребёнка.

У детей, обычно, вызывает затруднение быстро запомнить имя, отчество

  взрослого. Тактильный контакт (поглаживание  по голове или по спине) и  многократное проговаривание способствуют  быстрому запоминанию имени и  отчества ведущего, который в свою очередь, запоминает всех детей, участвующих в игре. Если ведущий не запомнил имени ребёнка, он может, продолжая игру, подойти к ребёнку столько раз, чтобы  достаточно хорошо запомнить имена всех детей.

 

Игра с мячом «Меня зовут».

ЦЕЛЬ. Познакомить детей друг с другом.

ОПИСАНИЕ. Дети сидят в кругу, широко расставив ноги, и перекатывают мячик от одного к другому.

а) Тог, у кого оказался мяч, должен назвать своё имя.

б) Тог, у кого оказался мяч, должен назвать своё имя и имя того, кому мячик  передает.

 

Игра с мячом «Я назову всех».

ЦЕЛЬ. Развитие внимания и памяти детей.

ОПИСАНИЕ. Дети сидят на коленках и перекатывают мяч или передают его из рук в руки. У кого оказался мяч, должен назвать всех по кругу. Если ребенок  кого-то забыл, как его зовут, мячик  передается тому ребенку, чье имя не назвали. Тот громко называет свое имя и игра продолжается.

Само движение мячика активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может попасть к любому из детей, мобилизует также и произвольное внимание. Кроме того, внимание играющих детей направляется каждый раз на того, у кого оказался мяч, и неоднократное повторение имен участников способствует быстрому их запоминанию. Это снижает тревожность и повышает уверенность в себе, т.к. запоминание происходит в непринужденной игровой форме.

 

ТЕМА 2: «НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ».

Игра «Сигнал».

ЦЕЛЬ. Настроить детей на восприятие друг друга, развитие тактильной чувствительности.

ОПИСАНИЕ. Дети встают в круг, взявшись за руки. Ведущий передает нажатием руки ребёнка, стоящего справа, "сигнал". Получивший одной рукой "сигнал", ребенок передает такой же "сигнал" другой рукой соседу и так по кругу, пока "сигнал" не добежит до ведущего. Затем "сигнал" передается в другую сторону.

В зависимости от возраста детей игру можно усложнять:

а) передавать "сигнал", состоящий из двух и более нажимов руки;

б) передавать "сигнал" с закрытыми глазами.

Тактильный контакт позволяет настроить детей на принятие друг друга.

Подчеркивается необходимость каждого ребенка (звена общей цепочки).

Происходит энергетическое объединение группы. Если у ребенка не получается: передать "сигнал", значит ребенок излишне зажат или не может сосредоточиться. Его можно "подремонтировать" погладить по спинке, или предложить ему потереть руки. Потереть руки можно предложить всей группе, когда "сигнал" упорно не проходит или проходит в искаженном виде (передавали 3 - получили - 5 или наоборот).

 

Игра «Четыре стихии».

ЦЕЛЬ. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

ОПИСАНИЕ. Дети сидят на стульчиках по кругу. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

 

КОМАНДА

ДВИЖЕНИЕ

"Земля"

Опускают руки вниз.

"Вода"

Вытягивают руки вперед.

"Воздух"

Поднимают руки вверх.

"Огонь"

Вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.


 

Дидактическая игра «Посылка от обезьянки».

ЦЕЛЬ. Показать роль наших органов чувств в познании окружающего мира.

ОПИСАНИЕ. Обезьянка нам прислала посылку, а что в ней находится, вы должны догадаться.

Показывает мешочек, в котором находятся фрукты: банан, яблоко, груша, виноград (любые фрукты, которые можно достать по возможности). Дети должны по очереди просунуть руку в мешочек и на ощупь определить какой-то один фрукт. Ведущий спрашивает: «С помощью чего вы узнали, что находится в мешке?».

- С помощью  руки, так как наша рука может  чувствовать любой предмет.

- Когда  вы достали, то увидели цвет  и форму. С помощью чего?

- Глаз.

- Глаза - тоже наши органы чувств, которые  помогают узнавать предметы.

Далее можно отгадать фрукты по запаху (например, яблоко и банан) - еще один помощник в узнавании предметов - это нос, он ощущает запахи.

Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста