Формирование словообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 103.47 Кб (Скачать файл)

Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой  речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к  языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной  речи. Самостоятельное исправление  собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения  грамматической стороной языка и  осознания явлений языка и  речи.

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому  строю, критическое отношение к  своей и чужой речи, желание  говорить правильно.

У детей развивается  умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть - “учит”, “книга”, “ручка”, “учитель”; “рассказ”, “интересный”, “рассказывать”) или образовать слово по образцу: веселый - весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).

Дети находят  родственные слова в контексте. Например, со словом “желтый”: “В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют)”.

У детей развивается  умение образовывать существительные  с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза - березка - березонька; книга - книжечка - книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал - забежал - подбежал) и прилагательных (умный - умнейший, плохой - плохонький, полный - полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

Материал, используемый для формирования словообразования у дошкольников, условно можно разделить на три группы: 
           1 группа - предметные картинки на идентификацию зрительных изображений. Этот комплекс позволяет решать общие задачи развития зрительно-предметного восприятия.

2 группа - материал, направленный на воссоздание  целостного образа из частей.

3 группа - «зашумленные»  картинки.

Весь наглядный  материал должен подбираться по принципу от простого к сложному. Не следует одновременно усложнять его задачами на формирование словообразования и восприятия.

Например, при знакомстве с темой «Мебель» детям вначале  предлагается назвать реалистические изображения предметов, чтобы уточнить их зрительный образ, установить связь со словом. Затем играют в игру типа лото, которая заключается в подборе к контурным или теневым реалистических изображений предметов. Одновременно можно решить грамматические задачи, например, назвать эти предметы ласково: стул - стульчик, диван - диванчик, шкаф - шкафчик.

При знакомстве с  новым аффиксом дети могут составлять картинки из частей. Например, изучая тему «Деревья», дети упражняются в словообразовании относительных прилагательных с  помощью суффикса -ов-. Им предлагается составить листья из двух половинок, причем задание может быть выполнено как реальное или как бланковое (соединение нарисованных половинок) складывание. Затем дети должны назвать, какие это листья (липовый, березовый, кленовый).

Во время закрепления  пройденного используется более  сложный перцептивный материал. Так, при закреплении умения образовывать притяжательные прилагательные с помощью  суффикса -ин- (по теме «Птицы») детям предлагается найти недостающие детали (отсутствие клюва, лапы и т.д.) и назвать, что именно не дорисовано: гусиный клюв, лебединый хвост, утиная лапа. Так же работают с рисунками, имеющими нелепые, лишние детали.

Но самым сложным  является материал 3-й группы. Его  используют при закреплении грамматических форм, например, умения назвать детенышей  животных. Для того чтобы сделать  занятия более живыми, интересными, результативными, их необходимо проводить  в форме дидактических игр, игровых  упражнений, занимательных заданий, использовать элементы соревнования, драматизации.

Наиболее распространённым является дидактическая игра (с наглядным  материалом и словесная). Это универсальный  метод закрепления знаний и умений.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления  грамматических навыков, так как  благодаря динамичности, эмоциональности  проведения и заинтересованности детей  они дают возможность много раз  упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и  без наглядного материала – в  форме словесных игр, построенных  на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической  игре четко определяется программное  содержание. Например, в игре «Кто ушёл и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Упражнение - многократное повторение ребёнком умственных или  практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные  умения.

Значительная часть  содержания дошкольного обучения может  быть усвоена ребёнком посредством  упражнений. Многие упражнения носят  предметный характер, то есть их выполнение требует использования предметов, игрушек, дидактического материала. В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая педагогу (подражательные упражнения). Упражнения другого типа называются конструктивными, потому что в них ребёнок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. И, наконец, ребёнок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет. Упражнения проводят в определенной системе, которая выстраивается на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы. Усложнение упражнений происходит за счёт изменений в характере знаний и умений, которые даются ребёнку, а также за счёт увеличения (уменьшения) времени их выполнения.

Специфика упражнений, которые используются в дошкольном обучении, состоит в том, что они, как правило, бывают включены в интересную, понятную ребёнку практическую или  умственную деятельность. Особое место  занимают упражнения, которые входят в дидактические игры. [21, с. 233]

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование состояния  овладения детьми дошкольного возраста способами словообразования

2.1. Организация  исследования

Экспериментальное исследование проводилось в марте-апреле 2012 года на базе Государственного учреждения образования «Ясли-сад № 34 г. Могилева». Количество участников в эксперименте составило 20 воспитанников в возрасте 5-6 лет: 10 детей экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы.

Эксперимент проходил в три этапа:

  1. Констатирующий, цель констатирующего эксперимента – изучить состояние овладения детьми дошкольного возраста способами словообразования;
  2. Формирующий, цель формирующего эксперимента – провести необходимую коррекционную работу, основываясь на данных констатирующего эксперимента;
  3. Контрольный, цель контрольного эксперимента – сравнить контрольные данные с данными констатирующего эксперимента и определить степень адекватности выбранных методик коррекционной работы.

 

 

2.2. Уровень  развития словообразования у  детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)

В констатирующем эксперименте применялась методика «Исследование  способности словообразования» [Алексеева  М.М., Лямина В.И.], которая включает в себя следующие задания:

Задание №1. «Кто у кого?»

Это задание предназначено  для проверки правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Детям показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка и т.д.

- Кто это? (кошка) Кто  у кошки? (котенок) Один котенок,  а если много, как говорят? (котята).

- Кто это? (собака) Кто  у собаки? (щенок) Один щенок,  а если их много, как говорят? (щенята).

- Кто это? (корова) Кто  у коровы? (теленок) Один теленок,  а если много, как говорят? (телята).

-Кто это? (курица) Кто у  курицы? (цыпленок) Один цыпленок, а  если много, как говорят? (цыплята)

-Кто это? (слониха) Кто  у слонихи? (слоненок) Один слоненок, а если много, как говорят? (слонята).

Оценка результатов.

Количество набранных  баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 15 баллов.

Выводы об уровне развития:

13-15 баллов – очень  высокий

9-12 баллов – высокий

6-8   баллов – средний

0-5 баллов – низкий.

Задание №2. «Большой и маленький»

С помощью данного задания  осуществляется проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами. Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и  животных разной величины.

- Что это? (дом) Этот  дом большой, а этот? (маленький). Как можно сказать, чтобы было  понятно, что он маленький? (домик).

- Кто это? (заяц) Этот заяц  большой, а этот? (маленький). Как  его можно назвать, чтобы было  понятно, что он маленький? (заинька,  зайчонок).

- Кто это? (кошка) Эта  кошка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы  было понятно, что она маленькая? (котенок, кошечка).

- Кто это? (утка) Эта утка  большая, а эта? (маленькая) Как  ее можно назвать, чтобы было  понятно, что она маленькая? (утенок, уточка).

- Кто это? (лягушка) Эта  лягушка большая, а эта? (маленькая)  Как ее можно назвать, чтобы  было понятно, что она маленькая? (лягушонок, лягушечка).

Оценка результатов.

Количество набранных  баллов соответствует количеству правильных ответов на последний вопрос из серии  «Кто это?», «Какой он?», «Как его можно  назвать?». Максимальное количество 5 баллов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – очень высокий

4 балла – высокий

3 балла – средний

0-2 балла – низкий.

Задание №3. «Встреча гостей»

 Задание направлено  на проверку умения употреблять  наименования предметов посуды. Педагог предлагает подумать, как  накрыть стол к чаю, чтобы  встретить гостей. Для всего есть  своя посуда. Надо, чтобы все было  красиво и удобно.

- Что мы поставили на  стол? (чашки, блюдца и т.д.)

- Куда положили хлеб? (в  хлебницу)

- Где будут лежать конфеты? (в конфетнице)

- Во что сыплем сахар? (в сахарницу)

- В чем будет стоять  салфетки? (в салфетнице).

Оценка результатов.

Количество набранных  баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 5 баллов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – очень высокий

4 балла – высокий

3 балла – средний

0-2 балла – низкий.

Задание №4. «Кто он такой»

Задание предназначено  для  проверки языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм. Детям предлагается ответить на вопросы:

- Как ты объяснишь,  кто – такой строитель?

- Как ты объяснишь,  кто – такой учитель?

Оценка результатов.

Количество набранных  баллов соответствует количеству правильно  определенных значений слов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – очень высокий

4 балла – высокий

3 балла – средний

0-2 балла – низкий.

Задание №5. «Правильно ли мы говорим?»

Целью задания является проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение.

- Масло лежит в «масленице»? (если, нет то как нужно правильно говорить?) (масленке).

- Соль насыпана в «соленицу»? (солонке).

- Бабушка положила вкусное  вишневое варенье в «вареницу»? (вазочку для варенья, розетку).

- На картинке нарисованы  маленькие «поросенки». (поросята)

- На картинке нарисованы  маленькие «котенки». (котята)

Оценка результатов.

Количество набранных  баллов соответствует количеству точно  определенных неправильных словоформ. Максимальное количество 5 баллов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – очень высокий

4 балла – высокий

3 балла – средний

0-2 балла – низкий.

Задание №6. «Игра со словами»

Задание направлено на проверку умения образовывать слова:

а) с помощью слияния  двух основ (морфолого-синтаксический способ)

б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).

а) - У зайца короткий хвост. Какой заяц? (короткохвостый)

   - У зайца длинные  уши. Какой заяц? (длинноухий)

   - У зайца быстрые  ножки. Какой заяц? (быстроногий)

   - У девочки черные  волосы. Какая она? (черноволосая)

   - У девочки голубые  глаза? Какая она? (голубоглазая)

 б) - Стакан  сделан  из стекла. Какой он? (стеклянный)

     - Стол сделан  из дерева. Какой он? (деревянный)

     - Ложка сделана  из металла. Какая она? (металлическая)

     - Дом сделан  из кирпича. Какой он? (кирпичный)

     - Книга сделана  из бумаги. Какая она? (бумажная)

Оценка результатов.

Количество набранных  баллов соответствует количеству правильно  образованных слов. Максимальное количество 10 баллов.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий

8-9 балла – высокий

5-7 балла – средний

0-4 балла – низкий.

В таблицах 1, 2 приведены  результаты развития словообразования в контрольной и экспериментальной  группе (соответственно) на этапе констатирующего  эксперимента.

Таблица 1

Результаты развития словообразования в контрольной группе на этапе  констатирующего эксперимента.

Имя Ф.

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Катя С.

14

5

5

5

5

10

Костя Е.

15

4

4

5

5

10

Наташа С.

12

4

5

4

5

9

Оля К.

15

5

5

5

5

10

Паша П.

11

5

4

5

4

8

Вика С.

13

4

4

2

2

8

Аня А.

13

4

4

2

4

10

Денис П.

15

4

5

4

5

10

Лена М.

10

3

4

5

5

10

Света С.

11

4

5

5

5

10

Информация о работе Формирование словообразования