Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:05, курсовая работа
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
5. Игра
Цель: Придумать слова, обозначающие несколько предметов.
Игры
для уточнения формы
1. Игра «Угадай, чьи это вещи»
Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
2. Игра «Угадай, чьи это хвосты»
На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Показываю изображение хвоста и спрашиваю, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».
Игры для уточнения формы дательного падежа:
1. Игра «Кому нужны эти вещи»
Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).
2. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?).
Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
3. Игра «Гости»
На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы).
Объяснение: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».
Игры
для уточнения формы
1. Игра «Кто самый наблюдательный»
Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.
2. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.
Игры
для уточнения формы
1. Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью и т.д.).
2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.
3. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.
Игра
для уточнения формы
1. Игра «Помоги животным найти свой домик»
Используются две группы
картинок: на одних изображены
животные, на других – их жилища.
Предлагаю детям помочь
2. Игры для формирования умения употреблять
уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-
3. Игра «Большой - маленький»
Цель: выявить умения детей
образовывать с помощью суффиксов
существительных уменьшительно-
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Предлагаю назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг. Ребенок называет кружки без слов «большой» и «маленький».
- Это? – показываю на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
- А это? – показываю на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
2. Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных
и пренебрежительно-
Мальчик-с-пальчик
Иванушка
сапожки
топорик
ножка ножища
ручка
глазик глазище
усики
голосок голосище
носик
силушка силища.
Игра на образование сложных слов – игра «Эхо»
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает
– снегопад
вода падает
– водопад
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес
– лесовоз
сам летит –
самолет
воду возит
– водовоз.
2.4. Итоги опытно-
Контрольный эксперимент проводился по той же методике «Исследование способности словообразования» [Алексеева М.М., Лямина В.И.], что и констатирующий.
Целью контрольного эксперимента было выявление повышения общего уровня словообразования в экспериментальной группе по сравнению с уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента.
Проводя повторное диагностирование уровня развития словообразования после формирующего эксперимента, были получены следующие результаты. Эти результаты представлены в таблицах 21, 22.
Таблица 21
Результаты развития словообразования в контрольной группе на этапе контрольного эксперимента.
Имя Ф. |
Задание №1 |
Задание №2 |
Задание №3 |
Задание №4 |
Задание №5 |
Задание №6 |
Катя С. |
14 |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
Костя Е. |
15 |
4 |
4 |
5 |
5 |
10 |
Наташа С. |
13 |
4 |
5 |
4 |
5 |
9 |
Оля К. |
15 |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
Паша П. |
12 |
5 |
4 |
5 |
4 |
8 |
Вика С. |
13 |
4 |
5 |
3 |
3 |
8 |
Аня А. |
14 |
5 |
4 |
3 |
4 |
10 |
Денис П. |
15 |
4 |
5 |
4 |
5 |
10 |
Лена М. |
12 |
4 |
4 |
5 |
5 |
10 |
Света С. |
12 |
4 |
5 |
5 |
5 |
10 |
Таблица 22
Результаты развития словообразования в экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента.
Имя Ф. |
Задание №1 |
Задание №2 |
Задание №3 |
Задание №4 |
Задание №5 |
Задание №6 |
Даша М. |
12 |
5 |
5 |
5 |
5 |
9 |
Женя К. |
12 |
4 |
4 |
3 |
3 |
8 |
Алеша С. |
13 |
4 |
4 |
3 |
3 |
8 |
Оля Щ. |
13 |
4 |
4 |
5 |
5 |
10 |
Наташа Л. |
10 |
3 |
2 |
1 |
2 |
7 |
Володя Л. |
10 |
3 |
2 |
1 |
2 |
7 |
Маша П. |
14 |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
Рома Г. |
11 |
3 |
3 |
2 |
3 |
8 |
Таня К. |
12 |
4 |
4 |
3 |
3 |
8 |
Антон С. |
9 |
4 |
4 |
2 |
3 |
8 |
При проведении задания №1 «Кто у кого» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 23 и таблица 24 соответственно).
Таблица 23. Результаты задания №1 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
7 |
3 |
- |
- |
10 |
% |
70 |
30 |
- |
- |
100 |
Из таблицы 23 следует, что в контрольной группе к моменту контрольного эксперимента детей, имеющих очень высокий уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе, стало немного больше, однако разделение достаточно условно, т.к. дети набрали от 12 до 15 баллов (порог – 13б).
Таблица 24. Результаты задания №1 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
4 |
6 |
- |
- |
10 |
% |
40 |
60 |
- |
- |
100 |
Из таблицы 24 следует, что
большинство детей в
При проведении задания №2 «Большой и маленький» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 25 и таблица 26 соответственно).
Таблица 25. Результаты задания №2 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
4 |
6 |
- |
- |
10 |
% |
40 |
60 |
- |
- |
100 |
Из таблицы 25 следует, что
в контрольной группе на момент контрольного
эксперимента дети имеют высокий (60%)
и очень высокий уровень (40%) умения
употреблять в речи существительные
с уменьшительно-ласкательными
Таблица 26. Результаты задания №2 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
2 |
5 |
3 |
- |
10 |
% |
20 |
50 |
30 |
- |
100 |
Данные таблицы 26 свидетельствуют
о том, что на момент контрольного
эксперимента основная часть детей
(50%) в экспериментальной группе имеют
высокий уровень умения употреблять
в речи существительных с
Количественное выражение
результатов задания №3 «Встреча
гостей» в контрольной и
Таблица 27. Результаты задания №3 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
6 |
4 |
- |
- |
10 |
% |
60 |
40 |
- |
- |
100 |
Из таблицы 27 следует, что на момент контрольного эксперимента в контрольной группе немного увеличилось количество детей, имеющих очень высокий (60%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды.
Таблица 28. Результаты задания №3 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
2 |
5 |
3 |
- |
10 |
% |
20 |
50 |
30 |
- |
100 |
Половина детей (50%) в экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента имеют высокий уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды, 30% - имеют средний уровень, и 20% - имеют очень высокий.
При проведении задания №4 «Кто он такой» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 29 и таблица 30 соответственно).
Таблица 29. Результаты задания №4 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
6 |
2 |
2 |
- |
10 |
% |
60 |
20 |
20 |
- |
100 |
Из таблицы 29 следует, что
в контрольной группе на момент контрольного
эксперимента дети имеют очень высокий
(60%) уровень языкового чутья, восприятия
и понимания
Таблица 30. Результаты задания №4 в экспериментальной группе.