Формирование словообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 103.47 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

Результаты развития словообразования в экспериментальной группе на этапе  констатирующего эксперимента.

Имя Ф.

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Даша М.

8

3

3

3

3

6

Женя К.

5

2

2

0

0

6

Алеша С.

8

2

2

0

0

6

Оля Щ.

7

2

2

3

3

8

Наташа Л.

5

1

2

0

0

5

Володя Л.

5

2

2

0

0

4

Маша П.

11

2

2

3

3

7

Рома Г.

8

1

2

0

0

5

Таня К.

10

2

2

0

0

4

Антон С.

6

2

2

0

0

5


 

При проведении задания №1 «Кто у кого» в контрольной  и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 3 и таблица 4 соответственно).

Таблица 3.  Результаты задания №1 контрольной группы. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

6

4

-

-

10

%

60

40

-

-

100


Из таблицы 3 следует, что  в контрольной группе дети очень  хорошо умеют правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.

Таблица 4. Результаты задания №1 в экспериментальной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

-

2

5

3

10

%

-

20

50

30

100


Из таблицы 4 следует, что  большинство детей в экспериментальной  группе имеют средний (50%) и низкий (30%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Высокий уровень составляет всего 20%.

При проведении задания №2 «Большой и маленький» в контрольной  и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 5 и таблица 6 соответственно).

Таблица 5.  Результаты задания №2 в контрольной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

3

6

1

-

10

%

30

60

10

-

100


Из таблицы 5 следует, что  в контрольной группе дети имеют  высокий (60%) и очень высокий уровень (30%) умения употреблять в речи существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами, средний уровень составляет лишь 10%.

Таблица 6.  Результаты задания №2 в экспериментальной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

-

-

1

9

10

%

-

-

10

90

100


Данные таблицы 6 свидетельствуют  о том, что подавляющая часть  детей (90%) в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения употреблять  в речи существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами, и лишь 10% - имеют средний  уровень.

Количественное выражение  результатов задания №3 «Встреча гостей» в контрольной и экспериментальной  группе представлено в таблице 7 и 8 соответственно.

Таблица 7.  Результаты задания №3 в контрольной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

5

5

-

-

10

%

50

50

-

-

100


Из таблицы 7 следует, что  в контрольной группе дети имеют  очень высокий (50%) и высокий (50%) уровень  умения употреблять в речи наименования предметов посуды.

Таблица 8.  Результаты задания №3 в экспериментальной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

-

-

3

7

10

%

-

-

30

70

100


Подавляющее большинство  детей (70%) в экспериментальной группе не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 30% детей имеют  средний уровень по этому показателю.

При проведении задания №4 «Кто он такой» в контрольной и  экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица  9 и таблица 10 соответственно).

Таблица 9. Результаты задания №4 в контрольной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

6

2

-

2

10

%

60

20

-

20

100


Из таблицы 9 следует, что  в контрольной группе дети имеют  очень высокий (60%) и высокий (20%) уровень  языкового чутья, восприятия и понимания  словообразовательных форм, однако низкий уровень составляет 20%.

Таблица 10. Результаты задания №4 в экспериментальной группе.

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

-

-

3

7

10

%

-

-

30

70

100


В экспериментальной группе преобладает низкий (70%) уровень языкового  чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, средний уровень составляет 30%.

При проведении тестового  задания №5 «Правильно ли мы говорим?»  в контрольной и экспериментальной  группе были получены следующие результаты (таблица 11 и таблица 12 соответственно).

Таблица 11. Результаты задания №5 в контрольной группе.

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

7

2

1

-

10

%

70

20

10

-

100


Подавляющее большинство  детей (70%) в контрольной группе имеют  высокий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

Таблица 12. Результаты задания №5 в экспериментальной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

-

-

3

7

10

%

-

-

30

70

100


Такой же процент (70%) детей  в экспериментальной группе имеют  низкий уровень умения критически оценивать  речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

При проведении тестового  задания №6 «Игра со словами» в  контрольной и экспериментальной  группе были получены следующие результаты (таблица 13 и таблица 14 соответственно).

Таблица 13. Результаты задания №6 в контрольной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

7

3

-

-

10

%

70

30

-

-

100


Из таблицы 13 видно, что  большинство детей в контрольной  группе (70%) имеют очень высокий  уровень умения образовывать слова.

Таблица 14. Результаты задания №6 в экспериментальной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

-

1

4

5

10

%

-

10

40

50

100


В экспериментальной группе, преобладают дети с низким (50%) и  средним (40%) уровнем умения образовывать слова, лишь 10% - составляет высокий  уровень.

Таким образом, задания по данной методике показало исходный уровень  словообразования в контрольной  и экспериментальной группе. В  контрольной группе этот уровень  заметно выше, чем в экспериментальной  группе.

 

 

 

2.3. Работа по  формированию словообразования  у детей старшего дошкольного  возраста (формирующий эксперимент)

 

На этапе формирующего эксперимента занятия, дидактические  игры и упражнения проводились с  экспериментальной группой.

Цель формирующего эксперимента - проведение необходимой коррекционной  работы, основываясь на данных констатирующего  эксперимента.

Для развития словообразования у старших дошкольников была разработана  специальная программа занятий  с использованием дидактических  игр и упражнений. При подборе  дидактических игр и упражнений  учитывались возрастные особенности  старших дошкольников.

Коррекционный час:

1. Тема занятия: «На прогулке».

Игра: «Измени слово».

Цель: образование формы  мн. числа существительных.

2. Тема занятия: «В гостях у сказки».

Игра: «Мальчик-с-пальчик, Иван-богатырь».

Цель: формирование умения применять  уменьшительно-ласкательные суффиксы

3. Тема занятия: «Дикие звери».

Игра: «Помоги животным найти  свой домик».

Цель: формирование умения образовывать форму существительного в предложном падеже.

4. Тема занятия: «Гости».

Игра: «Медвежонок ждет гостей».

Цель: закрепление умения образовывать форму существительного в родительном падеже.

5. Тема занятия: «Папин праздник».

Игра: «Папа может все  что угодно».

Цель: словообразование слов, означающих лиц по их занятиям. 

6. Тема занятия: «Зимний лес».

Игра: «Один - много».

Цель: закрепление образования  формы мн. числа существительных.

7. Тема занятия: «Что такое доброта».

Игра: «Назови ласково».

Цель: закрепление умения применения уменьшительно-ласкательных суффиксов.

8. Тема занятия: «Лапы, уши и хвосты».

Игра: «Угадай, чьи это  хвосты».

Цель: формирование умения образовывать форму существительного в родительном  падеже.

9. Тема занятия: «Урок».

Игра: «Большой маленький».

Цель: выявить умение детей  образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными значениями с помощью суффиксов.

10. Тема занятия: «Звук «ж».

Игра: «Какой, чей?».

Цель: словообразование сложного прилагательного.

Игры  для закрепления формы множественного числа:

1. Игра  «Один - много».

Цель: выявить умение детей  самостоятельно образовывать существительные  множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Показываю картинку с изображением одного предмета и  предлагаю ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра  и т.д.

 Показываю картинку  и называю: шар.

- А у тебя, что на  картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра  «Лови и называй».

- Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам  правила игры «Один много».

 Бросаю мяч ребенку,  называя слово «дом»; ребенок  возвращает мяч, называя слово  «дома». Называю от пяти до  восьми слов.

3. Игра  на образование слов

Цель: Образовать формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза).

При этом подбираются такие  картинки, которые дают возможность  образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».

4. Игра  «Измени слово»

Называю слово в единственном числе и бросаю мяч одному из детей, который должен назвать форму  множественного числа.

Информация о работе Формирование словообразования