Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:05, курсовая работа
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
3 |
- |
3 |
4 |
10 |
% |
30 |
- |
30 |
40 |
100 |
В экспериментальной группе
на момент контрольного эксперимента
заметно уменьшилась доля детей
(40%) с низким уровнем языкового
чутья, восприятия и понимания
При проведении задания №5 «Правильно ли мы говорим?» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 31 и таблица 32 соответственно).
Таблица 31. Результаты задания №5 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
7 |
2 |
1 |
- |
10 |
% |
70 |
20 |
10 |
- |
100 |
На момент контрольного эксперимента уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования остался неизменным.
Таблица 32. Результаты задания №5 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
3 |
- |
5 |
2 |
10 |
% |
30 |
- |
50 |
20 |
100 |
На момент контрольного эксперимента количество детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования, значительно уменьшилось и составляет всего 20%.
При проведении задания №6 «Игра со словами» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 33 и таблица 34 соответственно).
Таблица 33. Результаты задания №6 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
7 |
3 |
- |
- |
10 |
% |
70 |
30 |
- |
- |
100 |
На момент контрольного эксперимента уровень умения образовывать слова в контрольной группе остался на прежнем уровне.
Таблица 34. Результаты задания №6 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
2 |
3 |
5 |
- |
10 |
% |
20 |
30 |
50 |
- |
100 |
В экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента, преобладают дети со средним (50%) и высоким (30%) уровнем умения образовывать слова, 20% - составляет высокий уровень.
Результаты задания №6 показывают, что уровни словообразования в двух группах имеют слабые различия.
Вывод: после проведения коррекционной работы, направленной на формирование словообразовательных умений, было установлено, что на этапе контрольного эксперимента различия по всем шести заданиям имеют малый уровень значимости. Иначе говоря, уровень словообразования у детей из контрольной и экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента слабо различается. Таким образом, посредством формирующего эксперимента, основой которого были дидактические игры и упражнения успешно проведена работа по коррекции нарушений словообразования у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования достигнута, а его гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным направлением данной курсовой работы было изучение особенностей формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучив разнообразную литературу по проблеме развития рассматриваемых грамматических категорий речи дошкольников, следует сказать о том, что внимание исследователей до сих пор сосредоточено на данном вопросе.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Источники и факторы
развития языка ребёнка и его
грамматического строя
Овладение грамматическим
строем языка находится в
Усвоение грамматических
форм – сложная
5-ый год жизни –
период активного освоения
Проведенная работа
в экспериментальной группе
- отдельные элементы
- процесс словообразования
у детей стал более
- наиболее интенсивно
происходит развитие
Опытно – экспериментальная работа показала, что использование специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития словообразования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ