Формирование словообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 103.47 Кб (Скачать файл)

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

3

-

3

4

10

%

30

-

30

40

100


В экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента заметно уменьшилась доля детей (40%) с низким уровнем языкового  чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, средний и очень высокий  уровень составляют  по 30%.

При проведении задания №5 «Правильно ли мы говорим?» в контрольной  и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 31 и таблица 32 соответственно).

Таблица 31. Результаты задания №5 в контрольной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

7

2

1

-

10

%

70

20

10

-

100


На момент контрольного эксперимента уровень умения критически оценивать  речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования остался  неизменным.

Таблица 32. Результаты задания  №5 в экспериментальной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

3

-

5

2

10

%

30

-

50

20

100


На момент контрольного эксперимента количество детей в экспериментальной  группе имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования, значительно уменьшилось  и составляет всего 20%.

При проведении задания №6 «Игра со словами» в контрольной  и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 33 и таблица 34 соответственно).

Таблица 33. Результаты задания №6 в контрольной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

7

3

-

-

10

%

70

30

-

-

100


На момент контрольного эксперимента уровень умения образовывать слова  в контрольной группе остался  на прежнем уровне.

Таблица 34. Результаты задания №6 в экспериментальной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

2

3

5

-

10

%

20

30

50

-

100


В экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента, преобладают дети со средним (50%) и  высоким (30%) уровнем умения образовывать слова, 20% - составляет высокий уровень.

Результаты задания №6 показывают, что уровни словообразования в двух группах имеют слабые различия.

Вывод: после проведения коррекционной работы, направленной на формирование словообразовательных умений, было установлено, что на этапе контрольного эксперимента различия по всем шести заданиям имеют малый уровень значимости. Иначе говоря, уровень словообразования у детей из контрольной и экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента слабо различается. Таким образом, посредством формирующего эксперимента, основой которого были дидактические игры и упражнения успешно проведена работа по коррекции нарушений словообразования у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования достигнута, а его гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным направлением данной курсовой работы было изучение особенностей формирования словообразования у детей старшего дошкольного  возраста.

Изучив разнообразную  литературу по проблеме развития рассматриваемых  грамматических категорий речи дошкольников, следует сказать о том, что  внимание исследователей до сих пор сосредоточено на данном вопросе.

Язык и речь традиционно  рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст  – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления  и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное  владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического  и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Источники и факторы  развития языка ребёнка и его  грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

 Овладение грамматическим  строем языка находится в зависимости  не только от речевого общения  с окружающими и от подражания  речи взрослых, но также от  восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической  деятельности и потребностей  ребенка. У него вырабатывается  речевой стереотип только при  условии связи слов и их  форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать  деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами  и качествами, наблюдения за природными  явлениями. Установление и осознание  ребенком существующих в природе  связей и зависимостей находят  отражение в увеличении объема  предложений, в построении сложных  речевых конструкций, в употреблении  союзов чтобы, так как, поэтому.

 Усвоение грамматических  форм – сложная интеллектуальная  деятельность, требующая накопления  фактов и их обобщения. На  каждом занятии ребенок решает  поставленную перед ним умственную  задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо.

5-ый год жизни –  период активного освоения способов  словообразования. Словообразование  и словотворчество уже носят  взрывной характер: дети начинают  употреблять в этот период  все части речи.

 Проведенная работа  в экспериментальной группе показала, что:

- отдельные элементы словообразования  и общий уровень словообразования  в целом заметно выросли и  приблизились к норме;

- процесс словообразования  у детей стал более непринужденным  и практически не вызывает  у них затруднений;

- наиболее интенсивно  происходит развитие самостоятельности,  проявляющейся в умении использовать  приобретенные знания в новых,  изменяющихся условиях, трансформировать  их, в умении вносить элементы  творчества (придумывать свое, выполнять  задание по-своему) успешно формируется  в содержательной детской деятельности  с игровым дидактическим материалом;

  Опытно – экспериментальная работа показала, что использование специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития словообразования.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: «Академия», 1998. – 360 с.
  2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. /М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: «Академия», 2000. – 400 с.
  3. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки, 1960, №2. – 234 с.
  4. Арушанова, А.Г. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи у детей //Дошкольное воспитание. №9 1993. - 321 с.
  5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004. – 296 с.
  6. Белая, А.Е., Мирясова, В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М., 2002. – 158 с.
  7. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Академия развития», 1998. - 362 с.
  8. Берменд, И.Е. Игра как феномен сознания. - Кемерово, "Альф", 1992. – 120 с.
  9. Бондаренко, А. Дидактические игры в детском саду. - М.: «Просвещение», 1991. – 160 с.
  10. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 1981. – 255 с.
  11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., Союз, 1997. – 310 с.
  12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи - М.: «Просвещение», 1961. – 340 с.
  13. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников. /О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева - М.: «Педагогика», 1984. – 104 с.
  14. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., Педагогика, 1963. – 331 с.
  15. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973. – 220 с.
  16. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – Спб., «Каро», 2002. – 267 с.
  17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. /С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: «Академия», 1998 – 433 с.
  18. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование. – М., 1965. – 156 с.
  19. Леонтьев, А.А. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. / Под ред. А.А. Леонтьева, - М., 1998. – 288 с.
  20. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды. - М., 1983. – 365 с.
  21. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. /В.И. Логинова, А.И. Максаков и др. / Под ред. Ф.А. Сохина – 3-е изд. испр. доп. – М.: «Просвещение», 1984 -223 с.
  22. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., Просвещение, 1991. – 255 с.
  23. Мухина, В.С. Возрастная психология. Хрестоматия. /Под ред. В.С Мухина, А.А. Хвостов - М.: «Академия», 2000. – 420 с.
  24. Мухина, В.С. Психология дошкольника. /В.С. Мухина и др. - М.: «Просвещение», 1978. – 421 с.
  25. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Гринго», 1995. – 240 с.
  26. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. – М., Педагогика, 2000. - 476 с.
  27. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. – 296 с.
  28. Поддьяков, Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1994. – 126 с.
  29. Реформаторский, А.А. Введение в языковедение. - М.: «Просвещение», 1967. – 200 с.
  30. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994. – 289 с.
  31. Сорокина, А. Дидактические игры в детском саду - М.: «Просвещение», 1982. – 103 с.
  32. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. - М., «Просвещение», 1972. – 397 с.
  33. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология.  - М., «Академия», 1999. - 412 с.
  34. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников - М.: «Академия», 2001. – 240 с.
  35. Филичева, Т.Б.,  Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., Педагогика, 1991. – 312 с.
  36. Щерба, Л.В., Виноградов, В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М., 1952. – 369 с.
  37. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. - М., 1995. – 411 с.
  38. Эльконин, Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избр. психол. труды. – М. 1989. – 405 с.
  39. Ядэшко, В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. – М.: «Просвещение», 1966. – 96 с.
  40. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М., «Индрик», 2001. – 377 с.

 

 

 


Информация о работе Формирование словообразования