Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить степень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и разработать содержание и методику формирования у дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние проблемы подготовки детей к обучению грамоте и обучение грамоте в ДОУ.
2. Выявить уровень языковой подготовке старших дошкольников.
3.Разроботать содержание и методику формирования у старших дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Содержание

Введение.
Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к речи как языковой действительности.
§ 1: Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.
§ 2: Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе Ι.
ГлаваΙΙ: Готовность детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
§ 1: Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.
§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе ΙΙ.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста..docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

    5. Обучение рассказыванию  (монологической речи). Владение  монологической речью очень важно  для подготовки детей к школе,  где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию  мышления, различных его качеств.  Кроме того, рассказ ребенка помогает  выявить запас его слов, умение  строить фразы, композиционно  оформлять содержание. У детей  формируется умение слушать устные  рассказы, не всегда сопровождаемые  показом, понимать их, затем подрожать  прослушанному – пересказывать.

     В дошкольном  возрасте мы также учим детей  самим составлять простейшие  рассказы, в содержании и форме  которых должны проявляться самостоятельность  и творческая активность ребенка. 

    В детском саду  воспитывается умение рассказывать  неторопливо, обдумывая свои мысли,  обращаясь к слушателям, а также  умение выступать перед незнакомой  аудиторией (на празднике, в присутствии  взрослых, другой группе), что способствует  совершенствованию речи, развивает  находчивость, навыки поведения  в коллективе.

    6. Ознакомление  с художественной литературой.  В дошкольном учреждении мы  знакомим детей с лучшими произведениями  детской литературы. Воспитатель  формирует у детей некоторые  элементарные умения: слушать и  понимать художественные произведения, высказывать суждения об их  героях. Дети должны научится запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей. Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Нужно добиваться, чтобы художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполнило досуг, оживал в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах.

     7. Подготовка  детей к обучению грамоте. Вся  педагогическая работа по развитию  речи ребенка в детском саду  подготавливает его к обучению  в школе, где необходимы правильная  успешная речь, умение слушать  других, вникать в содержание  их речи, при необходимости дополнить  или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа  детей, что представляет для  них большую трудность. Для  успешного учения в школе наибольшее  значение имеют следующие качества;  умение слышать сказанное педагогом,  умение ясно, точно, грамматически  правильно выражать свои мысли  в распространенных предложениях, небольших связных рассказов.  Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух-четырех слов и т.д. [1,с.125].

    Итак, мы выделяем  семь основных задач развития  речи детей. Большинство задач  решается во всех возрастных  группах детского сада, только  конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных  возможностей детей. Каждая из  указанных задач имеет и образовательную  и воспитательную сторону. В  процессе развития речи происходит  формирование умственных качеств  личности, решаются важные задачи  нравственного, эстетического воспитания.

    Осуществляя работу  с детьми по развитии речи мы предварительно знакомим их с терминами « слово», « звук », « предложение ».

    Правильное понимание  детьми этих терминов поможет  им в дальнейшем осознать звуковой  и слоговый состав слова. 

    Введение терминов  в детскую речь  не осложняется  подробным раскрытием этих пониманий.  Наша задача – помочь ребенку  правильно употреблять их при  речевом общении со взрослыми и сверстниками.

    В подготовительной  к школе группе с детьми  поводится работа над предложением  и  его словесным составом, в результате которой они осознают, что наша речь состоит из  слов, что мы говорим словами.  Со словом (а так же со звуком  речи) дети начинают знакомиться  и раньше, еще в средней группе, при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование  звукопроизношения, обогащение словаря  и т.п. В старшей и подготовительной  группах на занятиях по родному  языку систематически проводится  упражнения и игры, в которых  внимание специально обращается  на слово.[ 9,с.136]/

     Мы знакомим  детей с терминами, используя  различные методы и приемы. Так,  можно использовать стихи Е.Серовой  из ее книги « Подскажи словечко»  (М.,1972г.)

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает;

Слова не хватает!  

 

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

 

От,  кого мои друзья,

Убежать никак нельзя!

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит (…тень).

 

Говорю я брату: - Ох,

С неба сыплется горох!

- Вот чудак, - смеется брат,-

Твой горох ведь это (…  град).

     Чтение художественных  произведений. Авторы их, увлекательно  рассказывая о каких – то  событиях, обращают особое внимание  читателя на значение слова,  на его смысловую и звуковую  стороны. Так, К.Чуковский в  сказке «Айболит» пишет: -  и  вперед поскакал Айболит, и  одно только слово твердит:  «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» . Дети, слушая, понимают, что если доктор забудет это незнакомое им слово лимпопо, то больные зверюшки могут погибнуть, не дождавшись помощи. В другом произведении этого автора – « Скрюченная песня» - слово выступает необходимым условием для понимания смысла стихотворений и установлении контакта между читающим и слушающим. Эту сказку мы можем разыграть, не произнося последних слов куплета и предлагая детям подсказать ему недостающие слова.

Жил на свете человек,

Скрученные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной… (дорожке).

   Во многих сказках  (« Горшок каши», « По щучьему  велению», « Али – Баба и  сорок разбойников» и другие.) действия основных героев зависят  именно от произношения в нужный  момент определенного слова. 

   А такие писатели, как А.Барто, Е.Чарушин, В. Осива, Е.Блашнина, Л. Пантелеев, П.Первомайский, Л. Кукулин, А.Шибаев, термины « слово» и «звук» используют в названии («Игра в слова», «Честное слово», «Трудные слова», «Прислушайся к слову», «Волшебное слово», «Звук заблудился» и др.), а так же в увлекательной форме сообщают о них в самом произведении.

Например:

Поиграемка,                                    «Первоклассник»,

Ребята,                                             «Октябренок»,

С звуком «Р»:                                  «Пионер».

                                                              С.Эйдлин.

Скажи:

«Кукушка на суку» -                     Целый день «уа-уа»,

Тебе послышится:                          Вот и все ее слова.

« ку-ку».                                         Е.Блашинина.

     А.Барто

- Игра. Сюжеты некоторых  игр зависят от правильного  употребления отдельных слов  и звуков. В играх «Испорченный  телефон», «Эхо», ребенок шепотом  передает другим детям определенные  слова. Однако по ходу игры  он может не услышать какие-то  звуки или заменить их, образуя  другое слово ( например, кит-кот, Анна-ванна, и т.п.). В играх «Фанты», « Черное и белое», «Краски» содержится определенные слова, которые играющий не должен произносить (или, наоборот, должен). Если он без внимания относится к этому важному правилу игры, назовет эти слова (или, наоборот. не назовет), то ему придется выйти из игры.

    Усвоению терминов «слова» и «звук» помогают такие игры, как «Докончи слово», «Подскажи словечко» «Угадай, какой звук я не произнесла», «Скажи наоборот», «Подскажи Петрушки звук», «Звук потерялся», «Скажи, как я», «Как назвать?» и др. 

    Загадки-складки.  Воспитатель подбирает считалки, состоящие из двух-четырех рифмованных  строчек. Читая их детям, он  умышленно не договаривает последнее  слово или последний звук. Можно  назвать в слове первый звук, и детям предложить добавить  недостающие слова и звуки.  Без понимания роли и значении  терминов «слово», «звук» невозможно  выполнить задание взрослого.  Упражнения становятся более  занимательными, если в них принимает  участие веселый Петрушка. Он  читает детям тексты стихов, в  которых недостает последних  слов. Петрушка просит детей подсказать  эти слова (или звуки):

-Где обедал воробей?

-В зоопарке у …(зверей).

 

-У себя в саду Андрейка

-Поливал цветы… (лейки)

 

-Поскорей наливай

-Мне в стакан горячий… (чай).

 

-Паровоз пускает пар,

-Топку топит…(кочегар)

-Жук упал и встать не может,

-Ждет он, кто ему…(поможет).

 

-У меня пропал носок,

-Утащил его …(щенок).

 

-Самолет построим сами,

-Понесемся над…(Лесами).

 

-Михаил играл в футбол

-И забил в ворота…(гол).

 

-Мы по узенькой дощечке

-Побежим купаться к  …(речке).

 

За рекой они росли,

Их на праздник привезли.

На веточках иголки.

Что же это?

Ё…(ёлки)

 

Далеко от нас Москва,

Не слышны ее слова.

Только что наладили

В нашем доме…( радио).

 

Не будильник, а разбудит,

Знает - проснуться люди.

На головке гребешок,

Это петя –п…(петушок).

 

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Золотая р…(радуга).

 

Мальчик держал в руках  воздушный ша…(р).

По тропинке торопливо  пробежал ежи…(к).

В квартире зазвонил телефо…(н).

 

Старшая группа:

Как звучит слово?

Цель игры – продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять их в самостоятельном  названии слов и четком произношении звуков, учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звуков в слове.

Что звучит вокруг нас?

Наглядный материал: предметы находившиеся в групповой комнате.

Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит: - Вы уже  знаете, дети, что слова звучат. Послушайте, как они по – разному звучат в стихотворении А.А.Барто.

Игра в слова.

Скажи по громче                        А скажи слово

Слово «гром»-                           «Листопад»-

Грохочет слово,                          И листья падают, летят,

Словно «гром».                           И, словно наяву,

Скажи потише:                           Ты видишь осень:

«Шесть мышат:                          Желтый сад

И сразу мыши зашуршат.         И мокрую траву.

Скажи:                                         Скажи «родник»-

« Кукушка на суку»-                 И вот возник,

Тебе послышится:                     Бежит в зеленой чаще

«Ку-ку».                                      Веселый ключ журчащий. 

 

Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут  ни при чем!)…

Слова бывают разные –

Хорошие, простые,

Слова бывают грозные – 

Ненужные, пустые.

Слова звучат потому, что  в них есть звуки. Звуки разные, вслушайтесь в слова: ззооннт, шшааррффиик, жжуук, рраак. Теперь повторяйте эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны эти разные звуки. (дети повторяют). Еще раз повторите. Теперь сами произнесите слово зонт, так чтобы все звуки слышались очень ясно. (дети старательно произносят). Какие слова предложите вы? Как они звучат? (Несколько ребят говорят по одному слову). Много слов « спрятано» вокруг нас, и , когда их находят, они тоже звучат;  посмотрите сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова,  которые звучат. Я, например, нашла такое слово – чашка. Послушайте, как оно звучит: чаашшкаа. Повторите, так же. (повторяют). Вы правильно произнесли. А теперь найдите свои слова.

- Каарранндаашш.

- Сстоолл и т.п.

    Работа над  предложением начинается с выделения  предложений из речи. Для этого  можно использовать короткий (в  три-четыре предложения) рассказ  по картинке, который составляется воспитателем. Например, рассказ по картинке на которой изображены дети, играющие в мяч:

Воспитатель: Внимательно  слушайте мой рассказ. Дети играют в  мяч. Мальчик бросил мяч девочке. Девочка ловит мяч… О чем я сказала в начале? Про кого сказала?

Дети: Про детей.

Воспитатель: Что я сказала  про детей?

Дети: Что они играют в  мяч (ответы, конечно, могут быть другие, в том числе и повторение предложения).

Воспитатель: Да, я сказала  про детей, что они играют в  мяч… А потом что я сказала? Про кого я сказала?

Дети: Про мальчика.

Воспитатель: Что я сказала  о мальчике?

Дети: Мальчик бросил мяч  девочке.

Информация о работе Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста