Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить степень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и разработать содержание и методику формирования у дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние проблемы подготовки детей к обучению грамоте и обучение грамоте в ДОУ.
2. Выявить уровень языковой подготовке старших дошкольников.
3.Разроботать содержание и методику формирования у старших дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Содержание

Введение.
Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к речи как языковой действительности.
§ 1: Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.
§ 2: Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе Ι.
ГлаваΙΙ: Готовность детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
§ 1: Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.
§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе ΙΙ.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста..docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

Воспитатель: А потом что  я сказала? О ком я сказала  и что?

Дети: О девочке… Девочка  ловит мяч.

Воспитатель: В моем коротком рассказе было три предложения. Первое предложение – «Дети играют в  мяч», второе – «Мальчик бросил мяч  девочке», и третье – «Девочка ловит  мяч». Когда мы рассказываем о чем  – нибудь, мы говорим предложениями.

     Далее (это  может делаться на другом занятии)  детям предлагается самим составить  короткий рассказ по какой – нибудь простой картине (Дети поливают цветы. Дети кормят рыбок в аквариуме. И т.п.). Рассказ составляет или один ребенок или несколько детей по очереди. В первом случае педагог повторяет рассказ ребенка, делая небольшие паузы между предложениями, и опрашивает всех, какое было первое предложение, какое второе и т.д. Во втором случае, после  того как названный воспитателем ребенок скажет первое предложение, воспитатель обращается к группе: «Первое предложение нашего короткого рассказа сказал Саша. А ты, Таня, продолжи рассказ. Какое будет у нас второе предложение? «Аналогично составляются еще одно – два предложения.

     Проведенное  задание ещё не знакомит детей  со словесным составом. Они подводят  их к пониманию того, что речь  состоит из предложений, что  о каждом предмете, явлении, можно  сказать предложение. Но прежде  всего эти задания направлены  на то, чтобы дети стали понимать  и употреблять слово в предложении.  Дошкольники пока ещё усваивают  значение этого слова практически,  грамматически, грамматическое определение  им не дается.

 [ 2,с.75].

 

 

 

    

 

 

 

 

      

           

        

     § 2. Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении.

  В круг задач развития  речи и обучения родному языку  в старшем возрасте включена  специальная задача, решение которой  обеспечивает подготовку детей  к обучению грамоте к школе:  речь впервые становится для  детей предметом изучения. Предусмотрено  обучение детей чтению предложений  на слове, слов на слоге,  составлению предложений из слов, слов – из слогов. В программе  воспитания в детском саду: «Радуга»  под  реакцией Т.А. Дороновой, «Детсво» под редакцией З.А. Михайловой предусматривается обучение детей элементарному звуковому анализу слова, ознакомление с рядом букв, обучение слоговому чтению слов и составление коротких предложений из разной азбуки.

    Подготовка детей  к обучению грамоте в более  простых формах начинается не  в подготовительной группе, а  раньше. Например, на занятиях и  дидактических играх по развитию  звуковой культуры речи, в частности  по формированию слухового внимания, фонематического слуха, дети вслушиваются  в звучание слова, выполняют  простые задания по звуковому  анализу слова (нахождении наиболее  часто повторяющихся звуков в  нескольких словах, определение  первого и последнего звуков  в слове и другое.). При этом  дети усваивают (хотя и очень  ограниченно) значения слов «звук»  и «слово». Все это создает  основу, на которой в старшем  возрасте речь впервые становится  для детей предметом изучения  и у них начинают формировать  отношение к устной речи как  языковой действительности. Это  важно подчеркнуть специально, так  как детей знакомят с основными  единицами языка –  словом  и предложением (что происходит  как до  обучение  начаткам грамоты,  так и в ходе самого обучения).

 

 

Ознакомление детей с предложением и словом.

       В старшем возрасте проводится работа над предложением и его словесном составом, в результате которой дети осознают, что наша речь состоит из слов, что мы говорим словами. Со словом (а также и со звуком речи) дети начинают знакомится и в предыдущих группах, при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря и т.п. В старшей и подготовительной группах на занятиях по родному языку систематически проводится упражнение и игры, в которых внимание детей специально обращается на «слово». Например: мы даем детям такие задания, выполняя которые они сами вспоминают и произносят различные слова: « Скажи какое – нибудь слово», «Какие слова ты знаешь?», «Я скажу одно слово, а ты в ответ скажешь какое – нибудь другое» и.п.

      Подобное  упражнение способствует тому, что  дошкольники на основе  интенсивных  определений усваивают элементарное, пока еще очень приблизительное  значение  слова «слово». Однако  даже уже это облегчает нам  – воспитателям проведение словарной  работы, так как упрощает «деловое  общение» с детьми, повышает действенность  методических приемов, позволяет  более точно формировать задания,  направленные на ознакомление  дошкольников с речью как языковой  деятельностью, со словом как  основной единицей языка.

     Важно раскрыть  перед детьми слово как смысловую  единицу, показа что оно имеет смысл, обозначает какой – то предмет, явление, действие, качество.

     Педагог говорить: «Я сейчас произнесу слово,  и вы скажите, что оно значит, как вы его понимаете. Слушайте: Мы… Что означает это слово?».  Дети отвечают: «Это игрушка»,»Мяч прыгает», «Мячом дети играют» и т.п. Конечно они не могут дать определения, которое приводится в толковых словарях («Сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при падении отскакивает от твердой поверхности»), но это не нужно. Главное в том, что дети понимают слово. Воспитатель специально это подчеркивает. «Правильно, вы хорошо  понимаете, что значит слово «мяч», какое значение, смысл оно имеет». Слова  «значит», «значение», «смысл» интонационно выделяются.

     Далее педагог  произносит какое – нибудь звукосочетание (ыя, ра, рум, и т.п.), спрашивает понятно ли, что это значит, какое имеет значение, смысл, и после ответов детей поясняет: «Это не слово, это просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл».

     Для чего  следует знакомить дошкольников  с тем что всякое слово имеет значение, демонстрировать, наглядно показывать его осмысленность, обучать их понимать (хотя бы в самой игровой форме) значение слов. Это необходимо не только для углубления представлений детей о слове, но и для того, чтобы воспитатель мог включать эти слова в формулировки заданий при работе над смысловой стороной слова, например в упражнениях, с синонимами и антонимами.

     В подготовке  дошкольников к обучению грамоте  существенное значение имеет  ознакомление их со слоговым  строением слова.   Когда дети  будут учится читать, они начнут с чтения слогов. [ 9,с.165].

Обучение чтению.

    В основе обучения  грамоте лежит аналитико-синтетическая  работа обеспечивающая не только усвоение навыков чтения, но и способствующая общему развитию детей.

     Еще до того, как мы начинаем знакомит детей с буквами, мы учим их вслушиваться в речь, в звучание слов, учим слышать и выделять звуки в слове, производить его звуковой анализ. Одновременно дети научаются правильно называть звуки, особенно согласные (без добавления к ним гласных):р – р – р, с – с- с.

    Мы демонстрируем,  что значит  произносить звук  протяжно и как следует выделять  его голосом, чтобы отличать  данный звук от  других звуков  слова. 

     Выделяя первый  звук слова, воспитатель предлагает  детям определить, какой первый  звук слышится в слове ааау, затем спрашивает, какой звук они слышат после а (на этот раз воспитатель произносит протяжно звук у).Дети, подражая воспитателю, учатся произносить звуки а, у протяжно. Далее воспитатель называет различные слова («мяч», «лук», «утка»,) и вместе с детьми определяет, есть ли в них звуки у, а. В дальнейшем дети самостоятельно вспоминают слова, в которых указанный звук находится в начале слова, в конце его или в середине. Большую помощь в выделении звуков из слова оказывает артикуляция: внимание специально обращается на положение речевых органов при произношении звуков. Показ артикуляции сопровождается словесным объяснением: «Когда мы произносим звук М, губы у нас сжимаются, потом сразу раскрываются (показ). Повернитесь лицом друг к другу, произнесите этот звук  в слове мммак и посмотрите, что происходит с губами, ртом». На артикуляцию звуков внимание обращается постоянно.

     Помимо этих  двух основных приемов выделение  звуков в слове – усиленного  произношения голосом и показа  артикуляции существуют и другие  разнообразные методические приемы: выделения первого и последнего  звуков в словах, названых педагогом (вначале обучения звук акцентируется: шшшар), в названиях картинах, игрушек, предметов при показе их; придумывание детьми слов, начинающихся с заданного звука; Нахождение детьми определенного звука  в своих именах, фамилиях; выделении первого и последнего звуков в словах, произнесенных педагогом, в названиях предметов, картинок, игрушек с показом соответствующей буквы (например, педагог показывает картинку, а дети – букву); определение место звука в слове (в начале, внутри, или в конце) и другое.

    На занятиях  перед старшими дошкольниками  ставятся сложные задачи: не только  анализировать речь (выделить слова,  слоги, звуки), но и усваивать  буквы, овладевать слиянием звуков  в слоге.

    После ознакомления  с первыми буквами (а, у) ребенок  начинает обучаться непосредственно  чтению по слогам; читать две  буквы сразу. Даже это еще  сложно для дошкольника.  Сначала  детей обучают читать слова  с буквой а. Дети знакомятся  с тем, как гласный звук а образует слог, а несколько позже узнают,  что согласные буквы читаются в слове вместе с гласной. Важно, чтобы дети не смешивали понятия «Звук» и «Буква», могли объяснить, что называется звуком, а что – буквой («Звук мы произносим , слышим, а букву видим, называем, пишем»). Дети должны научится правильно произносить звук и называть соответствующую букву (звук л –буква «эль», звук р – буква «эр» и т.д.)

      Буквы изучаются  постепенно, в той же последовательности, в какой дети знакомятся со  звуками. Начертание, образ каждой  буквы ребенок должен запомнить  прочно, поэтому на изучение, закрепления  каждого нового звука и буквы  отводится по два занятия. 

      Примеры закрепления букв разнообразны: нахождение  новой буквы в разрезанной азбуке, четкое название ее, сравнение ее с уже изученными (что общего, на что вообще похожа), складывание буквы и счетных палочек, из полосок бумаги, затушевывании или штриховка буквы по готовому трафарету, нахождение буквы в словах различных текстов, чтение художественных  произведений, в которых образно рассказывается о начертаниях отдельных букв (например «Азбука» С.Я.Маршака), и другое.

       Параллельно  с процессом изучения звуков  и букв осуществляется процесс  обучения детей чтению. В процессе  чтения ребенок должен правильно произносить все слова, понимать смысл прочитанного. Следует отметить, что старшие дошкольники читают не готовые слова из «Азбука», а сложенные самостоятельно после звукового анализа из букв разрезанной азбуки.

       На первых  порах обучения чтению детей  следует приучать зрительно контролировать произношения слова. Произнося при чтении первый слог слова Маша, ребенок должен как бы   опережать зрением произношение последующего слога ша, мысленно соединяя оба слога в единую звуковую цепь – Маша.

      С первых  же слов чтение должно быть  осознанным. Каждое прочитанное  слово должно быть понято ребенком, должно вызывать у него знакомый  образ. Понимание ребенком прочитанного можно проверить, предложив ребенку отыскать картинку о прочитанном, совершить определенное действие с предметом, ответить на вопрос.

     По мере  изучения новых звуков и букв  продолжается чтение по слогам  и начинается плавное чтение.

     Работа по  обучению дошкольников грамоте  тесно связана с  обще- речевой  работой. На занятиях по обучение  грамоте продолжается работа  по воспитанию интереса к слову,  раскрывается богатство и красота  родного языка. 

Подготовка руки к письму.

   Подготовка руки  ребенка к овладению письмом  способствуют занятия рисования,  лепкой, аппликацией, а также работы  с различными материалами: бумагой,  тканью, проволокой ( различные подделки из них). Эти занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, благодаря чему рука ребенка становится более гибкой, послушной. Дети овладевают навыками и умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, у них развивается координация движений обеих рук, действие руки и глаза.

      Развитию  этих для письма навыков, умений, качеств способствуют многие занятия по изобразительной деятельности,  проводимые в подготовительной к школе группе. Однако есть занятие, которые наиболее полно отвечают этой задаче, так как требуют более пристального зрительного контроля, более точной передачи формы и величины предмета. Чаще всего это связано с тем, что дети создают изображение не по частям, как было в предшествующих группах, а из целого куска (в лепке), одной линией (в рисовании, аппликации). Так, дети создают изображения птиц по мотивам дымковских игрушек, лепят фигуры человека, животных в движении, выполняют коллективную лепку по мотивам рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей».

      Подготовке руки к письму способствуют занятия по аппликации, на которых дети выражают симметричные предметы из бумаги, сложенной в двое («Вазы», «Космонавт»), выполняют силуэтное вырезание на глаз («Рыбки в аквариуме» и т. п.), а так же занятия комплексного характера: одни части изображения детей вырезают из бумаги, сложенной в двое, а другие – на глаз (например, в создании аппликаций по сказке «Колобок»).

      В рисовании  можно особо выделить декоративное  рисование по мотивам русских  и украинских вышивок и росписей («Завиток», «Хохломские узоры», «Нарисуй свою любимую игрушку»), рисование комнатных растений  с натуры простым графитным  карандашом (передача формы, строения, светотоновых отношений с помощью разного нажима на карандаш), и ряд других.

     В процессе  овладения рисованием, лепкой аппликацией  рука ребенка постепенно становится  более умелой, движения приобретают  уверенность, свободу, легкость. Ребенок овладевает умением быстро  и легко останавливать движение  руки, свободно поворачивать ее  в нужном направлении, что очень  важно для письма. Зрительно –  двигательная координация развивается  в различных видах изобразительной  деятельности, однако рисование в этом смысле наиболее специфично: кисть и особенно карандаш по форме, способу держания и действий близки к ручке, которой пишут в школе.

Информация о работе Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста