Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить степень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и разработать содержание и методику формирования у дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние проблемы подготовки детей к обучению грамоте и обучение грамоте в ДОУ.
2. Выявить уровень языковой подготовке старших дошкольников.
3.Разроботать содержание и методику формирования у старших дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Содержание

Введение.
Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к речи как языковой действительности.
§ 1: Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.
§ 2: Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе Ι.
ГлаваΙΙ: Готовность детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
§ 1: Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.
§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе ΙΙ.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста..docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

                                                                         С. Маршак

Дети называют слова со звуком с, интонационно выделяя его  голосом.

Игра «Назови слова». Дети называют слова, начинающиеся со звука с. В конце игры определяется победитель.

Занятие «Работа  с предложением».

Программное содержание:

1.  Объяснить, что наша речь состоит из слов, которые складываются в предложения.

2.  Научить детей строить предложение из двух слов. Определять количество слов в предложении. Находить первое, второе слово.

3.  Научить работать со схемой предложения.

4.  Научить переставлять слова в предложении с учётом логического ударения и смысловой выразительности.

5.  Закрепить умение составлять рассказы из трёх-четырёх предложений, используя выразительные средства — эпитеты, сравнения.

6.  Тренировать детей в проговаривании скороговорок с шипящими и свистящими звуками в разном темпе и с разной громкостью, интонируя заданный звук.

7.  Воспитывать внимательность, сообразительность

Приёмы: игровой элемент; индивидуальная работа; вопросы; обучение;

физкультминутка.

Словарная работа: обогащение лексического запаса (использование

антонимов, терминов «слово», «предложение»); подбор прилагательных к

существительным.

Материал.

1.  Схема предложения.

2.  Сюжетная картина.

3.  Мяч.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им поиграть. Бросает по очереди каждому ребёнку  мяч и одновременно произносит слово  «мяч». Ребёнок возвращает мяч и  одновременно произносит слово в  рифму названному слову, например «грач» и т. д.

Игра продолжается. Теперь надо подобрать слово с противоположным значением (антоним): «горячо - холодно», «день - ночь» и т. д.

По окончании игры дети садятся за столы. Воспитатель задаёт им вопросы, дети отвечают на них хором  и индивидуально.

- О чём можно сказать, используя слово «высокий»? Придумайте предложение со словом «высокий». Молодцы! А теперь послушайте моё предложение: «Стоит поздняя осень». Что я произнесла? Слово? Правильно, предложение. Наша речь состоит из предложений, которые складываются из слов. Предложения выражают то, о чём мы думаем, что хотим сказать.

- Давайте попробуем с вами составить предложения. Сейчас я назову два слова, а вы постройте из них предложение: «мальчик», «улыбается». (Дети отвечают: «Мальчик улыбается».) Как по-другому можно сказать? (Дети отвечают: «Улыбается мальчик».) Как слова строились в предложении? (Одновременно дети работают со схемой предложения и слова.) Какое первое предложение? Какое второе? Какое предложение вам больше нравится и почему?

-А теперь замените любое из слов предложения, которое я буду произносить, другим словом. (Мама улыбается»; « Солнце улыбается»; «Мальчик бежит»; «Мальчик смеётся».) Итак, слово можно заменить, предложение всё равно останется, но изменится.

- Как по- разному можно сказать предложение. (Дети отвечают: «Весело, грустно, вопросительно или утвердительно».)

Воспитатель вывешивает сюжетную картинку и предлагает детям составить предложения из двух-трёх слов.

 мы составили? Правильно , предложение. О чём в нём говорится? Сколько в нём слов? Какое первое? Какое второе?

Воспитатель предлагает заменить одно из слов в построенных предложениях. Дети читают построенные предложения. Работают со схемой предложения. Варианты заданий и вопросов детям самые разные: «Хлопните в ладоши столько раз, сколько слов в предложении»; «О чём рассказали эти предложения» и т. д. Затем идёт разбор предложений.

Физкультминутка.

Дети имитируют движения в соответствии с текстом, читают стишок тихим и громким голосом.

Раз, раз, раз - утром вытрясем матрас.

 Два, два, два - расколи  скорей дрова! 

Три, три, три — подмети  и не сори!

 Четыре-четыре — прибери в своей квартире!

 Пять-пять-пять - можно выйти погулять!

 Далее воспитатель  вывешивает знакомую детям картину  с несложным сюжетом.

- Составьте по ней рассказ из трёх-четырёх предложений. В каждом из них должно быть два слова, например: «Наступила весна». (Дети составляют короткие рассказы, слушают, анализируют.) Сколько предложений в рассказе? Сколько слов в предложении? О чём рассказали эти предложения? Какой рассказ более выразительный? Почему?

В конце занятия воспитатель  предлагает детям поупражняться  в проговаривании скороговорок с  шипящими и свистящими звуками в  разном темпе, с разной громкостью и  выделением названного звука.

Ты нас, мама, не ищи, Ищем мы щавель на щи.

Киска, киска,

Вот твоя миска

Киска, не влезай на стол!

Миску ставлю я на пол.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

У бабушки Даши -Внучка Маша,

Кошка Пушок,

Собака Дружок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Проанализировав  литературу можно выделить семь основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей. Каждая из задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе формирования речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания.

     В подготовке  дошкольников к обучению грамоте  существенное значение имеет ознакомление их со слоговым строением слова. Работа по обучению дошкольников грамоте тесно связана с обще - речевой работой.

         Основная задача подготовки к обучению грамоте решается в подготовительной к школе группе детского сада. Систематическая работа с детьми позволяет наиболее углубленно и эффективно решить вопрос по формированию у дошкольников способности к элементарному осознанию звуковых и речевых явлений.

 


Информация о работе Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста