Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.

Содержание

Введение………………………………………………………....…………...стр. 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39 2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.…………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 194.46 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………....…………...стр. 3

Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6

1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6

1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29

Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39     2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48

Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.………………………..………….…...……………..стр. 68 Приложение………………………………………………………………....стр. 72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная  цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.

Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, обладающая наибольшим развивающим потенциалом, то есть, ориентированная на создание гуманного социума. Гуманный социум способен обеспечить гармонию отношений личности и общества, преодолеть кризисные и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей человека, осуществить приобщение к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация (Ш. А. Амонашвили).

Это обостряет научный интерес  к коммуникативной сущности образования как основополагающей идее при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности.

Младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система занятий, на которых будут сформированы необходимые универсальные учебные действия.

Концепция развития универсальных  учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под  руководством А.Г. Асмолова.

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В связи с данной проблемой актуальна тема выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников».         

Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.

Предметом являются особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.   

Цель: изучить методы и приемы обучения, способствующие формированию коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста.          

Гипотезой нашего исследования является положение о том, что уровень сформированности коммуникативных УУД у младших школьников зависит от правильно организованной и систематической работы.  

В соответствии с целью  и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:           

1. выявить сущность универсальных  учебных действий (понятие, функции, виды);

2. дать характеристику коммуникативных УУД  младших школьников;

3. выявить особенности формирования коммуникативных УУД;

4. провести диагностику уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников;  

5. Выявить эффективные методы и приемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:          - изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- анализ передового педагогического  опыта;       - тестирование; анкетирование;

- эксперимент;

- математическая и статистическая обработка результатов исследования;

База  исследования - гимназия №14 г. Волгограда Краснооктябрьского района 4 «В» класс (22 человека).   

Практическая  значимость результатов исследования заключается в том, что материалы исследования можно использовать в практике работы учителей начальной школы.

Структура дипломной  работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.    1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия» .  За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) происходят перемены в образовательном процессе в школе. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.     В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.     Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик (Асмолов, 2011; 27).

Универсальный характер учебных  действий проявляется в том, что  они носят надпредметный и метапредметный характер.     Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.          Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные  мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).         Рассмотрим подробнее, каковы функции УУД. В большинстве источников указываются следующие функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей  учащегося самостоятельно осуществлять  деятельность учения, ставить учебные  цели, искать и использовать необходимые  средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс  и результаты деятельности;

- создание условий для  гармоничного развития личности  и ее самореализации на основе  готовности к непрерывному образованию;  обеспечение успешного усвоения  знаний, формирования умений, навыков  и компетентностей в любой  предметной области (Асмолов, 2008; 27-28);

- обеспечение целостности  общекультурного, личностного и  познавательного развития и саморазвития  личности;

-   обеспечение преемственности  всех ступеней образовательного  процесса;

- основа организации и  регуляции любой деятельности  учащегося независимо от ее  специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения  учебного содержания и формирования  психологических  способностей учащегося [http://www.twirpx.com/file/335335/].       Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:

- личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

- познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);

- коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии) (Асмолов, 2008; 29).  В федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Представим элементы конкретного состава этих действий:          Познавательные универсальные учебные действия.  

Умение сравнивать состоит  из следующих действий:

– выделение признаков, по которым сравниваются объекты;

– выделение признаков  сходства;

– выделение признаков  различия;

– выделение главного и  второстепенного в изучаемом  объекте.

– выделение существенных признаков объекта.

Умение анализировать  состоит из следующих действий:

– разделение объекта на части;

– расположение частей в  определенной последовательности;

– характеристика части  объекта.

Умение делать выводы состоит  из следующих действий:

– нахождение главного в  изучаемом явлении или объекте;

– установление главной  причины явления;

– краткое оформление высказывания, связывающего причину и следствие.

Умение схематизировать  включает действия:

– разделения объекта на части;

– расположения частей в  определенной последовательности;

– определение связей между  частями;

– оформления графического изображения.    Регулятивные универсальные учебные действия.    В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других универсальных действий, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий. Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности).  В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления своей деятельности:

– адекватное восприятие себя;

– постановка цели деятельности;

– определение результата деятельности;

– соотношение результата с целью деятельности;

– выявление наличия ошибок в собственных действиях;

– описание прожитой ситуации [balaxta.ru/biblioteka/gor_1.doc].  Коммуникативные универсальные учебные действия .   Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных универсальных учебных действий.   Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей.  Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.          К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия:

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий