Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 00:32, курсовая работа
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, так как в современных условиях необходима тщательная подготовка детей к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………………6
1.1.Основы безопасности жизнедеятельности, как теорико–педагогическая проблема………………………………………………..6
1.2.Сущность дидактической игры и ее место в обучении
дошкольников. Виды дидактических игр……………………………...17
1.3.Методика организации и руководство дидактическими играми...23
Выводы по 1 главе……………………………………………………….27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………………………………………..29
2.1Характеристика выборки и психологического инструментария
исследования…………………………………………………………….29
2.2.Исследования по формированию у старших дошкольников
безопасности жизнедеятельности посредствам дидактических игр…30
Выводы по 2 главе……………………………………………………….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………51
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………………6
1.1.Основы безопасности жизнедеятельности, как теорико–педагогическая проблема………………………………………………..6
1.2.Сущность дидактической игры и ее место в обучении
дошкольников. Виды дидактических игр……………………………...17
1.3.Методика организации и руководство дидактическими играми...23
Выводы по 1 главе……………………………………………………….27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………………………………………..29
2.1Характеристика
выборки и психологического
исследования………………………………………………
2.2.Исследования по формированию у старших дошкольников
безопасности жизнедеятельности посредствам дидактических игр…30
Выводы по 2 главе……………………………………………………….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что дошкольное детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, так как в современных условиях необходима тщательная подготовка детей к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Осознавая свою ответственность за судьбы будущих поколений, правительство нашей Республики Беларусь считает обучение подрастающей смены основам безопасной жизнедеятельности важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Изменение направления в работе белорусского образования в сторону сохранения и укрепления здоровья детей и обеспечения безопасности их жизнедеятельности послужило основанием для пересмотра содержания образования - конкретного ответа на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством. В свою очередь это привело к тому, что в 2004 году был введен непрерывный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. В основу курса положена формула «триады» - система безопасности «природа - человек - общество»: выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия ее составляющих и определяются способы и направления противодействия этому процессу.
П. Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
С середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.
К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Исследованиями в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также разработкой соответствующих дидактических игр занимались: М. А.Котик, Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева, В.Н. Мошкина, Антюхин Э., Сулла М.
Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.
С середины прошлого века дидактическая игра начала успешно использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных психологов и педагогов подчёркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников.
Основополагающим является положение о том, что игра в дошкольном возрасте является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание, усваиваются первые знания, умения и навыки. В игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д.Ушинский, подчёркивая, что «... в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же сознаниями». Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И.Тихеевой, видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она рассматривала игру как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Е.И.Тихеева обращала внимания внимание педагогов на необходимость руководить играми дошкольников. Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детских садах содержится в работах А.П.Усовой. По мнению А.П.Усовой в игре ребёнок не учится жить, а живёт собственностью жизнью, на своём опыте постигает «что такое хорошо и что такое плохо».
Педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что дети стали менее самостоятельными, не всегда знают, к кому обратиться за помощью, не всегда умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
ОБЪЕКТОМ данного исследования являются знания по основам безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
ПРЕДМЕТОМ данного исследования является дидактическая игра как средство формирования у старших дошкольников знаний по основам безопасности жизнедеятельности.
ГИПОТЕЗА – Если систематически и целенаправленно использовать дидактические игры в обучении старших дошкольников, то можно достичь более высоких результатов в формировании основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
ЦЕЛЬ – изучить эффективность использования дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие задачи:
МЕТОДЫ исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование родителей, анализ педагогической документации, педагогический эксперимент, наблюдения за дидактическими играми детей, изучение программной документации.
Экспериментальная работа проводилась в старшей группе в ГУО № 9 г. Шклова.
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1.Основы безопасности жизнедеятельности, как теорико–педагогическая проблема.
Основы безопасности жизнедеятельности - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
В большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.
Различают следующие виды безопасности: экологическую, военную, технологическую, социальную, информационную, социокультурную, политическую, экономическую, региональную, коллективную, личную и т. д.
Воздействия, способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.
По характеру воздействия на человека все опасности разделяются на вредные и травмирующие.
Вредные воздействия приводят к ухудшению самочувствия человека или к заболеванию (если воздействие продолжительно). Сюда относятся: воздействие токсичных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе, воде, продуктах питания; недостаточность освещения; повышенная или пониженная температура воздуха; снижение содержания кислорода в воздухе помещения.
Травмирующие воздействия приводят к травмам и гибели людей при однократном действии, характеризуются неожиданностью и быстротой. Электрический ток, падающие предметы, действие подвижных частей различных установок и средств транспорта, падение, разгерметизация систем повышенного давления, часто приводящая к взрывам и пожарам, - все это травмирующие факторы [2, c.43].
Дети дошкольного возраста травмируются не только во время стихийных бедствий, но и в быту, при транспортных катастрофах. Организм ребенка значительно тяжелее реагирует на повреждения, что связано с недостаточным развитием жизненно важных систем, несовершенством компенсаторных возможностей.
Важно позаботится о том, что бы дети получили все необходимые знания по основам безопасности жизнедеятельности, усвоили их, и могли применить на практике.
Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Очень важно, для того чтобы воспитать ребенка и привить ему правила безопасного поведения в быту, взрослые сами их знали и неукоснительно соблюдали. [4, c.19]
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях [9,c.8].
Основные задачи обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности [16, с. 18]:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
- научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;
- научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Если я дотронусь до горячего утюга, то я обожгу руку, и мне будет больно» и т.п.;
- сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников;
- постоянно отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце года.
Основными направлениями работы с дошкольниками по основам безопасности жизнедеятельности являются:
- Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Основными принципами работы педагогов УДО по воспитанию у детей навыков безопасного поведения являются:
- Не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
- Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;
- Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность, в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;
- Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
Особенности проведения занятий
- Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.
- Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать экскурсии по улицам города; чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изобразительная, ручной труд).
- В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя.
- Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев, перегружать детей негативной информацией. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности.