Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 00:32, курсовая работа
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, так как в современных условиях необходима тщательная подготовка детей к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………………6
1.1.Основы безопасности жизнедеятельности, как теорико–педагогическая проблема………………………………………………..6
1.2.Сущность дидактической игры и ее место в обучении
дошкольников. Виды дидактических игр……………………………...17
1.3.Методика организации и руководство дидактическими играми...23
Выводы по 1 главе……………………………………………………….27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………………………………………..29
2.1Характеристика выборки и психологического инструментария
исследования…………………………………………………………….29
2.2.Исследования по формированию у старших дошкольников
безопасности жизнедеятельности посредствам дидактических игр…30
Выводы по 2 главе……………………………………………………….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………51
Экспериментальная группа:
80 % родителей заинтересованы
в формировании у дошкольников
основ безопасности
Таким образом, родители заинтересованы в формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр.
Выводы по 2 главе
Обучение детей с помощью дидактических игр в экспериментальной группе прошло очень успешно. Это не только сформировало в полной мере для их возраста знания по основам безопасности жизнедеятельности, но и открыло «коммуникативные каналы» детей. Они объясняли друг другу и нам свою точку зрения свои переживания по этому вопросу, подбадривали друг друга, контролировали, оценивали, не соглашались, спорили. Было отмечено, что отношения в группе улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.
Таким образом, проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности в игровой форме (с помощью дидактических игр) мы добились того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.
В ходе проведения эксперимента использовались различные методы и приемы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.
Исследование позволило выявить особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.
Диагностическое исследование выявило, что дети экспериментальной группы на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации совершенно осмысленно, тогда как дети контрольной группы если и знали ответ на вопрос, то применяли знания часто неосознанно и часто не могли объяснить, почему они так поступили, отвечая «наугад».
Знания по ОБЖ в экспериментальной группе стали почти идеальными. Общий балл составил 92 из возможных 100. Учитывая то, что изначальный уровень знаний составил лишь 37 баллов. А в контрольной группе за 4 месяца произошли лишь незначительные улучшения с 39 до 53баллов.
По итогам проделанной работы можно сделать такой вывод, что дети старшего дошкольного возраста, по истечению определенного срока обучения, хорошо усвоили предостовляемую им информацию. Дети сами были в этом заинтерисованы, так как не каждому ребенку хочется попасть в какую-либо опасность. Дети были внимательными, общительными, самостоятельными, вежливыми, нахотчивыми, активными.
Сейчас дети саршего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по безопасности жизнедеятельности в любой ситуации, а также уже готовы отправиться в более взрослый и самостоятельный мир как – школа, где их поджидает не мало опасных ситуаций с которыми они уже подготовлены встретиться.
Старшие дошколята также готовы к таким мероприятиям как плановая учебная эвокуации при экстримальных случаях. Проделав огромную работу, поставленые цели и задачи перед нами были достигнуты и выполнены в полной мере.
При проведении анкетирования среди родителей, направленного на выявления осведомленности о необходимости проведения с детьми занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, были получены результаты, указывающие на необходимость формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, анализ литературы показывает, что большинство исследователей педагогов предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.
Анализ литературы позволил составить нам характеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности: это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту.
Дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания и обучения самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. Различают два основных типа дидактических игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Перечисленными типами игр не исчерпывается весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ГУО № 9 г. Шклов с детьми двух старших групп. Работа велась на протяжении четырех месяцев. В ходе проведения эксперимента использовались различные методы и приемы, занятия проводились в игровой форме, много было использовано дидактических игр специализированной тематики. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности с помощью дидактических игр, которые дали положительные результаты в ходе практической работы.
Мы создали специальные условия воспитания, учли психологические закономерности развития старшего дошкольника, использовали разнообразные методы и приемы воспитания.
Мы изучили и проанализировали психолого-педагогической литературу по данному вопросу, работали с детьми индивидуально, если это требовалось, вовлекали в процесс каждого ребенка без исключения, добивались активности, заинтерисованности.
Работа с родителями оказала большое влияние на результаты. На протяжении всего времени с родителями проводились беседы. Анкетирования, собрания, было оформлено много наглядного материала.
По итогам этой работы можно сделать вывод: у детей старшего возраста будут сформированы знания по основам безопасности жизнедеятельности, если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ