Формирование у дошкольников основ зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, так как в современных условиях необходима тщательная подготовка детей к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………3

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………………6
1.1.Основы безопасности жизнедеятельности, как теорико–педагогическая проблема………………………………………………..6
1.2.Сущность дидактической игры и ее место в обучении
дошкольников. Виды дидактических игр……………………………...17
1.3.Методика организации и руководство дидактическими играми...23
Выводы по 1 главе……………………………………………………….27

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………………………………………..29
2.1Характеристика выборки и психологического инструментария
исследования…………………………………………………………….29
2.2.Исследования по формированию у старших дошкольников
безопасности жизнедеятельности посредствам дидактических игр…30
Выводы по 2 главе……………………………………………………….47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………51

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 131.11 Кб (Скачать файл)

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом [9, с. 13]. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

В старшем дошкольном возрасте должны быть следующие направления в работе:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Противопожарная безопасность.

3. Безопасность в быту.

4. Безопасность в природе.

Важно предусматривать работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых [1, c.19].

В старшей группе должен быть уже наработанный обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Очень хорошо, если на видном месте будет оформлен стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где будут размещены для воспитателей и родителей, например:

- памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;

- буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;

- консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т.д.

По данному направлению деятельности, уделяются пристальное внимание в работе с детьми, начиная со второй младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которое проводилось в форме беседы, наблюдений, игровых занятий.

Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Оптимальным методом формирование основ безопасности жизнедеятельности в детском саду является игровое обучение [9, с. 17]. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.

Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов. Обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде.  Стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами.

  Рассмотрим принципы  организации воспитательно-образовательной  работы по обучению дошкольников  основам безопасности жизнедеятельности [1, с. 27] .

Системность. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвидеть все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Учет условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

Учет возраста. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одна информация для работы с детьми младшего дошкольного возраста, более сложная - для среднего, и еще более сложная - для старших дошкольников. То есть с взрослением ребенка сложность материала возрастает.

Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Важно организовать процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности таким образом, что бы родители воспитанников могил не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса. Это делает процесс формирования

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности [19, с. 34].

Воспитательная среда. Мы создали в экспериментальной группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий формированию основ безопасности жизнедеятельности. Создали пространство, где дети могут познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей и их родителей, буклеты, альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре Юные пожарные).

В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов.

Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Должны быть разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: например, альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «101», «102», «103», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе должно быть отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».

Детей это очень заинтересовывает, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям.

Духовная среда. Это отношение среди людей, основанное на любви, доверии друг к другу, интереса всех к каждому и каждого ко всем. Мы старались не создавать такие ситуации, где были отрицательные эмоции. Растерянный, обескураженный ребенок не в состоянии что - либо воспринять и осознать. Я старалась показать последствия неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом. Вместо того чтобы кричать: «Вы что! Прекратите немедленно!», - лучше сказать: «Положите, ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотрите, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!» Очень важно также использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

Средства ознакомления детей с основами безопасности [19, с. 37].

Мы использовали следующие средства ознакомления детей по нашей теме.

Сама социальная действительность. Главное - это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя. Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Мы обращали внимание детей на «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, детская поликлиника); перечень улиц; указатель знаменательных дат, которые будут отмечаться городом; перечень событий которые будут иметь место в дошкольном учреждении и в группе («Масленица», «День рождения», озеленение участка «Трудовичок»). Мы продумывали, как используя реальную жизнь, можно познакомить детей с основами безопасности. Мы с детьми рисовали план-схему групповой комнаты, квартиры, где дети проживают. Отмечали опасные места красными кружочками. Дети вспоминали, какие социальные объекты окружают детский сад, их дом, дорога в детский сад, план микрорайона.

Предметы рукотворного мира. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока мы, взрослые не укажем на них, не создадим условия для действий с предметами. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами).

Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев [1, с. 39].

Мы соблюдали следующие условия, которые необходимы для формирования у детей ОБЖ.

Деятельность как условие по ознакомлению детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

   Все виды деятельности можно разделить на две группы [4, с. 25].

         К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность.

         Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой. Р.И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра - рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь.

Информация о работе Формирование у дошкольников основ зож