Формирование у дошкольников основ зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, так как в современных условиях необходима тщательная подготовка детей к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………3

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………………6
1.1.Основы безопасности жизнедеятельности, как теорико–педагогическая проблема………………………………………………..6
1.2.Сущность дидактической игры и ее место в обучении
дошкольников. Виды дидактических игр……………………………...17
1.3.Методика организации и руководство дидактическими играми...23
Выводы по 1 главе……………………………………………………….27

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………………………………………..29
2.1Характеристика выборки и психологического инструментария
исследования…………………………………………………………….29
2.2.Исследования по формированию у старших дошкольников
безопасности жизнедеятельности посредствам дидактических игр…30
Выводы по 2 главе……………………………………………………….47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………51

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 131.11 Кб (Скачать файл)

 

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь-

Жжется, Леночка, огонь…»

 

-Как вы думаете, что могло произойти с девочкой? Какая спасательная служба может помочь в такой ситуации? По какому телефону можно вызвать пожарную службу? Прикрепляю на доске карточку с «101», и хором дети проговаривают этот номер телефона, чтобы его запомнить. Предлагаю игру-ситуацию «У тебя в квартире случился пожар и надо вызвать пожарную команду». Я проигрываю с детьми, как каждый будет набирать по телефону «101» и вызывать на помощь пожарную команду по своему адресу. Можно использовать игрушечный телефон или отключенный настоящий телефонный аппарат для того, чтобы дети научились набирать номера. Предложить проделать это каждому ребенку. Следить за тем, чтобы ребенок проворачивал диск до конца, а при кнопочном аппарате – четко нажимал кнопки. Учить детей четко и ясно рассказать, что горит и где. Предложить игровую ситуацию (с помощью игры предложить детям следующий алгоритм поведения).

Если в доме что-то загорелось:

- быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону «101», маме на работу; позвонить из телефона-автомата по телефону «101» и сказать, что у вас дома пожар, при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес.

Если в квартире много дыма:

- низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем; загорелась одежда – падать и, катаясь, сбивать огонь.

Провела ряд дидактических игр: дети делятся на 2-3 команды (огонек, уголек, искорка).

1.На столах перед командами лежат карточки с цифрами. Из них нужно правильно составить номер телефона пожарной охраны.

2.каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне.

3.Какая команда отгадает больше загадок.

4.Члены команды поочередно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и четко называя свой домашний адрес.

5) Следующая задача это продолжать знакомить детей с профессией пожарных, вызвать интерес к этой профессии. Задаю детям вопросы: ребята, а вы видели пожарных? Где вы их видели? Как выглядит пожарный? Из чего состоит одежда пожарного? (куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень).

Одежда нужна для защиты от воды, высокой температуры, и травматических повреждений при тушении пожара. Каска это стальной головной убор с гребнем наверху, для защиты головы и смягчения ударов от падающих сверху предметов. Зачем пожарному широкий пояс? Такой пояс называют «спасательный». Он очень крепкий – выдерживает нагрузку весом до 350 кг. На поясе имеется стальная петля – карабин. С его помощью пожарный прикрепляется к спасательной веревке, может зацепиться за ступеньки лестницы. Если пламенем отрезан выход, пожарный при помощи веревки и карабина может выбраться через окно вместе со спасенным человеком.

- Какие орудия труда вы знаете, которые необходимы в работе пожарного? (Топор, багор, лом, песок, лопата). Зачем пожарному топор, багор, лом, лопата? Им разбирают стены и потолок, открывают запертые окна и двери, удерживаются на крутых крышах и т.д. топор носят в кобуре на поясе.

- Какого цвета пожарная машина и почему? Что есть у пожарной машины? Пожарная лестница предназначена для подъема пожарных на этажи горящих зданий, через окна, балконы, а также для работы на крышах. Что такое пожарные рукава? Трубы, по которым пожарные качают воду(они длинные, по нему можно подавать воду издалека). что такое ствол и как им пользуются? Это металлическая трубка особого устройства. Она присоединяется к рукаву. Они тяжелые, их держат руками. В чем пожарные перевозят воду? Воду перевозят в автоцистерне. В ходе беседы показываю детям картинки на эту тему. Какой враг у пожарного, кроме огня и как с ним бороться? Это дым. Пожар небольшой, а войти в помещение невозможно - нечем дышать. Поэтому пожарные возят с собой кислородные баллоны.

Провела конкурс рисунков «Хочу быть пожарным», «Пожарная машина», « Сумей справиться с огнем», оформили альбом «Спичка-невеличка, а вред от нее большой». Прочитали стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». Провела настольную дидактическую игру «Составь целое из части».

С детьми совершили экскурсию по детскому саду. Познакомила детей с понятием «путь эвакуации», объяснила его значение. В ходе экскурсии показала детям пути эвакуации, познакомила с противопожарным инвентарем (огнетушитель, лопата, ведро, лом, топор). Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, мужественными, находчивыми, решительными.) Провела практическое занятие по отработке навыков эвакуации из детского учреждения [23, c.71]. Дала специальный сигнал и объявила «Пожарная тревога», и мы с детьми по всем правилам вышли из детского сада. Дала детям задание: используя план-схему, ориентироваться в пространстве.

Провела дидактическую игру «Кто быстрее преодолеет препятствие и спасет от огня игрушку». (Дети разделяются на две команды, выстраиваются друг за другом.)

Дидактическая игра «Что нужно при пожаре». Участники выстраиваются друг за другом. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или их изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель, лопата, лом, песок, вода в ведерке, лестница, одеяло).

Дидактическая игра «Кто быстрее оденется». Команды строятся за линией старта, впереди поставлены 2 чемодана, с одинаковым набором предметов (каска, куртка, сапоги). По сигналу ведущего игрок каждой команды подбегает к чемодану, открывает его, одевается и бежит к линии старта. Там снимает одежду и передает следующему, который одевшись бежит к чемодану, снимает и складывает в чемодан.

Эстафета « Тушение пожара». В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно.

Эстафета «Задымленный коридор». Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем, по очереди ползут по нему, затем бегом возвращаются назад.

Провела итоговое занятие, где выявила уровень освоенности детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся ситуации. В ходе занятия обыграли ситуации:

-Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать?

-На сковороде загорелось масло, твои действия?

-На тебе загорелась одежда, как поступить?

-В детском саду возник пожар, твои действия?

Дала детям задание на дом вместе с родителями: зарисовать зоны особой опасности в вашей квартире, придумать ситуации, которые могут вызвать пожар в доме.

Педагогическая работа по направлению  «Безопасность в быту».

В ряде зарубежных программ существуют специальные разделы, направленные на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло).

В отечественной педагогической практике этот опыт пока не получил широкого распространения. К его использованию нужно подходить избирательно, с учетом белорусских условий. Так, обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо. Педагогам следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Поэтому я провела специальное занятие на тему «Службы «101», «102», «103» всегда на страже» (см. Приложение 6).

В ходе данной работы дети запомнили номера телефонов службы спасения и как ими пользоваться.

Проработка направления «Безопасность в природе»

Мы провели занятия с целью донести детям то, что на природе так же необходимо неукоснительно соблюдать некоторые правила поведения.

Проработали, что такое ядовитые растения и грибы.

Познакомили детей с правилами пожарной безопасности в лесу. Познакомили детей с тем, как безопасно общаться с животными, и с какими животными необходимо избегать контакта.

Провели игры, беседы по данному направлению работы (см. Приложение 7).

В своей работе мы использовали много разнообразных дидактических игр. Объем данной курсовой работы не позволяет описать их все. Некоторые мы привели в приложении 8.

Так же мы использовали такой метод работы как чтение. Чтение художественной литературы по данному направлению и беседа по содержанию также помогли нам достичь положительного результата в пополнении знаний дошкольников и вызвало у детей живой интерес, активность, и яркие положительные эмоции.

В процессе нашего эксперимента детьми в контрольной группе велась  работа по обучению навыкам безопасного поведения, согласно стандартного плана работы на 2012 – 2013 гг. (см. приложение 2)

Для того, чтобы проверить эффективность экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы.

Цель исследования: изучить эффективность выбранных методов формирования ОБЖ у старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень сформированности знаний по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы после проведённой работы и уровень знаний контрольной группы

2.Провести сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной группы.

По результатам проделанной работы с помощью диагностики получены следующие уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, которые мы занесли в таблицы 3 и 4.

 

Таблица 3. Результаты диагностики на контрольном этапе (экспериментальная группа)

 

№ п\п

Имя ребенка

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Ваня А

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

2

 Ира Б

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Алеша К

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

4

 Лена М

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

5

 Лена Н

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Настя Р.

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

7

Таня Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Света Т.

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

9

Костя Х.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Оля Щ.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Балл по группе

10

9

10

10

8

8

10

9

8

10




 

 

Общий балл по экспериментальной группе составил 92 балла – это отличный результат.

         Общий балл по экспериментальной группе составил 53 балла, что является средним показателем.

При проведении анкетирования  среди  родителей,  направленного на выявления  осведомленности  о  необходимости  проведения с  детьми занятий  по  обеспечению безопасности  жизнедеятельности,  были  получены  следующие  данные:

Контрольная  группа: 90 % родителей заинтересованы в  формировании у  дошкольников  основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических  игр, 10 %% родителей заинтересованы в  формировании у  дошкольников  основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических  игр.

 

    Таблица 4. Результаты диагностики на контрольном этапе (контрольная группа)

№ п\п

Имя ребенка

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вера А.

+

+

+

+

-

-

-

-

+

-

2

Денис В.

+

+

+

-

-

+

-

+

-

+

3

Маша Д.

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

4

Маша К.

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

5

Лена Л.

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

6

Артем О.

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

7

Катя П.

+

+

+

-

+

+

-

+

-

-

8

Максим П.

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

9

Гриша Т.

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

10

Вера Ф.

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

Балл по группе

10

9

10

6

3

4

3

3

3

2

Информация о работе Формирование у дошкольников основ зож