Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)
  1. Как себя чувствует живой объект?
  2. Как ты это узнал?
  3. Как ему можно помочь?
  4. Хотел бы ты помочь животному или растению?
  5. Почему ты хочешь ему помочь?

Задание 5. Цель: выяснить особенности отношения ребёнка к живым объектам в ситуации выбора.

       Для этого моделируется  реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием.

Воспитатель предлагает ребёнку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животным или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут играть в игру. За поведением дошкольника ведётся наблюдение и выясняется. Почему он  сделал тот или иной выбор.

Задание 6.  Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву. (Каждый вид ухода выполняется отдельно). Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего это нужно делать. Затем   предлагается: выбрать из уголка природы растение, нуждающиеся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор; ответить, каким станет растение после ухода за ним; рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода; подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда; объяснить, как узнать, что уход достаточен. Ребенку предлагается полить растение; (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результат труда.

Задание 7. Детям была предложена проблемная ситуация такая как: « Поздней осенью зайцы поменяли окраску своей шубки, а снег еще не выпал. Хотите ли вы помочь? У вас на столе краски, фломастеры, карандаши и бумага. Покажите в рисунке, как это можно сделать» Далее дети в течение неограниченного времени рисовали свои рисунки, которые мы затем анализировали.

  Уровень  высокий -  14-10 баллов

 Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи живому. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

 Уровень средний  – 9 - 6 баллов

      Дети  в целом проявляют к природе  положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных - в основном движение, питание; у растений - рост). Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов - практической пользой, красотой; обеспечением собственной безопасности. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.

Анализируя ход и результаты диагностики, можно отметить , что дети обеих групп вели себя практически одинаково, дети в целом проявляют к природе избирательное отношение . Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему.

    Уровень низкий – 5 - 6 баллов

         Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым существам. Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, то не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо». Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой. Не умеют ухаживать за живыми существами.

 

2.3 Основные результаты экологического  воспитания детей старшего

      дошкольного возраста

      

         После выявления  начального состояния экологического воспитания и определения уровня сформированности экологической воспитанности у детей контрольной и экспериментальной групп мы перешли к формирующему этапу, в ходе которого намерены изучить изменения в уровне экологической воспитанности обучающихся под целенаправленным обучающим воздействием.

Перед началом формирующего этапа  нами была проделана подготовительная работа, включающая в себя:

1. Разработка и подборка циклов  наблюдений за объектами природы.

2.Разработка фрагментов и конспектов  занятий.

3. Составление планов для проведения природоохранительных акций.

4. Подбор дополнительной художественной  литературы для чтения детям.

С самого начала нашего обследования мы одновременно начали три цикла наблюдений за свойствами снега, льда, воды; наблюдение за прорастанием лука; наблюдение за елью на участке.

                             Цикл наблюдений за луком.

1. « Выращиваем лук»

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий: учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Ход.

Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы, сравнить их. Подводит ребят к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме: все три в коричневых сухих чешуйках, твёрдые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Предлагает прорастить их по-разному – у одной будут все необходимые условия: свет, вода, тепло; у другой будет вода и тепло, но не будет света (луковицу надо поставить в тёмный шкаф или накрыть черным колпаком); у третьей будет свет и вода, но она будет стоять в холодном месте          (между рамами или т.п.). «Интересно, что получится?»- говорит воспитатель и даёт детям возможность высказаться, сделать предположения. « Не знаю, что будет, - заключает он, - давайте создадим для луковиц разные условия, и будем наблюдать. А чтобы нам интересно было сравнивать луковицы, мы их зарисуем по трафаретам и на каждой баночке приклеим кружочки обозначения – в каких условиях растёт каждая луковица».

2.«Выращиваем лук»

Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий – воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать её с тем, что все луковицы находятся в разных условиях: одна луковица – в самых хороших (есть  свет, тепло, вода), поэтому она лучше всех проросла, у нее более длинные корни и зелень, у другой есть тепло и влага, но нет света, она тоже хорошо проросла, но только листья загнутые и желтые; третья имеет влагу, свет, но сидит в холоде – она почти совсем не проросла; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы.

В начале разговора воспитатель уточняет, сколько прошло времени со дня посадки луковиц: «мы сажали лук на прошлой недели, в четверг. Сегодня тоже четверг, значит, прошла целая неделя. Ее можно представить цветной полоской, которая состоит из семи квадратиков – дней разного цвета, как в нашем календаре природы. Эту «полоску времени» мы приклеим на страницу, на которой будем рисовать лук». 

   3.   «Выращиваем  лук»

Цель: учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени, корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; отмечать истекшую неделю в календаре «полоской времени».

4.  «Выращиваем лук»

Цель: учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с неодинаковыми условиями жизни, зарисовать луковицы с натуры.

5. «Выращиваем лук».

Цель: развивать в детях наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

 В этом наблюдении участвует  синичка Зинька. Она интересуется, что выращивают дети, хочет узнать, что они делают с луком, удивляется, что природа есть и в доме (помещении), а не только в лесу.

Цикл наблюдений за водой  и снегом

 

1. « Какая льётся  вода из крана?»

Цель: познакомить детей со свойствами воды. Где можно встретить воду в домашних условиях.

В водопроводе, который имеется  во всех домах в городе, вода бывает разная: холодная, горячая. И та и другая вода чистая, прозрачная, льётся, принимает форму любого сосуда. В прозрачной посуде (стакане, банке) через неё всё видно.

2. «Какой снег?»

Цель: наблюдать с детьми такие свойства снега: белый холодный, падает снежинками, которые тают на тёплой руке – становятся капельками воды.

Снег – это тоже вода, только замерзшая в виде кристаллов – снежинок. Из снега можно получить воду, если его нагреть: он растает и получится вода. Согреть снег можно по-разному: подержать в горячей руке, подышать на снежинки. Можно принести в группу, согреть в посуде на огне. В любом случае от нагревания снег превратится в воду.

3.« Снежинки очень  красивы»

Цель: показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на тёмном фоне: они имеют строение узора из шести лучиков; все снежинки разные и красивые, их интересно рисовать ( нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу, предложить нарисовать их на бумаге, вырезать с детьми снежинки из фольги для украшения группы).

4. « Получаем талую  воду»

Цель: показать и рассказать детям, что снег, принесённый в тёплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег в рот нельзя брать, но талой водой хорошо поливать комнатные растения. Организуя наблюдение предложить детям принести в группу много снега, разложить его в белые тарелки и понаблюдать, что с ним будет.

5. «Замораживаем воду»

 Цель: показать детям, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд (а не в снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки, чтобы украсить ими участок, ёлку.

Организовать опыт: воспитатель  вместе с детьми разливает по сосудам обычную и подкрашенную воду, кладёт в сосуды концы верёвочек, относит в холодильник или на мороз на улицу. Через сутки помогает детям рассмотреть льдинки, вынутые из форм, красить ими ёлку.  

6. «Когда бывает пар?»

Цель: познакомить детей с паром, с условиями его образования (в тёплом месте пар можно заметить, если кипит вода, - лёгкими полупрозрачными клубами он поднимается вверх. Это очень горячий, опасный пар, он может обжечь тело). Воспитатель  даёт детям задание для самостоятельного наблюдения: установить, в каких других случаях можно заметить пар и всегда ли он опасный. Через 1-2 дня обсудить с детьми результаты их самостоятельных наблюдений – как заметен пар над тарелкой с горячей едой, над чашкой с горячим чаем, при дыхании человека, собаки на морозе. Пар от еды не опасен, но ею самой можно обжечься.                                       

7. « Пар – это  вода»

Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.

Поставить перед кипящим чайником стекло, все наблюдают, как постепенно по нему начинают стекать струйки воды.

8. «Что бывает с  паром при охлаждении?»

Цель: Познакомить детей с тем, что в помещении пар. Охлаждаясь, превращается в капельки воды. На улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Предложить потрогать оконное  стекло – убедиться, что оно холодное. Затем трём ребятам одновременно подышать на стекло в одну точку (обратить внимание, чтобы дети не дули, а дышали, широко открыв рот). Вместе пронаблюдать, как стекло запотевает, а потом образуется капелька воды. Сделать вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки вынести только что вскипевший чайник, поставить его непосредственно под ветками дерева или куста. Открыть крышку, предложить пронаблюдать, как ветки начнут обрастать инеем. Сделать вывод, что пар на морозе превращается в иней. Обратить внимание на красоту веток в инее.

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста