Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

Цепь проекта: составить Красную книгу своего региона, выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем регионе, какие растения произрастают в нашем регионе, официально включенные в Красную книгу (Международную или...).

1-й этап. Дети могут  приносить фотографии, картинки  и, конечно же, своирисунки тех  растений и животных, которые являются редкими в нашем регионе. И из этого составляется Красная книга.

2-й этап. Также Красная  книга пополняется не только  за счет внимательных наблюдений детей и фотографий, картинок, рисунков, но и благодаря высадке редких растений на избранной для проекта территории.

                                 Проект: Снег.

Объектом внимания участников. этого проекта становится снег. Какой бывает снег? И какое значение играет снег в природе?

Ответы на эти вопросы - цель проекта. Детям предстоит понаблюдать за снегом и вспомнить, каким он бывает в начале зимы, в середине и в конце. Одинаков он всегда или можно увидеть разницу. Предложить детям придумать интересные названия снегу. В ходе проекта дети узнают, что снег бывает разным. Также говорят, что из снега можно слепить различные фигуры.

В процессе проекта подводят детей к тому, что снег покрывает землю, поля и, тем самым, растениям, которые находятся в земле, очень тепло, и они не замерзают. А если растает снег и будут сильные морозы, то посевы на полях могут замерзнуть и погибнуть. Земля очень рада снегу, потому что он ее укрывает пушистым одеялом и ей тепло.

И можно сделать вывод: «Снег - это тоже хорошая погода, хорошее настроение».

 

                         Проект: Операция «Подкормка»

Целью экологического проекта является формирование навыков осуществления биотехнических мероприятий (подкормка птиц), экологических представлений о зимующих птицах. Воспитатель объясняет детям значение подкормки, наступающей е момента промерзания почвы и выпадения снега и продолжающейся до появления первой зелени; какой корм требуется для птиц; каких птиц необходимо подкармливать. В течение лета и осени дети - собирают семена подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Вместе с воспитателем дети сооружают простейшие кормушки из молочных пакетов. Для изготовления кормушек привлекаются и родители. Родители и воспитатель развешивают кормушки для птиц на столбах или деревьях. Воспитатель объясняет детям правила кормления птиц и ухода за кормушками. Еженедельно дети чистят кормушки, ежедневно кормят птиц и наблюдают за ними.

            Можно заметить, что формирование у детей бережного и заботливого отношение к природе,  представлений о взаимосвязях явлений природы проходило успешно, находит своё подтверждение в том, что дети почти безошибочно выполняют ряд заданий уже на 3 -5 занятиях: справляются с самостоятельным ведением календаря природы, правильно и точно подмечают все сезонные изменения в живой природе, самостоятельно могут выложить и изобразить схематически пищевые взаимосвязи. На этих занятиях формируются умение анализировать все изменения и зависимости в природе. Их обучаем замечать и называть неприроды и природы как живой, так и неживой.   Занятия показывают, что дети постепенно овладевают способами общения с природой, формируются умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учатся испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывается потребность в созидании и творчестве. Проведённые с дошкольниками циклические наблюдения, занятия, моделирующая, практическая деятельность показывают, что большинству детей требуется незначительное количество времени, чтобы они научились понимать взаимосвязи в природе и самостоятельно устанавливать их.

Далее нами были разработаны конспекты  занятий направленные на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста и на развитие действенно практического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.

   Занятие на  тему: «Дуб и сосна»

Программное содержание: Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причем - разные птицы, насекомые, звери), грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.

2. Опыт Летающие семена

Цель опыта: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Развивающая среда: комплект карточек «Дуб и сосна» из пособия Н, Рыжовой «Невидимые ниточки природы».

                                        Содержание

Воспитатель предлагает детям  вспомнить, что такое лес? (ответы детей). Говорит, что в лесу с каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют его в качестве «дома» (место обитания), другие – в качестве «столовой» (дерево – звено пищевой цепи).любое дерево создает особые условия (под деревом меньше света, меньше скорость ветра, летом прохладней, а зимой теплее). Опадающая листва формирует почву. Все это объясняет то, что под разными деревьями растут разные виды растений, что в сосняке совсем другие травянистые растения, кустарники, чем в дубраве. С разными видами деревьев связаны и разные виды животных.

    Прикрепляет  с детьми на ковролин картинку  сосны и картинку дуба. Почему  сосну, и дуб называют деревьями? (У них большой твердый ствол). Чем отличается дуб от сосны? (Листьями, плодами, цветами).

     Предлагает  разложить карточки с изображением  растений, грибов и животных, разделив их на связанные с дубом и сосной.

Во время работы берет по очереди  каждую маленькую карточку, обсуждает с детьми, к какому дереву - дубу или сосне - ее положить.

В итоге мы получаем две группы живых организмов. Жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Одни используют дерево как дом, другие - как столовую, третьи - и живут, и питаются на этих

деревьях, причем одни животные едят листья, другие - желуди и шишки, третьи - кору и т. д., то есть используются самые разные части деревьев. Предлагает детям представить, что сосну (дуб) срубили люди. Вместе с детьми вспоминает песенку о зёленой елочке, которую «срубили под самый корешок». Кто из них видел пни деревьев в лесу, парке?

Просит детей высказать мысли, представления о том, что будет  с каждым из животных (маленькие карточки), связанных с сосной. Что будет с дятлом? (пример) Исчезнет его «столовая», он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки. А если в лесу все сосны уже заняты другими дятлами? Или другой вариант: если срубили не одну сосну, а весь сосновый лес, и дятел не может найти другую столовую? Зимой не будет сосновых шишек, и дятел погибнет от голода.

Используя знания детей о животных, связанных с сосной (пример), приходим к выводу, что случится с животными, если сосна в лесу исчезнет.

В результате рубки сосны могут  исчезнуть и животные, которые питаются непосредственно сосной и живут на ней. Пример: исчезают гусеницы, а вместе с ними могут исчезнуть и птицы, которые ими питаются. Если глухарям зимой не хватит сосновой хвои для питания и они погибнут, уменьшится и количество хищников, которые ими питаются, например, рыси.

Аналогично беседует с детьми о  последствиях исчезновения в лесах дуба. Не будет желудей - меньше станет животных, которые ими питаются (кабанов, барсуков, белок, соек). Уже сейчас осталось мало жуков-оленей - из-за уменьшения старых дубов в лесу (жуки питаются соком старых дубов). Сова потеряет не только свой дом-дупло, но и пищу - лесных мышей, которые питаются желудями, то есть она останется голодной и бездомной. (Дети сами приводят примеры, рассуждают.)

Поскольку дуб, в отличие от сосны, создает тень, после его рубки резко изменяются световые условия для растущих под его кроной растений, например; ландыша, копытня. Уменьшится количество ландыша -

уменьшится количество насекомых, которые его опыляют. Уменьшится количество птиц.

Воспитатель просит детей  еще раз перечислить, что случится в лесу, если человек срубит или спилит дерево или весь лес? А если человек посадит дерево в лесу, парке? (Появятся новые «долга» и «столовые» для животных.)

Предлагает весной посадить деревья и понаблюдать, для кого они  станут домом и столовой.

Экологический тренинг

Воспитатель: Вы хотели бы почувствовать себя деревом?

         Мои корни глубоко вросли в  землю. 

         Мой ствол, мои ветви тянутся  к

 солнцу.

         Это деревья в лесу.

         Локти согнули, кисти встряхнули  –

         Ветер сбивает росу.

         Плавно руками помашем –

 Это к нам птицы  летят. 

Как они сядут, покажем  – 

Крылья мы сложим назад.

2. Воспитатель предлагает  детям заняться опытнической работой, посмотреть, как летают семена, и кто им в этом помогает. (После работы в группе продолжить наблюдение за полетом семян на прогулке.)

Дает детям (из коллекции семян) по одному летающему и по одному нелетающему семени. Предлагает поднять руки как можно выше,

встать самим и одновременно отпустить оба семени из рук (например, фасолинку и семя клена). Чем с большей высоты отпускать семена, тем нагляднее разница в скорости падения.

Занятие на тему: «Сравнение диких и домашних животных»

Программное содержание: Уточнить с детьми признаки домашних животных.

Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей.

2. Тризовская игра  «Что было бы, если, бы... (кошка лаяла)?»

Цель: Развивать воображение, творчество детей.

Развивающая среда: картины с изображением свиньи, коровы, кабана, лося; игрушки: медведь, мышка.

Содержание

Воспитатель загадывает загадки  и просит детей найти картинки-отгадки. Спереди - пятачок,

Сзади – крючок,

 Посредине - спинка,

На спинке - щетинка.

(Свинья)

Кто не прядет, не ткет,

 А людей одевает?

                         (Овца)

Посреди двора 

Стоит копна,

Спереди - вилы,

Сзади - метла.

                  (Корова)

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал...

                             (конем)

Коричневый, но не шоколад,

Большой, но не слон,

Любит мед, но не пчела,

Спит всю зиму, но не еж.

                        (Медведь)

Дети выставляют картинки (овца, медведь, свинья, корова, лошадь).

Воспитатель: Кто в этой группе животных - лишний и почему? (Лишний -медведь, т.е. все остальные животные - домашние.)

Воспитатель просит детей назвать  других известных им домашних животных и подумать, почему они считаются домашними. Выставляет картинку с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем так же беседуют о корове.

Выслушивает ответы детей, обращает их внимание на то, что домашние животные живут у людей, не боятся человека, человек создает им условия для жизни: кормит, строит жилье, лечит; выпущенные на волю домашние животные или ищут себе нового хозяина, или погибают.

Все, домашние животные приносят пользу в хозяйстве (кормят -молоко, мясо; одевают - шерсть; помогают в работе -лошадь, верблюд). Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картинку с изображением кабана и рассказывает о его жизни в лесу. Что будет со свиньей (домашним животным), если она окажется в лесу: сможет ли она выжить?

Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не сможет быстро бегать), потому что у нее светлая  окраска (ее хорошо видно в лесу - на нее могут напасть хищники); она погибнет от холода и голода, т. к. не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе человека о ней. Свинья - домашнее животное, а не дикое.

        Аналогично  сравнивают лося и корову.

Воспитатель проводит игру-соревнование «Кто больше даст правильных ответов». Надо определить, какое загадано животное - домашнее или дикое, и доказать ответ. Загадки командам воспитатель загадывает по очереди.

Одной команде загадывает загадку:

В подполье, в каморке,

 Живет она в норке, 

Серая малышка,

Кто это это?.. (Мышка)

Показывает детям игрушку - мышку. Это трудная задача: определить - мышь домашнее животное или дикое? Направляет рассуждения детей, задавая вопросы: Где она сидит? Боится ли человека? Заботится

ли человек о ней? Приносит ли она пользу человеку? (Закрепляет знания детей по существенным признакам домашних животных.)

Делается вывод: домовая  мышь не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека в его доме.

Для второй команды - загадка  о медведе. Воспитатель достает  мишку, сажает его, просит слушать. Предлагает объяснить, почему медведь относится к диким животным.  В ходе игры дети закрепляют знания о диких и домашних животных, учатся сравнивать, доказывать.

2. Воспитатель предлагает  детям пофантазировать: «Что было  бы„ если бы... (кошка лаяла?»

 

            Занятие на тему: Беседа «Что  мы знаем о птицах?»

Программное содержание: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц  и птиц, живущих в уголке природы.

2. Экологическая  игра «Отгадай, какая птица»

Цель: Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.

3. Экологическая  игра «Птичья столовая»

Цель: Дать детям элементарные знания о том, чем кормят  птиц зимой.

Развивающая среда: иллюстрации – зимующие и перелетные птицы, календарь наблюдений за зимующими птицами; набор маховых и пуховых перьев; 2 листа бумаги, веер, два бумажных голубя; запись «Голоса птиц в природе».

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста