Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

           Содержание  раздела  Государственного обязательного стандарта образования РК «Ознакомление с основами экологии» предусматривает формирование у дошкольников определённого уровня экологических знаний. В нём представлена система формирования основных экологических понятий, целостного осознанного отношения к природе. Понимания взаимосвязей и обусловленностей человека и природы. Важное значение придаётся навыкам и умениям практической деятельности ребёнка и способам познавательной деятельности.

       Особое значение  в содержании раздела придаётся  воспитанию нравственно-здоровой  личности ребёнка, умеющего делать добро.

    Общие задачи:

- обеспечение познания мира естественной саморазвивающейся природы, независимой от деятельности человека;

-обеспечение познания культурной  природы, созданной людьми и  поддерживаемой их трудом;

- Формирование понятия «живое»  и необходимых условий его существования: тепло, свет, влага, почва, пища;

- обучение пониманию связей  в природе: растение – растение, животное – животное, растение – человек, животное – человек; последствий нарушения этих связей;

- Формирование знаний об участии  человека в сохранении и возобновлении природы и её богатств;

- формирование у детей осознанного  отношения к природе путём приобщения начального опыта приобщения к человеческим ценностям, ощущения красоты и величия природных явлений;

- формирование понимания взаимозависимости  между природой и человеком.

       Так же ГОСО  РК определён базовый минимум  образовательного процесса и поставлены задачи:

- формировать основы целостного  восприятия мира, в котором человек - неотъемлемая часть;

- формировать навыки детского  экспериментирования;

- проявлять стремление к самостоятельности и радость от положительных результатов труда в природе.

Содержание базового минимума образовательного процесса:

Неживая природа. Состояние погоды: тучи, облака, ветер, дождь, снег, солнце, луна. Три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное. Полезные ископаемые (уголь,  нефть, золото).

 Живая природа. Своеобразие растительного мира и его связь со средой обитания. Особенности среды обитания и строение комнатного, аквариума, реки, леса, степи. Приспособление растений к условиям внешней среды. Зависимость роста растений от отношения к нему человека.

Лиственные и хвойные деревья (5 видов). 3-4 вида кустарников (форма листьев, цветы). Некоторые виды лекарственных растений. Лесные ягоды (2-3 вида), грибы (3-4 вида).

Растения: саксаул, ель, сосна, боярышник, шиповник, ковыль, эбелек, бахчевые и злаковые культуры – арбуз, дыня, тыква, пшеница, рис, хлопок.

Экосистемы: лес, луг, поле, море, озеро, пустыня, аквариум. Размножение растений (семена, клубни, луковицы, отростки, листья). Польза растений (кислород, лечебные растения, употребление в пищу).

Домашнее животное (кроме всех остальных) верблюд (условия жизни, польза).

Дикие животные: сурок, косуля, барсук. Птицы: жаворонок, сойка, чайка серебристая.

Насекомые: божья коровка, муравей, паук.

Сезонные явления природы. Изменения растительного и животного мира в связи со сменой времён года. Полевые и садовые работы взрослых в разные сезоны. Заботливое, чуткое отношение человека к животным, птицам и насекомым. Влияние человека на окружающую среду. Природоохранная деятельность человека. Поведенческие навыки в природе.[3, 40]

  Задачи и содержание ГОСО  РК устанавливает требования к базовому содержанию дошкольной государственной образовательной программы «Балбобек».

        Авторы программы  Н.Н.Нурахметов, М.С.Сатимбекова и др. считают, что задача всего человечества – охрана и сохранение природу – источник жизни и всего животного мира. В связи с этим особое внимание уделено экологическому воспитанию детей с раннего возраста. Через темы « Времена года», «Мир животных», уголок экологии, у детей формируются представления о существующей в природе экологической цепочке: природа делится на неживую и живую. Некоторые элементы неживой природы (вода, тепло, свет, почва), действующие на живые существа, называют экологическими факторами. Объекты живой природы, находясь в зависимости от факторов неорганического мира, в свою очередь, оказывают влияние друг на друга, растения на животных и животные на растения [41].

         Программой  воспитания и обучения « Балбобек» поставлены следующие задачи экологического воспитания старших дошкольников:

- Конкретизировать и закрепить  знания детей о природоохранительных вопросах, экологических факторах, о последовательности жизненных процессов в природе и тех закономерных изменениях, которые в ней проходят.

- Учить воспринимать окружающий  мир не только как источник  материального обеспечения и  условий для существования человека и всего живого, но и как источник духовных ценностей. Учить детей предвидеть последствия труда человека на природную среду, расширять знания детей о вредном влиянии загазованности, запылённости на живые организмы, пресекать действия, приносящие ущерб природе и способствовать сохранению благоприятных условий для окружающей среды.

- Расширять и закреплять представления детей о редких и исчезающих видах растений и животных; конкретизировать знания дошкольников о значении заказников и заповедников; знакомить с Красной книгой Казахстана. Для реализации этих задач следует использовать беседы, рассказ воспитателя, демонстрацию кинофильмов. 

          Для  решения последних задач нужно  детям показать не только положительные стороны влияния человека на природу, но и негативные последствия. Загрязнения атмосферы, почвы влияет не только на здоровье людей, но и на рост и развитие растений, животных. Загазованность, запыленность окружающей среды, пожары в лесах, затопление отдельных природных участков, охота на пушных зверей приводят к уничтожению мест обитания живых организмов. Изменение мест обитания приводит к истреблению живых объектов. Всё это ведёт к уменьшению численности видов живых существ, в результате чего некоторые виды растений и животных относят к редким и исчезающим видам.

Редкие и находящиеся под  угрозой исчезновения объекты живой природы внесены в Красную книгу Казахстана. Для восстановления численности редких и исчезающих растений и животных создаются заказники и заповедники [41, 130].            

       Как правильно  заметил Егоренков Л.И., первые  предпосылки успешного воспитания заботливого отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста формируются ещё в детском саду. Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено «Программой  воспитания в детском саду» [21, 71].    

      Изучая  программу воспитания и обучения в детском саду, в частности её разделы  «Времена года» и « Мир животных»  Сарманова К.А. и Коренькова Л.Г. для успешного решения экологического воспитания определили  задачи

 Они сводятся к следующему:

  1. Создание условий для реализации педагогических задач по экологическому воспитанию.
  2. Систематическая работа с родителями, детьми, используя современные технологии.
  3. Отслеживание результата экологической воспитанности: интеллектуальной, продуктивной, эмоциональной деятельности детей.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта:

1.Передача экологических знаний  детям;

2.Трансформация полученных знаний  в отношении к окружающему  миру.

       Эффективность  экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от уровня экологической воспитанности возможно внедрение их в педагогический процесс [15, 13].

          Анализ  содержания ГОСО РК и материал  государственной программы «Балбобек» позволяет сделать вывод, что  экологическое воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать как формирование у них осознанно правильного отношения к объектам природы, которые их непосредственно окружают, и с которыми они вступают в контакт: интеллектуальный; нравственный; действенный компонент.

 

2.2 Технология формирования экологических  знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

    

       С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы исследования был проведён педагогический эксперимент в школе-саде № 37 «Алёнушка» г. Кокшетау. В эксперименте принимали участие дети двух подготовительных групп: экспериментальной и контрольной, приблизительно равные по способностям и подготовленности.

Эксперимент проводился в три этапа:

  1. этап -  констатирующий;
  2. этап - формирующий;
  3. этап - контрольный.

 

                                 Констатирующий этап.

        На констатирующем  этапе педагогического эксперимента  мы установили и проанализировали начальное состояние экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа содержания программы «Балбобек» и опираясь на методику, сформулированную С.Н.Николаевой, мы разработали и отобрали 9 заданий. Все задания были наглядно представлены, детям давалось словесное описание ситуации. Задания давались индивидуально, в устной форме.

Показателями экологических знаний и представлений у детей дошкольного  возраста являются:

1.знание признаков, свойств,  качеств, жизненных проявлений живых объектов;

2.знание взаимодействий между  неживой и живой природой;

3. знания о взаимодействии человека  с природой;

4. умение моделировать структуру  и взаимосвязи объектов;

5. умение прогнозировать результаты  воздействия на объекты и среду.

6. понимание пищевых взаимосвязей  в природе;

        Первое задание представляет собой экспресс – тест, где детям было предложено ответить на ряд вопросов на выявление знаний детей о живой и неживой природе.

Анализ полученных данных показывает: старшие дошкольники определяют понятие природа, «это то, что существует без помощи человека», но затрудняются в определении, что такое «не природа» (то, что сделано руками человека). Дети знают, что природу Земли можно разделить на живую и неживую, приводят достаточно много примеров из личного опыта. Но на практике, проводя игру «Живая и неживая природа» дети часто путались, выполняя неверные движения. На вопрос «Является ли человек частью природы?», дети откликнулись эмоционально, но в основном ответы детей также были разрознены и не обобщены. Из этого следует сделать вывод, что знания детей о природе и относится ли человек к живой природе разрозненны, но дети имеют общее представление о неразрывной связи человека с природой. Дети умеют различать объекты живой и неживой природы.

          Во втором задании предусмотрено выявление понимания детьми влияния смены времен года на рост и развитие растений, то есть умение вскрывать взаимосвязь  живой и неживой природой. Детям были представлены карточки с изображением времени года и характерными признаками этого года. Детям было дано задание соотнести каждое явление природы с соответствующей карточкой времени года. С самого начала обследования стало ясно, что дети совершенно спокойно ориентируются в данном задании, верно выполняя его и сопровождая соответствующими пояснениями. Далее, были заданы вопросы по каждому времени года, как растения реагируют на приход того или иного времени года, как проявлялось изменение их внешнего вида. Анализируя выполнение данного задания можно отметить, что дети  владеют знаниями о зависимости внешнего вида растений от смены времён года. Устанавливают правильную последовательность динамики взаимообратных процессов жизни деревьев и кустарников, но затрудняются в установлении данных процессов у травянистых  растений, выявлено недостаточное их понимание у большинства детей, очевидно.

     Третье  задание направленно на выяснение представлений детей о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Выявить знание о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.  На столе раскладываются карточки с изображением растений и животных леса, дети должны выбирать соответствующие изображения и составляют пищевые цепочки. Опираясь на собственный практический опыт,  практически все дети справились с заданием, активно отвечали на вопросы, поставленные перед ними.

         В четвёртом задании детям были прочитаны стихотворения – путаницы К.И.Чуковкого «Может так быть или нет?», А.Дуйсенбиева «Правда или нет» в которых действие не соответствует действительности. Задание было направленно на выявление того, как дети ориентируются в окружающем мире, знание закономерностей и взаимосвязей в природе. Умение аргументировать и обобщать ответы. С самого начала обследования стало ясно. Что дети обеих групп понимают комизм стихотворений. Но не все дети могут дать подробные объяснения (« Берёза это дерево. А розы это цветы и они не могут расцвести на берёзе», « на осине не могут расти апельсины т. к. апельсины растут на апельсиновом дереве». « Заяц травоядное животное и поэтому он не питается волками, а волк наоборот хищник и его должен бояться заяц»).

      Такие высказывания  свидетельствуют о том, что  дети могут назвать животных  и дать им характеристику существенных признаков, способны к обобщению, могут объяснить наблюдаемые в природе закономерности, могут привести примеры.

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста