Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»
Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141
Содержание
раздела Государственного
Особое значение
в содержании раздела
Общие задачи:
- обеспечение познания мира естественной саморазвивающейся природы, независимой от деятельности человека;
-обеспечение познания
- Формирование понятия «живое» и необходимых условий его существования: тепло, свет, влага, почва, пища;
- обучение пониманию связей
в природе: растение – растение
- Формирование знаний об
- формирование у детей
- формирование понимания
Так же ГОСО РК определён базовый минимум образовательного процесса и поставлены задачи:
- формировать основы целостного восприятия мира, в котором человек - неотъемлемая часть;
- формировать навыки детского экспериментирования;
- проявлять стремление к самостоятельности и радость от положительных результатов труда в природе.
Содержание базового минимума образовательного процесса:
Неживая природа. Состояние погоды: тучи, облака, ветер, дождь, снег, солнце, луна. Три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное. Полезные ископаемые (уголь, нефть, золото).
Живая природа. Своеобразие растительного мира и его связь со средой обитания. Особенности среды обитания и строение комнатного, аквариума, реки, леса, степи. Приспособление растений к условиям внешней среды. Зависимость роста растений от отношения к нему человека.
Лиственные и хвойные деревья (5 видов). 3-4 вида кустарников (форма листьев, цветы). Некоторые виды лекарственных растений. Лесные ягоды (2-3 вида), грибы (3-4 вида).
Растения: саксаул, ель, сосна, боярышник, шиповник, ковыль, эбелек, бахчевые и злаковые культуры – арбуз, дыня, тыква, пшеница, рис, хлопок.
Экосистемы: лес, луг, поле, море, озеро, пустыня, аквариум. Размножение растений (семена, клубни, луковицы, отростки, листья). Польза растений (кислород, лечебные растения, употребление в пищу).
Домашнее животное (кроме всех остальных) верблюд (условия жизни, польза).
Дикие животные: сурок, косуля, барсук. Птицы: жаворонок, сойка, чайка серебристая.
Насекомые: божья коровка, муравей, паук.
Сезонные явления природы. Изменения растительного и животного мира в связи со сменой времён года. Полевые и садовые работы взрослых в разные сезоны. Заботливое, чуткое отношение человека к животным, птицам и насекомым. Влияние человека на окружающую среду. Природоохранная деятельность человека. Поведенческие навыки в природе.[3, 40]
Задачи и содержание ГОСО РК устанавливает требования к базовому содержанию дошкольной государственной образовательной программы «Балбобек».
Авторы программы Н.Н.Нурахметов, М.С.Сатимбекова и др. считают, что задача всего человечества – охрана и сохранение природу – источник жизни и всего животного мира. В связи с этим особое внимание уделено экологическому воспитанию детей с раннего возраста. Через темы « Времена года», «Мир животных», уголок экологии, у детей формируются представления о существующей в природе экологической цепочке: природа делится на неживую и живую. Некоторые элементы неживой природы (вода, тепло, свет, почва), действующие на живые существа, называют экологическими факторами. Объекты живой природы, находясь в зависимости от факторов неорганического мира, в свою очередь, оказывают влияние друг на друга, растения на животных и животные на растения [41].
Программой
воспитания и обучения « Балбоб
- Конкретизировать и закрепить
знания детей о природоохраните
- Учить воспринимать окружающий мир не только как источник материального обеспечения и условий для существования человека и всего живого, но и как источник духовных ценностей. Учить детей предвидеть последствия труда человека на природную среду, расширять знания детей о вредном влиянии загазованности, запылённости на живые организмы, пресекать действия, приносящие ущерб природе и способствовать сохранению благоприятных условий для окружающей среды.
- Расширять и закреплять представления детей о редких и исчезающих видах растений и животных; конкретизировать знания дошкольников о значении заказников и заповедников; знакомить с Красной книгой Казахстана. Для реализации этих задач следует использовать беседы, рассказ воспитателя, демонстрацию кинофильмов.
Для решения последних задач нужно детям показать не только положительные стороны влияния человека на природу, но и негативные последствия. Загрязнения атмосферы, почвы влияет не только на здоровье людей, но и на рост и развитие растений, животных. Загазованность, запыленность окружающей среды, пожары в лесах, затопление отдельных природных участков, охота на пушных зверей приводят к уничтожению мест обитания живых организмов. Изменение мест обитания приводит к истреблению живых объектов. Всё это ведёт к уменьшению численности видов живых существ, в результате чего некоторые виды растений и животных относят к редким и исчезающим видам.
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты живой природы внесены в Красную книгу Казахстана. Для восстановления численности редких и исчезающих растений и животных создаются заказники и заповедники [41, 130].
Как правильно заметил Егоренков Л.И., первые предпосылки успешного воспитания заботливого отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста формируются ещё в детском саду. Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено «Программой воспитания в детском саду» [21, 71].
Изучая программу воспитания и обучения в детском саду, в частности её разделы «Времена года» и « Мир животных» Сарманова К.А. и Коренькова Л.Г. для успешного решения экологического воспитания определили задачи
Они сводятся к следующему:
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
1.Передача экологических
2.Трансформация полученных
Эффективность
экологического воспитания дошк
Анализ содержания ГОСО РК и материал государственной программы «Балбобек» позволяет сделать вывод, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать как формирование у них осознанно правильного отношения к объектам природы, которые их непосредственно окружают, и с которыми они вступают в контакт: интеллектуальный; нравственный; действенный компонент.
2.2 Технология формирования
С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы исследования был проведён педагогический эксперимент в школе-саде № 37 «Алёнушка» г. Кокшетау. В эксперименте принимали участие дети двух подготовительных групп: экспериментальной и контрольной, приблизительно равные по способностям и подготовленности.
Эксперимент проводился в три этапа:
На констатирующем
этапе педагогического эксперим
Показателями экологических
1.знание признаков, свойств, качеств, жизненных проявлений живых объектов;
2.знание взаимодействий между неживой и живой природой;
3. знания о взаимодействии
4. умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов;
5. умение прогнозировать
6. понимание пищевых
Первое задание представляет собой экспресс – тест, где детям было предложено ответить на ряд вопросов на выявление знаний детей о живой и неживой природе.
Анализ полученных данных показывает: старшие дошкольники определяют понятие природа, «это то, что существует без помощи человека», но затрудняются в определении, что такое «не природа» (то, что сделано руками человека). Дети знают, что природу Земли можно разделить на живую и неживую, приводят достаточно много примеров из личного опыта. Но на практике, проводя игру «Живая и неживая природа» дети часто путались, выполняя неверные движения. На вопрос «Является ли человек частью природы?», дети откликнулись эмоционально, но в основном ответы детей также были разрознены и не обобщены. Из этого следует сделать вывод, что знания детей о природе и относится ли человек к живой природе разрозненны, но дети имеют общее представление о неразрывной связи человека с природой. Дети умеют различать объекты живой и неживой природы.
Во втором задании предусмотрен
Третье задание направленно на выяснение представлений детей о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Выявить знание о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. На столе раскладываются карточки с изображением растений и животных леса, дети должны выбирать соответствующие изображения и составляют пищевые цепочки. Опираясь на собственный практический опыт, практически все дети справились с заданием, активно отвечали на вопросы, поставленные перед ними.
В четвёртом задании детям были прочитаны стихотворения – путаницы К.И.Чуковкого «Может так быть или нет?», А.Дуйсенбиева «Правда или нет» в которых действие не соответствует действительности. Задание было направленно на выявление того, как дети ориентируются в окружающем мире, знание закономерностей и взаимосвязей в природе. Умение аргументировать и обобщать ответы. С самого начала обследования стало ясно. Что дети обеих групп понимают комизм стихотворений. Но не все дети могут дать подробные объяснения (« Берёза это дерево. А розы это цветы и они не могут расцвести на берёзе», « на осине не могут расти апельсины т. к. апельсины растут на апельсиновом дереве». « Заяц травоядное животное и поэтому он не питается волками, а волк наоборот хищник и его должен бояться заяц»).
Такие высказывания
свидетельствуют о том, что
дети могут назвать животных
и дать им характеристику сущес