Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»
Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников
Дошкольный
период – чрезвычайно важный
этап в жизни ребёнка. Именно
в этот период происходит усиле
Н.Н. Поддьяков обосновал
Опираясь на исследования
И.П.Павлова, Шилёнок Т.
Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе экологического воспитания детей лежит наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств [23].
Иванова
А.И. также говорит о том,
что для детей первых семи
лет жизни характерны наглядно-
С.Н.Николаева подчеркивала, что ребёнок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Огромным достижением этого периода является то, что ребёнок овладевает речью, которая в совокупности с восприятием и движением даёт мощный толчок развитию интеллекта – от простейших мыслительных актов, сопряжённых, как правило,
с действием. Он переходит к наглядно-образным решениям, а затем и к логическим, дискутивным (речевым) формам мышления. То есть ребёнок постепенно овладевает способностью формулировать просьбу, задавать вопрос. Делать сообщение и даже строить (к 6-7годам) первые аргументированные объяснения и гипотезы.
Быстро накапливая жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребёнок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребёнок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребёнка со взрослыми – оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Ребёнок хорошо развивается, если общение со взрослыми строится на понимание последним его эмоционального самочувствия, интересов, возможностей. Если взрослый умеет признать в ребёнке развивающуюся личность, умеет вставать на его позицию, учитывать его точку зрения, воспринимает его как полноценного партнёра в совместной деятельности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей [6, 30].
Л.М.Маневцева и Л.А.Каменева утверждает, что в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребёнок, также требует использования разнообразных методов. Методы обучения Л.М.Маневцева и Л.А.Каменева формулируют как способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание к окружающему миру [25].
Верная по своей сути формулировка метода отражает главное: обучение – это совместная деятельность взрослого и детей. Последнее на чём следует остановиться в общих рассуждениях о педагогическом методе, - это соотношение метода и приёма. Известно, что метод – это более крупная и более общая единица педагогики, а приём – более мелкая и частная единица. Метод включает в себя большое разнообразие приёмов, различные варианты их сочетания. Методическими приёмами являются отдельные детали метода, его составные части. При этом мы считаем, что между методом и приёмом существует взаимосвязь – метод может переходить в приём, и наоборот.
Н.Н.Кондратьева, Л.А.Каменева, Николаева
С.Н. в экологическом
конкретные представления о природе.
К практическим методам относится игра, элементарные опыты и труд в природе. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
К словесным
методам относятся рассказы
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой [25, 115].
Для полноценного
осуществления экологического
человеческой личности. Все её аспекты – социальный, предметный компонент природы – оказывают (или могут оказать) развивающее воздействие.
Изучение физической предметной среды, её влияния на психическое состояние, деятельность началось за рубежом относительно недавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники – дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров производственных и общественных помещений. Подчеркивается, важна мысль: озеленение внутреннего пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в интерьере помогают улучшить санитарно – гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно – организационного и художественно – декоративного характера.
Обращается внимание на то, что внутреннее пространство (место пребывания человека) – это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира.
Правильная
организация зоны природы
Специфическими чертами
методики экологического
Решающее значение имеет знание воспитателем и другими сотрудниками детского сада экологических особенностей каждого объекта природы – его потребностей в тех или иных факторах внешней среды, условий, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
В дошкольных учреждениях могут находиться любые животные и растения, если они: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своём поведение животные); неприхотливы, т. е. не требуют специального содержания и ухода; в детском учреждении главное внимание уделяется ребёнку, растения и животные выступают как средство воспитания и предметная среда его жизни, поэтому уход за растениями и животными не должен отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания.
Для постоянного общения детей с растениями и животными в детском саду создаются уголки природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года [25, 59].
С.А. Веретенникова указывала на то, что уголок живой природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники в течение всего дня могут подходить к животным и растениям. Рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. С.А.Веретенникова доказывала, что впоследствии этого у детей расширяются конкретные знания о природе, при ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело [8, 66].
При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевалке. Последний вариант особенно хорош - растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать интересные моменты. Иногда они смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для формирования единого подхода к воспитанию дошкольников в семье и в детском саду.
В уголке природы детского сада может быть аквариум с рыбами, птицу в клетке, какого-нибудь из наземных животных (хомяка или черепаху) и растения. Старшим дошкольникам полезно видеть в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности, могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе.
Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы. Например, мини-огород на окне – лук, чеснок, овёс и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок – это реальная витаминная добавка в питание детей. Эти растения полезны тем, что выделяют фитонциды и оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду летников для участка, в конце зимы делают выгонку веток деревьев.
Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие экологические пространства: комната или кабинет природы, зимний сад. Они создаются, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учётом требований растений и животных можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, крупные клетки с курами или кроликами. В разных местах – на полу и стенах, отдельно и в композициях - устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть место для столов, за которыми дети смогут заниматься. В детском саду должна быть продуманна организация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе и жизнедеятельности ДОУ комнаты природы, зимнего сада. В равной степени эти экологические пространства могут быть использованы для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников [6, 136].
Ян Амос Коменский писал: « …Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» [26].
Наблюдению как
важному методу познания природ
Важным
является вопрос и о том,
что же должно составлять