Формирование эмоционального интеллекта дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:13, сочинение

Краткое описание

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоции играют важную роль в жизни детей.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

- по собственному побуждению (без  давления взрослых) включаются  в предлагаемую действительность;

- детей объединяют общие эмоциональные  переживания (поют песенки, улыбаются  друг другу, заглядывают друг  другу в глаза, прикасаются друг  к другу – это совместная  радость, доброжелательность);

- появляется заинтересованность;

- растёт активность. 

У детей 4 -5 лет уже сформирован определённый опыт, приобретённый ранее. Поэтому дети уже не нуждаются в обилии развлекательных приёмов. У них сформировано представление о последовательности режимных моментов, и дети без сожаления оставляют свои игры, чтобы переключиться на другой вид деятельности. В этом возрасте я стараюсь чаще использовать игровые моменты, которые позволяют ребёнку более качественно выполнять задания.  

Я считаю, что в работе с детьми данного возраста особенно важно:

- научить детей конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накопления опыта практических действий;

- побуждать детей к действиям, заключающим в себе проявление  эмоциональной отзывчивости к  сверстникам;

- разъяснять причины, вызывающие  эмоциональное неблагополучие в отношениях со сверстниками.  

У детей 5 -7 лет происходит социальное развитие, усвоение моральных норм, определяющих отношение к деятельности. У детей данного возраста,  я  считаю, что возрастает роль  дифференцированного подхода к ребёнку, важность оценки деятельности, которая должна побуждать ребёнка к стремлению самостоятельно справляться с заданием, оказывать помощь сверстникам, поддерживать активность, напоминать о нормах отношений  к собственным ошибкам и ошибкам товарищей. 

К 7 годам значимыми становятся именно доброжелательные отношения, подкрепляемые знаниями конкретных способов проявления внимания, отзывчивости и умение применять их в различных ситуациях. Я стараюсь «вкраплять» и инициировать ситуации различных типов, из которых ребёнок должен найти выход. Я считаю, что при помощи проблемных ситуаций, создаваемых в различных видах деятельности, дети становятся в условия личного выбора – это способствует развитию особенных, свойственных только данному ребёнку качеств, его индивидуальности. 

  Очень важно оберегать эмоциональную  сферу дошкольника, не ограничивать  её развитие системой тренингов. «Мне нравится сама мысль о  том, что людей можно научить  более глубокому пониманию собственной  эмоциональной жизни и помочь  им в достижении их целей, - говорит основоположник концепции эмоционального интеллекта Питер Саловей, - но что мне совсем не нравится, так это воспитание комфортности! Боюсь, любая кампания по повышению эмоционального самоконтроля у детей закончится тем, что их станут натаскивать на «единственно верную» эмоциональную реакцию применительно к данной ситуации – смех на празднике, плач на похоронах и так далее».

В своей  работе я использую арттерапию, психогимнастики, игры и игровые упражнения, пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, работу с зеркалом, психомышечные тренировки, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, беседы, тренинги эмоций, обыгрывание сценок,  разрешение проблемных ситуаций, обсуждения, дискуссии, решение ситуативных задач  и т.д. Всё это помогает мне в формировании «умных» эмоций, коррекции недостатков эмоциональной сферы у детей, в раскрытии потенциальных способностей детей. 

Важна и профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка:

-снятие  эмоциональных зажимов. Этому способствуют  подвижные игры, танцы, пластика, физические упражнения;

-проигрывание  различных ситуаций для обучения  владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие  возможности предоставляет ролевая  игра. Сюжетами для таких игр  следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.;

-в  работе с маленькими детьми  – младшего и среднего дошкольного  возраста - наиболее эффективно использовать  игры с куклами. Ребёнок сам  выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» кукол. Роли следует распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» – ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;

-открыто  побеседовать с ребёнком о  чувствах, оказывающих отрицательное  воздействие на  существующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет об этом говорить вслух. Но если он доверяет вам, то сможет выразить свой негатив словами. При проговаривании вслух чувства ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного действия на психику.  

  Свою работу над развитием  эмоционального интеллекта у  дошкольников я провожу в тесном  сотрудничестве с родителями  своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.  

В работе с родителями я использую папки – передвижки  («Что делать, если…», «Эмоционально – речевое развитие детей», «Эмоциональный мир дошкольника»…), информационные стенды («Памятка родителям от ребёнка: «Мои поступки - не смертельный грех», «Если ребёнок капризничает», «Школа эмоций»…), консультации («Что легче: сделать самому или научить ребёнка», «Я – сам», «Агрессивность ребёнка»…), беседы («Нестабильность эмоционального состояния», «Кризис 3-х лет»…).  Я провожу групповые родительские собрания («Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье», «Как избавиться от гнева»…), открытые занятия, посещаю семьи своих воспитанников на дому, организовываю выставки поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми.  

  Моя основная задача, как воспитателя  – наполнить повседневную жизнь  ребёнка в группе интересными  делами, проблемами, идеями, включить  каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, я стараюсь развивать у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование эмоционального интеллекта дошкольника