Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель - выявление условий осуществления эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза: система специально организованной внеклассной деятельности эстетической направленности способствует повышению уровня эстетической культуры у младших школьников. Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников. Предмет исследования – формы и методы формирования эстетической культуры у младших школьников во внеклассной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Формирование эстетической культуры как основная задача эстетического воспитания 5
1.2 Психолого–педагогические особенности младших школьников 11
1.3 Опыт работы школы по формированию эстетической культуры младших школьников 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 23
2.1 Диагностика уровня развития эстетической культуры младших школьников 23
2.2 Планирование и организация формирующего эксперимента 26
2.3 Анализ результатов опытной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Эстетическое
воспитание гармонизирует и развивает
все духовные способности человека,
необходимые в различных
Под эстетическим воспитанием мы будем понимать процесс целенаправленного формирования в человеке его эстетического отношения к действительности.
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь подчёркивается, что содержание воспитательной работы направлено на формирование художественных и искусствоведческих знаний, эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи [5, с.16]. Кроме того, концепция обозначает ряд условий осуществления эстетического воспитания подрастающего поколения в системе современного воспитания:
- художественное
образование и эстетическое
- создание условий для реализации эстетической потребности личности в преобразовании окружающей действительности; эстетизация среды жизнедеятельности;
- соблюдение
единства эстетического и
- эстетика общения: красота поступка, речи, уважение достоинства, личности, культура выражения чувств;
- формирование
ценностного отношения к
Эстетические ценности общезначимы, хотя их существование и особенности связаны с местными условиями жизнедеятельности их творцов. Специфически человеческое чувство прекрасного развивается и обогащается вместе с развитием культуры, всей социальной практики, выступая основой для формирования все более сложного и многообразного эстетического отношения человека к миру.
Эстетическое отношение к действительности предполагает особый ракурс видения - восприятия с точки зрения прекрасного, законов красоты. Эстетический взгляд способен видеть и ценить гармонию, целесообразность, меру, единство как нечто самодостаточное. Такое отношение к действительности освобождает человека от жестких пут обыденности, меркантилизма и бессмысленности. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением развивает творческий потенциал человека, его эстетическую культуру [22, с.83].
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ничто иное, как окружающая среда, не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра – первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
-эстетическое
образование, закладывающее
-художественное
воспитание в его
-эстетическое
самообразование и
-воспитание
творческих потребностей и
Эстетическая культура личности ребёнка выступает показателем развития внутренних духовных сил человека. Потому в ее создании и сохранении заинтересован как сам индивид, который при этом реализует свою потребность в красоте, так и общество в целом. Эстетическая культура личности предполагает наличие развитого эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетическому творчеству [19, с.56].
Смысл и назначение деятельности по эстетическому воспитанию в учреждениях образования и культуры определяются следующими приоритетными направлениями:
- развитие творческих
способностей учащейся
- приобщение учащихся к национальному творчеству, возрождение народных ремесел и промыслов на основе оптимального сочетания образовательной, развивающей и трудовой деятельности;
- гармонизация
внутреннего мира учащихся, межличностных
отношений; расширение
Вывод: анализ педагогических и психологических исследований показывает, что эмоциональное отношение к жизни, приобщение к искусству позволяют развить не только сенсорную и общую культуру, но и познавательную активность, зрительную память, быстроту реакций, аналитическое и образное мышление. Через чувства, эмоции самореализация личности происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности. Эстетическое воспитание открывает иной, отличный от рационального, способ видения, чувствования и понимания культуры.
1.2 Психолого–педагогические особенности младших школьников
Каждый период в жизни ребенка знаменуется своими возможностями и барьерами, спецификой требований к его ресурсам, адаптивным способностям, требует от взрослых поиска эффективной системы фасилитативных и поддерживающих воздействий. Особое место здесь занимает младший школьный возраст. Именно с поступлением ребенка в школу и в первые годы обучения происходит «психологическая примерка» новой социальной роли, апробация модели взаимодействия с миром в условиях новой социальной ситуации развития, формирования индивидуального стиля учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте, который, как любое переходное состояние, чрезвычайно богат скрытыми возможностями, закладываются и формируются основы многих психических качеств личности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. И. Божович, В. С. Мухина, М. В. Матюхина, В. А. Крутецкий, А. В. Петровский). Именно в начальных классах закладываются личностные механизмы поведения, завязываются связи, отношения, вторично развиваются механизмы подражания, идентификации, развивается рефлексия. Все это в совокупности формируется в новое качество индивида - его личность.
Характер отношений младшего школьника к учебной деятельности, школе, учителю, сверстникам и к процессу познания как таковому является важной детерминантой его успешности.
В современной психологии доказано, что отношение к деятельности выражает собой направленность на деятельность и оказывает воздействие на все составляющие процесса ее реализации (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн). В педагогической психологии особенности отношения к учебной деятельности исследовались многими авторами (Л. И. Божович, В. С. Ильин, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Я. Л. Коломинский), которые показали, что психологические отношения избирательны и формируются на ценностно-значимой основе; в структуре отношений выделяются эмоционально-оценочный, интеллектуальный, поведенческий компоненты; одной из важных характеристик отношений является их динамичность.
Развитие психики в младшем школьном возрасте определяется перестройкой системы жизненных отношений, состоящей не в том, что у ребенка появляются обязанности - они были у него и до школы, а в появлении качественно новых обязанностей перед обществом [27, с.15].
Большинство детей приходит в школу с достаточным уровнем психического развития. Это объективная психологическая готовность. Субъективную психологическую готовность определяют особенности личностной установки по отношению к школе, способность ребенка к общению и взаимодействию.
Важно не только
положительное или отрицательно
Большую роль в детерминации содержания, хода и направления развития в младшем школьном возрасте играет специфика социальной ситуации развития.
Психологический анализ социальной ситуации развития личности ребенка рассматриваемого возраста находит отражение в работах Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейна, А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского и др.
Л. И. Божович на основе своих исследований пришла к выводу, что поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих людей и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обусловливает и формирование особенностей личности детей школьного возраста. А. А. Бодалев и Р. Л. Кричевский считают, что особенностью социальной ситуации развития младших школьников является то, что в их жизни появляется чрезвычайно важная фигура - учитель. Характер поведения учителя с учащимися, стиль общения с ними приобретают совершенно особое значение в процессе адаптации детей к школе [6, с. 45].
Исследования Л. И. Божович и Д. И. Фельдштейна показали, что у детей к концу дошкольного возраста возникает настойчивое стремление стать школьником. Было обнаружено, что в этом стремлении находят свое воплощение ведущие потребности ребенка: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания и умения, и потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую ценность не только для него самого, но и для окружающих взрослых. Все требования, связанные с учением и положением школьника, очень эффективны и вызывают у детей этого возраста стремление им ответить. Это приводит к очень быстрому формированию у младших школьников различных качеств личности, необходимых для успешного выполнения школьных учебных обязанностей [6, с.98].
На уровне младшего школьного возраста ребенок постоянно находится на перекрестке оценок окружающих. Оценивается его внешний вид, учебные успехи, способность завоевать расположение окружающих, умение сотрудничать. Необходимо подчеркнуть, что сложность здесь состоит в том, что оценку получает ребенок часто за те проступки, автором которых он не является (например, отсутствие учебных принадлежностей, опоздания по вине родителей, оплошности в результате отсутствия должной организации и контроля со стороны взрослого). Это создает определенные сложности в формировании самоотношения ребенка и его самооценки, что соответствующим образом затрудняет процесс адаптации и оптимального развития.
В младшем школьном
возрасте формируется чувство социальной
и психологической
В начальных классах складываются условия, побуждающие и ускоряющие процесс выработки самооценки: ребенок определяет свое место среди окружающих, делает попытки на этой основе представить свое будущее. Нельзя отрицать роли темперамента и характера в формировании самооценки и уровня притязаний, но необходимо подчеркнуть ведущую роль социально-средовых факторов, в данном случае - школы. Уже в 1 - 2 классах у слабоуспевающих и отличников может складываться завышенная самооценка. А. И. Липкина констатирует, что помехой для правильного развития личности детей с повышенной самооценкой является их недостаточная критичность к себе, а для нормального развития личности детей с пониженной самооценкой - повышенная самокритичность [27, с.176].
Поступивший в школу ребенок становится зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными: сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил, предъявляемых современной школой.
Информация о работе Формирование эстетической культуры младших школьников во внеклассной работе