Формирование эстетической культуры младших школьников во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель - выявление условий осуществления эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза: система специально организованной внеклассной деятельности эстетической направленности способствует повышению уровня эстетической культуры у младших школьников. Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников. Предмет исследования – формы и методы формирования эстетической культуры у младших школьников во внеклассной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Формирование эстетической культуры как основная задача эстетического воспитания 5
1.2 Психолого–педагогические особенности младших школьников 11
1.3 Опыт работы школы по формированию эстетической культуры младших школьников 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 23
2.1 Диагностика уровня развития эстетической культуры младших школьников 23
2.2 Планирование и организация формирующего эксперимента 26
2.3 Анализ результатов опытной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Формиров. эстетич. культ. мл. шк-ов во внекл. работе.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

Средний показатель по методике «Копилка настроений» у  учеников 3 «А» - 5 (увеличился на 0.7), а  у учеников 3 «Б» класса – 4.3 (увеличился на 0.1).

Среди учеников 3 «А» класса 47% имеют высокий уровень  развития эстетического восприятия, 40% - средний, 13% - низкий.

Среди учеников 3 «Б» класса 20% имеют высокий уровень  развития эстетического восприятия, у 60% учеников - средний, а у оставшихся 20% - уровень развития эстетического восприятия низкий.

Полученную  положительную динамику у учеников экспериментального класса изобразим  с помощью диаграммы (рис.2.2).

Рисунок 2.2 - Динамика уровня развития эстетического  восприятия среди учеников 3 «А» класса

Проанализировав полученные данные, мы видим, что значительно  увеличилось количество учеников с  высоким уровнем развития эстетического  восприятия (на 34%) и со средним (на 7%). Кроме того, уменьшилось число  учеников, имеющих низкий уровень эстетического восприятия (на 27%).

Динамика, полученная в результате контрольного эксперимента по ученикам 3 «Б» класса, не столь  значительна (рис.2.3).

Рисунок 2.3 - Динамика уровня развития эстетического  восприятия среди учеников 3 «Б» класса

Количество  учеников с высоким уровнем развития эстетического восприятия осталось прежним. На 13% увеличилось число  учеников со средним уровнем и  на столько же уменьшилось количество детей с низким уровнем развития эстетического восприятия.

Вывод: Проведённая нами экспериментальная работа имеет положительный результат. Разработанная программа способствует развитию эстетических качеств и творческого потенциала личности, формированию эстетических знаний, воспитанию эстетического вкуса у младших школьников. Гипотеза исследования подтвердилась.

 

Выводы по 2 главе

 

В ходе работы над  практической частью курсового проекта  было организовано экспериментальное  исследование, которое состояло из следующих этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

В результате полученных в ходе констатирующего исследования данных было установлено, что необходима организация культурно-досуговой  деятельности с целью формирования эстетической культуры младших школьников.

Формирующий эксперимент  проводился на базе 3 «А» класса на основе составленной программы досуговой деятельности, рассчитанной на два месяца.

Цель программы: развитие эстетических качеств и творческого потенциала личности.

Проведённая экспериментальная  работа имеет положительный результат. Разработанная программа способствует развитию эстетических качеств и творческого потенциала личности, формированию эстетических знаний, воспитанию эстетического вкуса у младших школьников. Гипотеза исследования подтвердилась.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы определена сущность, цели и направления эстетического  воспитания детей младшего школьного  возраста средствами внеклассной деятельности; проанализирован опыт работы музыкальной школы в процессе организации эстетического воспитания младших школьников.

Проблема эстетического  воспитания довольно полно разработана  в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое  воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность.

Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

Эстетическое  воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты".

Эстетическое  воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

Методами эстетического  воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т д.

Формы эстетического воспитания — это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки и др.

Эстетическое  воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Средства искусства  при правильной организации и  подаче их ученику действительно  способствуют его эстетическому, интеллектуальному  и духовному развитию.

Эстетическое  воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения  нравственных установок в образ жизни и стиль поведения. То, что в общественной жизни характеризуется с прогрессивных экономических, политических, нравственных позиций как нечто необходимое и справедливое, с эстетической точки зрения рассматриваются как прекрасное. Воссоединение в сознании личности этих аспектов в виде целостного эмоционально-рационального отношения к миру служит и залогом, и условием ее гармонической целостности.

Процесс эстетического  воспитания включает в себя:

- организацию  восприятия, ознакомление людей с эстетическими явлениями и искусством;

- объяснение  воспринятого, организацию художественного  творчества, художественной практической  деятельности.

В практической части организовано и проведено  экспериментальное исследование по изучению уровня эстетической воспитанности младших школьников. Проанализирована динамика уровня эстетической воспитанности в результате проведения формирующего эксперимента.

Проведённая нами экспериментальная работа имеет  положительный результат. Разработанная  программа способствует развитию эстетических качеств и творческого потенциала личности, формированию эстетических знаний, воспитанию эстетического вкуса у младших школьников. Гипотеза исследования подтвердилась.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Апиш, М.Н. Эстетическое воспитание учащихся начальной национальной школы в условиях интегрированного обучения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 19.00.2001 / М.Н. Апиш. – М., 2003. – 93 с.
  2. Аринина, Н.Л. Уроки прекрасного: Из опыта работы / Н.Л.Аринина. – М.: Педагогический поиск, 2003. – 255 с.
  3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. – М.: Новая Москва, 2005. – 367 с.
  4. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей / М.Н.Баринова. – М.: Академия, 2002. – 426 с.
  5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б.Богоявленская. - М.: ИЦ «Академия», 2002. – 422 с.
  6. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1995. – 423 с.
  7. Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы в школе / Н.И. Болдырев. – М.: Академия, 2004. – 322 с.
  8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина. – М.:ВЛАДОС, 2003. – 314 с.
  9. Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы / И.Ф.Волков. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 265 с.
  10. Воспитание. Третий класс: Пособие / М.П. Осипова, С.И. Козлович, М.А. Бесова и др.; Под ред. М.П. Осиповой. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2002. – 399 с.
  11. В стране творчества: пособие для учителей, воспитателей, рук. кружков, родителей / Авт.-сост. С.Ф.Гагарина, Н.В. Черникова. – Минск: Беларусь, 2009. – 160 с.
  12. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская. – Мн.: Асвета, 2005. – 236 с.
  13. Драница, И.В. Дом, где прописано творчество / И.В.Драница // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. - № 7. – С.37- 39.
  14. Дремов, А.К. Основы эстетического воспитания / А.К. Дремов. – М.: Высшая школа, 2005. – 265 с.
  15. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. - СПб.: Лантерна-Вита, 2000. – 429 с.
  16. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.: Просвещение, 2001.- 254 с.
  17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова А.Ю., Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 532 с.
  18. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь// “Зборнік нарматыўных дакументаў”-2007. -№2. – C.8–29.
  19. Королева, Т.П. Шаги навстречу классической музыке / Т.П. Королева // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2011. - № 1. – С. 53 - 57.
  20. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак. – Мн.: Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2001. – 192 с.
  21. Котикова, О.П. Мониторинг качества эстетического воспитания школьников / О.П. Котикова. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 208 с.
  22. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Педагогика, 2007. – 344 с.
  23. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П.Барышникова и др.; под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение,1999. – 427 с.
  24. Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников / под ред. Л.П. Печко. М.: НИИ ХВ, 2000. – 112 с.
  25. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И.Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 374 с.
  26. Степаненков, Н.К. Педагогика: учебное пособие / Н.К. Степаненков. – Мн.: изд. Скакун В.М., 1998. – 448 с.
  27. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростка / Ред.-сост. Г.Бурменская. – М.: МПСИ, 2008. – 656 с.
  28. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика, 2002. – 366 с.
  29. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. – М.: Новая школа, 2004. – 112 с.
  30. Черникова, Н.В. Проблема формирования эстетической культуры личности в белорусской педагогике в современном образовательном контексте / Н.В. Черникова // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 3. – С. 5–9.
  31. Черникова, Н.В. Формирование эстетической культуры младших школьников в игровой деятельности / Н.В. Черникова // Игровые технологии в современном воспитательном процессе: материалы Респ. науч.-практ. конф., Мозырь, 12–13 февр. 2004 г.: в 3 ч. / Мозыр. гос. пед. ун-т; редкол.: Л.Н. Боженко. – Мозырь, 2004. – Ч. 3. – С. 97–98.
  32. Эстетика: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2008. – 137 с.
  33. Эстетика: словарь / под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Новая школа, 1999. – 447 с.
  34. Эстетическое воспитание детей и учащейся молодёжи: сборник программных материалов / ред. О.П. Котикова. – Мн.: Універсітэцкае, 2000. – 237 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Конспект  литературно-художественного праздника 

«Хоровод  цветов»

 

Цели: Развивать творческие способности учащихся, расширять знания о цветах, способствовать приобщению детей к миру прекрасного, учить жить в гармонии с природой, чувствовать её красоту.

Подготовительная  работа: Организатор предлагает детям подготовиться к празднику: изготовить костюмы, вырастить цветы, почитать соответствующие книги. Участники делятся на две команды, каждая из которых готовит эмблему. Помещение украшается цветами, рисунками. Всех участников праздника встречает Дюймовочка.

Примерные этапы КТД

1 этап (Проводит Дюймовочка)

Цветы-это жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы-символ любви и воспоминаний. Про то, как пришли на Землю цветы  в народе вот что сказывают…

Возвращался будто  бы Иван-царевич от Бабы Яги. Доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная дуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в другую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки – цветочки. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича…

А другие, злые и ядовитые – это там, где Баба Яга ступала.

«Сказка – ложь, да в ней намёк», - говорит народ.

Нет на Земле  языка более сокровенного и понятного  сердцу, чем язык цветов. Как часто  один-единственный цветок может сказать  человеку больше, чем самое красноречивое  послание. Говорят, если даришь близкому человеку цветы, слов не надо: в цветах и чувства, и доброта, и залог счастья.

Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным  творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном среди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чём-то своём…

2 этап  «Хоровод сюрпризов».

Команды демонстрируют  друг другу и зрителям своё творчество: дети в масках, коронах, красивых платьях, украшенных цветами, исполняют танцы, показывают костюмы, демонстрируют поделки из цветов, рассказывают о них интересные истории, легенды, сказки.

3 этап  «Хоровод игр».

Дюймовочка  проводит с командами игры.

«Назови цветы»

Дюймовочка  называет букву. Играющие называют цветы, названия которых начинаются с этой буквы. Выигрывает та команда, которая  назовёт больше цветов.

Можно также  желающим играть раздать карандаши  и листки белой бумаги с написанными  на них буквами. Играющие записывают цветы, которые начинаются с указанных на листке букв. Выигрывает та команда, которая назовёт больше цветов на предложенные буквы.

А. Астра, анютины  глазки, акация, амариллис…

В. Василёк, виола, вьюн…

Г. Гвоздика, георгин, герань, гиацинт, гладиолус, гортензия…

К. Каллы, канны, кактус, кувшинка, крокус…

Л. Ландыш, лилия, лотос, лютик, львиный зев…

П. Пион, петуния, примула, подснежник, папоротник…

Р. Роза, ромашка…

«10 шагов»

Представителю каждой команды необходимо сделать 10 шагов, называя на каждый шаг цветок. Побеждает та команда, чей представитель выполнит задание быстрее.

«Загадки»

Команды отгадывают загадки.

Золотое решето чёрных домиков полно – сколько  чёрненьких домиков, столько беленьких  жильцов. (Подсолнух)

Он стоит  в одёжке, как огонь на ножке, станет без одёжки шариком на ножке. (Мак).

Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунет  ветерок – остался стебелёк. (Одуванчик)

Белые горошки  на зелёной ножке. (Ландыш)

Белый лепесток, посредине – желток. Какой это  цветок? (Ромашка)

Фью, фью! – птица распевает

И цветочек расцветает.

И земля глядит на нас

Миллионом синих  глаз. (Фиалка)

Там на грядке яркий  шарик

Днём зажёгся, как фонарик. (Тюльпан)

«Цветок, которого нет»

Командам предлагается задание нарисовать цветок, которого никто никогда на видел и придумать ему название. (Работы выполняются на ватманах).

4 этап  «Хоровод песен и стихов».

Команды по очереди  поют песни и рассказывают стихи  о цветах.

Астры

Осыпаются астры  в садах,

Стройный клён под окошком желтеет;

И холодный туман  на полях

Целый день неподвижно белеет. (И.А.Бунин)

Подснежник

Голубенький чистый

Подснежник  цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок. (А.И.Майков)

Информация о работе Формирование эстетической культуры младших школьников во внеклассной работе