Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:53, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности речи детей разного пола в среднем дошкольном возрасте, обусловленные их гендерной принадлежностью.
Объект – речевая сфера детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Проблема художественно-речевого развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Гендерные характеристики речи в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.3. Особенности развития речевой сферы девочек и мальчиков в период дошкольного детства 10
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 12
2.1. Особенности восприятия детьми художественных произведений в гендерном аспекте 12
2.2. Воспитание интереса к художественной литературе у девочек и мальчиков 20
ЛИТЕРАТУРА 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 30
Как известно, процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и речевого творчества детей дошкольного возраста, показывают, что к среднему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.
В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.
Таким образом, нами выделены задачи исследования по выявлению уровня развития, особенностей и качественных характеристик художественно-речевой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста, обусловленных их гендерной принадлежностью:
– определить уровень интереса к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров;
– выявить уровень гендерной идентичности;
– развивать нравственно-эстетическое отношение к персонажам литературного произведения, эмоциональный отклик и умение дать оценку доступным произведениям искусства;
– развивать желание самостоятельного сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки).
Метод беседы
Задание направлено на выявление особенностей восприятия детьми литературных произведений разных жанров. Детям предлагаются литературные произведения разных жанров: стихотворения Балонского А. «В лесу» и Бунина И. «Листопад» (отрывок), рассказ Пришвина М. «Полянка в лесу» (отрывок), сказка «Три поросенка» в обработке Михалкова С.В. Детям задавались вопросы: «Что тебе прочитали? Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? О чем говорится в … (строчке, столбце)? Как автор называет ... (главного героя, явление природы)?». Ответы протоколировались. За каждый связный и логичный ответ засчитывался один балл, оценивалось умение различать жанр, понимать его специфические особенности, определять тему и основное содержание произведения. Результаты представлены в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1
Имя испытуемого |
Вопрос №1 |
Вопрос №2 |
Вопрос №3 |
Вопрос №4 |
Балашевич Ольга |
0 |
0 |
1 |
0 |
Бедулин Александр |
0 |
1 |
0 |
0 |
Борутенко Артем |
0 |
0 |
0 |
0 |
Войтович Артемий |
0 |
0 |
1 |
0 |
Волченок Полина |
0 |
1 |
0 |
0 |
Гаврюш Екатерина |
1 |
1 |
0 |
0 |
Глебус Софья |
1 |
0 |
0 |
0 |
Голованов Давид |
1 |
1 |
1 |
0 |
Езепова Наташа |
0 |
0 |
1 |
0 |
Иванова Ольга |
0 |
1 |
0 |
0 |
Качан Евгения |
0 |
1 |
1 |
1 |
Козловская Диана |
1 |
1 |
1 |
1 |
Кудласевич Арсений |
1 |
1 |
1 |
0 |
Левушкина Ульяна |
0 |
0 |
1 |
0 |
Новикова Анна |
0 |
1 |
1 |
1 |
Сергеева Светлана |
1 |
1 |
1 |
1 |
Степенец Андрей |
0 |
1 |
1 |
1 |
Столбец Даниил |
0 |
0 |
0 |
0 |
Шеремет Елена |
1 |
1 |
0 |
1 |
Якимук Вера |
1 |
1 |
1 |
1 |
Диаграмма 1
Анализ полученных результатов показывает, что речевое поведение девочек достаточно активно и основано на самостоятельном осуществлении речевой деятельности (старались отвечать полнее, объёмнее). В их речи преобладает аффективный компонент, характерна большая экспрессия. Речь мальчиков в большей степени носит реактивный характер и детерминирована речевыми актами и помощью взрослого. В их речи преобладает мыслительный и когнитивный компоненты, что доказывает большая степень аргументации ответов.
Также анализ ответов детей показывает, что у них полностью не сформированы четкие представления о жанровых особенностях литературных произведений. Наиболее близким и понятным детям жанром в среднем дошкольном возрасте является сказка.
Методика «Рассказ на заданную тему» была использована нами для анализа связной речи детей, используя выразительные средства. Как гендерно нейтральная нами была определена тема «Любимая игрушка». При выявлении особенностей развития речи девочек и мальчиков учитывались следующие параметры лексического, морфологического и синтаксического уровней текстов: общий объем высказывания, коэффициент лексического разнообразия, представленность различных частей речи, количество и виды используемых предложений. Кроме того, анализировался и смысловой уровень детских рассказов, представленность в них гендерных норм и стереотипов поведения. Результаты представлены в виде диаграмм и таблицы, где отражены количественные показатели.
Общее количество слов в рассказе:
Диаграмма 2
Мальчики |
Девочки | ||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
|||
9 |
10 |
||
6 |
4 |
||
0 |
5 |
||
2 |
8 |
||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
|||
13 |
2 |
||
8 |
14 |
||
0 |
3 |
||
3 |
10 |
||
ГЛАГОЛ |
|||
7 |
4 |
||
3 |
6 |
||
0 |
1 |
||
2 |
5 |
||