Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:53, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности речи детей разного пола в среднем дошкольном возрасте, обусловленные их гендерной принадлежностью.
Объект – речевая сфера детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Проблема художественно-речевого развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Гендерные характеристики речи в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.3. Особенности развития речевой сферы девочек и мальчиков в период дошкольного детства 10
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 12
2.1. Особенности восприятия детьми художественных произведений в гендерном аспекте 12
2.2. Воспитание интереса к художественной литературе у девочек и мальчиков 20
ЛИТЕРАТУРА 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 30
Также определено, что при отборе педагогом материала для работы с детьми дошкольного возраста по художественно-речевому развитию следует учитывать следующее: информация, заложенная в художественных произведениях, должна формировать яркие, зримые, конкретные образы, то есть обязательное условие – изобразительность и выразительность художественного образа.
Гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтвердилась – речь детей дошкольного возраста, наряду с возрастными и индивидуальными, отличается и определенными гендерными особенностями.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№ |
СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ |
ГЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ |
1. |
Специально организованное обучение (занятия) |
1.1. гендерное содержание занятий, упражнений; 1.2. активизация мальчиков и 1.3. учет опыта мальчиков и девочек |
2. |
Среда обучения |
2.1. благоприятен ли климат для мальчиков и девочек; 2.2. признание равенства опытов мальчиков и девочек; 3.4. позитивная трансляция гендерного опыта педагога |
3. |
Игровая деятельность |
3.1. распределение ролей; 3.2. гендерная составляющая игр; 3.3. % игр, ориентированных на мальчиков и девочек; 3.4. количество игрушек для |
4. |
Физиологическая среда |
4.1. доступность удовлетворения 4.2. организация сна, питания и т.д. |
6. |
Взаимоотношения:
-ребенок ← ребенок; →
-ребенок ← воспитатель; →
-ребенок ← родитель; →
-ребенок ← др. взрослый →
|
6.1. возможности ребенка строить гендерно окрашенные отношения; 6.2. учет воспитателем гендерных составляющих взаимоотношений с ребенком; 6.3. гендерная компетентность родителей в построении взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента); |
9. |
Репрезентированность гендерных навыков, умений, представлений как компетентность девочек и мальчиков |
9.1. гендерное поведение мальчиков; 9.2. гендерное поведение девочек |
12. |
Дидактический материал |
12.1. гендерное содержание методического материала; 12.2. гендерное содержание пособий, книг для детей дошкольного возраста 12.3. иллюстрации в учебно- 12.4. гендерно-сенситивная направленность методических пособий и книг |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Определение. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, изложенная кратко и доступно для восприятия.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».
Рисунок 2
Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с педагогом (на ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?».
Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы.
Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изображение курицы вот так, стрелками можно показать действие «бил-бил не разбил», слезы – маленькими точками.
Через сказку дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.
Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления складывается наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(Игроки делятся на 3 команды, согласно возраста группы детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)
Разминка: