Ценностное отношение к здоровому образу жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:10, статья

Краткое описание

Аннотация. Авторы раскрывают предпосылки необходимости формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни, обращают внимание на особенности ценностных ориентаций студентов вуза. Представлен анализ результатов анкетирования исследуемой аудитории и выделены основные компоненты здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровье, ценностные ориентации, здоровьесберегающая компетентность, здоровьесберегающая ответственность.
К началу XXI века нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной со здоровым образом жизни, поскольку здоровый образ жизни - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Вложенные файлы: 1 файл

статья Кардашова.docx

— 21.59 Кб (Скачать файл)

    ЦЕННОСТНЫЕ  ОРИЕНТАЦИИ И ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

    Кардашова Елена Ивановна

    Калмыцкий государственный  университет

    Магистр 2 г.о. Педагогическое образование

    г.Элиста

    Панькин Аркадий Борисович

    Научный руководитель

    Калмыцкий государственный  университет

    Доктор  педагогических наук, профессор

    г.Элиста.

     Аннотация. Авторы раскрывают предпосылки необходимости формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни, обращают внимание на особенности ценностных ориентаций студентов вуза. Представлен анализ результатов анкетирования исследуемой аудитории и выделены основные компоненты здорового образа жизни.

     Ключевые  слова: здоровье, ценностные ориентации, здоровьесберегающая компетентность, здоровьесберегающая ответственность.

      К началу XXI века нельзя найти ни одной  сферы человеческой деятельности, не связанной со здоровым образом жизни, поскольку здоровый образ жизни - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого  человека в отдельности.

      Актуальность  изучения проблемы формирования отношения  у студентов к здоровому образу жизни как ценности в широком  социокультурном аспекте обусловлена спецификой социально-профессиональной группы, особенностями ее положения и роли в обществе. Важнейшая роль в решении этой задачи отводится системе высшего образования с возможностью поэтапной реализации обозначенных проблем и учета возрастных и психологических особенностей студентов. Большое значение для формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни как ценности имеют общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины и физическая культура в частности [1,с.40].

      Студенческий  возраст – заключительный этап поступательного  возрастного развития психологических  возможностей организма. С этой точки  зрения нам интересно было определить особенности ценностных ориентаций студентов вуза, учитывая степень  сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и направленность личности. Для изучения особенностей системы ценностных ориентаций личности студентов была использована методика М. Рокича в адаптации А.А. Гоштаутаса, А.А. Семенова, В.А. Ядова. Методика определения ценностных ориентаций заключается в перечислении 18 основных ценностей жизни, актуальных для современного человека. В зависимости от балльного значения каждой ценности они распределяются по шкале значимости в иерархической структуре ценностных ориентации личности. Ценности, составляющие вершину этой структуры, определяют основную ориентацию на те или иные цели деятельности. Ценности, расположенные в нижней части иерархической пирамиды, показывают незначимость целей для данного человека. Ценности, сгруппированные в середине структуры, малоинформативные, для них характерно изменение своего рангового места в зависимости от образа жизни и условий жизнедеятельности [2].

      Согласно  результатам исследований 2010 года, в шкале ценностных приоритетов  у студентов Калмыцкого государственного университета “здоровье” занимает лишь третье место.

      Изучение  ценностных ориентаций студентов проводилось  нами на базе Калмыцкого государственного педагогического университета в 2010 году. Нами было обследовано 90 студентов I курса по методике Рокича–Ядова[3,с.110]. Полученные данные были изучены и обработаны с помощью статистических и математических методов исследования. В результате исследований ценностных ориентаций студентов Калмыцкого государственного университета иерархия ценностей выстроилась следующим образом: 1) «материально обеспеченная жизнь»; 2) «наличие хороших и верных друзей»; 3) «здоровье»; 4) «уверенность в себе»; 5) «счастливая семейная жизнь»; 6) «активная деятельная жизнь»; 7) «любовь»; 8) «интересная работа»; «равенство»; 9) «свобода как независимость в суждениях и поступках»; 10) «жизненная мудрость»; 11) «развитие»; 12) «продуктивная жизнь»; 13) «общественное признание»; 14) «познание»; 15) «развлечения»; 16) «творчество»; 17) «счастье других»; 18) «красота природы и искусства». Анализ исследования ценностных ориентаций студентов университета показывает, что в иерархии ценностей студентов такая ценность, как «здоровье», явно не доминирует, хотя и входит в иерархическое ядро ценностей у большинства респондентов.

      Для определения теоретической здоровьесберегающей компетентности исследуемой аудитории мы предложили студентам перечислить компоненты здорового образа жизни. В результате выяснилось, что студенты первых курсов в основном обладают поверхностными знаниями в данной области. Так, студентами были обозначены следующие компоненты ЗОЖ: отказ от курения (100%), занятия физической культурой (88%), отказ от употребления алкоголя (76%), рациональное питание (72%), гигиена организма (69%), закаливание (58%), отказ от употребления наркотических веществ (48%), соблюдение режима дня (43%), эмоциональное и психическое равновесие (12%). Никто из респондентов не отметил компоненты, связанные с окружающей средой, с экологией, иногда студенты указывали компонент – отказ от вредных привычек, не конкретизируя от каких.

      Анализ  результатов данного анкетирования  позволил условно определить три  группы студентов по уровню здоровьесберегающих знаний:

      К высокому уровню сформированности здоровьесберегающей ответственности мы отнесли студентов с достаточными знаниями в области здорового образа жизни, пониманием его сущности и применением на практике.

      Студенты  со средним уровнем характеризуются воспроизведением знаний о здоровье и здоровом образе жизни, но на практике опыт самостоятельной здоровьесберегающей деятельности невелик.

      Группа  студентов с низким уровнем отмечается поверхностными знаниями о здоровом образе жизни.

      Предпосылками необходимости формирования у студентов  ценностно-смыслового отношения к  здоровому образу жизни в процессе их профессиональной подготовки являются:

  • отсутствие у студентов бережного отношения к своему здоровью;
  • отсутствие необходимости, потребности, долга перед самим собой следить за своим здоровьем;
  • отсутствие привычки вести здоровый образ жизни;
  • недостаточная база знаний о психическом и физическом здоровье, о здоровом образе жизни, о формах и методах укрепления и сохранения здоровья, о правилах ведения здорового образа жизни;
  • несформированность умений использовать знания о здоровье на практике, решать оздоровительные задачи, вести здоровый образ жизни, отсутствие опыта ведения здорового образа жизни;
  • невысокий рейтинг здоровья в системе ценностных ориентаций.

     В заключение отметим, что конкретные характеристики и закономерности процесса формирования системы ценностных ориентаций личности определяются действием различных внутренних и внешних факторов: уровнем развития когнитивной и деятельностной сферы, особенностями социальной среды, характером и формой психологического воздействия. Указанные действующие факторы, которые могут быть общими или различными для каждого отдельного человека, составляют в совокупности фон, на котором реализуется та или иная деятельность.

    Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. – М., 1990.– 84 с.
  2. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография / Л.П. Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2001.
  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара, 1995. – 330 с.

Информация о работе Ценностное отношение к здоровому образу жизни