Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 18:16, курсовая работа
Анализ действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о неоднородности взглядов их составителей на вопрос учета возрастных особенностей развития физических качеств и формирования основ здорового образа жизни ребенка (С.С. Солодков, В.А. Бауэр и др. ). Авторами делаются попытки решить вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований (Т.М. Максимова, Л.С. Годинова, Н.И. Латышевская, В.А. Балуева и др.).
Введение…………………………………………………………...(2-5стр.)
Глава 1.Теоретико-методологические основы формирования здо-рового образа жизни
1.1Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности (6-12стр.)
1.2 Факторы, обеспечивающие функционирование системы формиро-вания здорового образа жизни………………………………………(12-15стр.)
Глава 2.Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ
2.1 Диагностика состояния здоровья и уровня физической культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………(16-19стр.)
2.2 Содержание педагогической деятельности по формированию цен-ностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….(19-26стр.)
2.3 Результаты работы по формированию ценностного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни ………………(26-29стр.)
Заключение…………………………………………………………30стр.
Список литературы……………………………………………(
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни
1.1 Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности (6-12стр.)
1.2 Факторы, обеспечивающие функционирование
системы формирования здорового образа
жизни………………………………………(12-15стр.
Глава 2. Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ
2.1 Диагностика состояния здоровья и уровня
физической культуры детей старшего дошкольного
возраста…………………………………(16-
2.2 Содержание педагогической деятельности
по формированию ценностного отношения
к здоровью и здоровому образу жизни у
детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….(
2.3 Результаты работы по формированию ценностного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни ………………(26-29стр.)
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………(
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность. Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития.
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную (Е.Н. Вавилова, И.А. Аршавский, Ю.П. Лисицын, Ю.Ф. Змановский, В.В. Марков и др.).
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 % до 15,1 %) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (2-я группа - с 60,9 % до 67,6 %) и хронические заболевания (3-я группа - с 15,9 % до 17,3 %). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей (Е.Г. Мильнер; Г.А. Пономарева, Т.Я. Спицина, В.Н. Кордашенко, Ю.А. Смирнов, О.В. Морозова, 2000; О.В. Виноградская и др.). В настоящее время ведется активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию и укреплению здоровья дошкольников, не требующих особых материальных затрат и рассчитанных как на коммерческие, так и на государственные дошкольные учреждения.
Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования, на наш взгляд, является системная интеграция психолого-педагогических и естественных наук с целью создания единого информационного пространства для обучения основам здорового образа жизни, формирования мотивации к нему и коррекции нарушенных функций детей дошкольного возраста.
Следует подчеркнуть немногочисленность серьезных исследований, представляющих процесс формирования здорового образа жизни как комплексную проблему, решение которой может быть осуществлено только при интегральном подходе, с использованием достижений многих наук: философии, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, медицины и других (Н.В. Седых, Н.А. Фомина и др.). При этом физическая культура должна взять на себя роль интегратора, так как по способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека она является исключительным фактором. Любая из ценностей физической культуры, в той или иной мере, «работает» на здоровье человека.
Анализ действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о неоднородности взглядов их составителей на вопрос учета возрастных особенностей развития физических качеств и формирования основ здорового образа жизни ребенка (С.С. Солодков, В.А. Бауэр и др. ). Авторами делаются попытки решить вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований (Т.М. Максимова, Л.С. Годинова, Н.И. Латышевская, В.А. Балуева и др.). Однако до сих пор еще не сформирована единая система, которая, наряду с созданием необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка, способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию и овладению основами ЗОЖ, обеспечивает возможность практического освоения навыков сохранения и укрепления физического здоровья.
Технологии и программы дошкольного воспитания не уделяют должного внимания обучению дошкольников ценностям и навыкам здорового образа жизни, предлагая стандартный набор средств, среди которых: основные движения (ходьба, бег, лазание, перелезание, прыжки, переноска предметов и т.д.), упражнения для развития физических качеств, подвижные игры; в старшей и подготовительной группах – упражнения с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки).
Таким образом, актуальность моего опыта определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества в течение всей их учебной и трудовой деятельности; необходимостью создания целостной педагогической системы формирования здорового образа жизни, как ценности культуры личности, где дошкольное образование занимает ключевую позицию. Попыткой решения указанной проблемы является наш опыт работы в условиях дошкольного учреждения.
Цель - разработка педагогической системы формирования ценностного отношения здоровому образу жизни детей в процессе физического воспитания в ДОУ.
Объект исследования - процесс физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - педагогическая система (цель, содержание средства, методы, формы организации физического воспитания), обеспечивающая формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Педагогическая система формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни дошкольников в процессе физического воспитания в ДОУ будет педагогически целесообразной и эффективной, если главной целью педагогических мероприятий станет воспитание у детей внутренней потребности к активной двигательной деятельности и выработка позитивной мотивации к ценностям здорового образа жизни.
Задачи:
1. Изучить теоретико-
2. Провести диагностику
3. Спроектировать педагогическую систему, обеспечивающую формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
Теоретико-методологическая основа опыта работы:
- деятельностный подход (А.Н. Леонтьеви др.),
-системный подход (В.П. Беспалько, В.Н. Волкова, А.А. Денисови др.);
- основные
положения и принципы
- идеи
оздоровительно-развивающей
Теоретические положения об основах здоровья и здорового образе жизни (В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И Лубышева и др.);
- идеи здоровьеформирующей и здоровьесберегающей и здоровьетворящей педагогики (П.Ф. Лесгафт, В.В. Давыдов, Л.В. Абдульманова, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, Л.В.Абдульманова, Т.Н.Таран и др.).
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования здорового образа жизни
1.1 Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности
Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования культуры здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни.
Отчасти это связано с тем, что данный вопрос раскрывается с позиции более высокого уровня теории культуры. В литературе же присутствуют зачастую противоречивые взгляды на культуру. «Культурой» называют как определенные виды деятельности человека, так и средства, методы, созданные в обществе, а так же результаты, представляющие ценность, как для личности, так и для общества в целом. Человек же по отношению к культуре представляется как ее носитель, потребитель, созидатель.
В своем опыте работы мы используем следующее понятие культуры. «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [10].
Проблемы определения сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни связанны, отчасти, с неоднозначностью в истолковании сущности понятия «здоровье», являющегося основной категорией в проблеме здоровый образ жизни. Разнообразие в определении этого понятия есть отражение неоднозначности самого человека, многообразия его природы. Ведь человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне: поведение, восприятие, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди совершенно по разному отражают действительность. Но самое, пожалуй, главное то, что один и тот же человек на одно и тоже воздействие в разные периоды жизни реагирует совершенно по-разному [7]. Здоровье человека - это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.
Здоровье — «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев) [15]. Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития. Образ жизни — совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни [15]. Здоровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие.
Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность (Г.М. Соловьев). По мнению Г.М. Соловьева, культура здорового образа жизни личности — это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье. Укрепление здоровья — система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума [4].
В нашей работе мы исходили из того, что культура здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать его целесообразно в дошкольном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности; формируются движения, осанка, развиваются физические качества. Рассмотрим сущностные характеристики понятий «образ жизни», «здоровье».
На основании анализа этих понятий формулируется рабочее определение «здоровый образ жизни», которое не стоит рассматривать лишь как способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью и на этой основе выбор личностью своего поведения в сферах различной деятельности, позволяющей строить физические, психические и социальные отношения.
В связи с этим, основу методологии формирования здорового образа жизни составляет системный подход. С его позиции любая функциональная система различного уровня организации, в том числе и организм человека, строится по принципу само регуляции. По своей архитектуре каждая функциональная система представляет собой циклическую, замкнутую саморегулирующуюся организацию. Центральным пунктом этой организации является тот или иной полезный для организма приспособительный результат. Пусковым механизмом в цепи процессов само регуляции функциональных систем, приводящих к целенаправленному поведению, является наличие потребностей.
Выступая в качестве определенной структуры поведенческих образов, ориентированных на гармоничное развитие человека, физическая культура и спорт являются важным элементом его образа и стиля жизни. Как показывают результаты опроса, социологические исследования, экспертные оценки и анализ литературных источников, одним из ведущих мотивов занятий физической культурой и спортом является озабоченность своим здоровьем. Однако ценностное отношение человека к физической культуре носит непостоянный характер. Оно меняется в зависимости от циклов и фаз развития жизни, характеризуемых различной двигательной активностью и потребностью в движениях [2].
Являясь мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка, двигательная активность неразрывно связана с процессом обучения навыкам здорового образа жизни. Ведь в современных социальных и экологических условиях весьма важны навыки, позволяющие человеку предохранять свой организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, а также знания, позволяющие сохранить не только свое здоровье, но и здоровье окружающих людей [18].