Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:03, шпаргалка
1. многоуровневая система проф.образования дизайнеров
2. цель и задачи подготовки специалистов – дизайнеров.
3. принципы обучения.
...
28.Художественное конструирование
29. По определению В.Л. Глазычева, проектирование в дизайне – это
1. многоуровневая
система проф.образования
профессиональное образование – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для проф. деятельности. Целью проф. обр-ия является проф. становление личности в области дизайна. Чтобы уровень образования стал современным, необходимо создание системы непрерывного проф. становления дизайнеров. Основной идеей многоуровневой системы проф. обучения является разделение общеобразовательного и проф. образования. Обучающийся сначала получает широкое общее обр-ие, а затем на его основе получает профессию и специальность различного уровня. На основе данной системы выбор профессии более осознан и более высок уровень мотивации проф. обучения. По каждому уровню образования разрабатываются государственные образовательные стандарты. Система проф. обр-ия включает 3 уровня: До профессиональный - это дизайн-студии, отделения дизайна в художественных школах, кружки по дизайну в средних образовательных школах, клубы по интересам, подготовительные курсы для абитуриентов. Задача этого уровня – заложить основы знаний, умений и навыков для дальнейшего обучения. Профессиональный – делится на начальное, среднее и высшее проф. обр-ие. Начальное – проф.тех.училища (в Чебоксарах – Лицей №2, проф.тех.училище №18). Цель этого уровня – подготовка работников квалифицированного труда на базе основного общего образования. Среднее проф. обр-ие – колледжи, училища (Колледж – Академия, Чеб.Худож.Училище). Цель – обучение специалистов среднего уровня (углубление знаний на базе основного, полного общего обр-ия или начального проф. обр-ия). Высшее проф. обр-ие – университеты, академии, институты (ЧГПУ, ЧГУ и т.д.). Цель – подготовка или переподготовка специалистов соответствующего уровня на базе среднего или средне-специального обр-ия. Постпрофессиоанльное - дает возможность повышения уровня образования для фундаментальных исследований науки. Включает: самообразование – изучение литературы, интернета, рынка материалов, посещение курсов; курсы повышения квалификации – аспирантура, докторантура, соискательство, написание учебных пособий. Овладение всеми уровнями проф. образования – достаточно длительный процесс, и обучающийся сравнительно поздно активно включается в полноценную проф. деятельность.
----------
2. цель
и задачи подготовки
Цель – профессиональная подготовка в области дизайн – педагогики; профессиональное становление личности будущего дизайнера, осуществляемое в деятельности. Задачи (по Н.Ф. Талызиной): Экологическая задача – формирование понимания, минимализации негативного воздействия на природу в процессе дизайнерской деятельности. В том числе относятся и задачи непрерывного проф. образования, т.е. непрерывное совершенствование в сфере дизайна, анализ и использование современной информации, планирование и организация деятельности. Специфичные для нашей страны – это задачи, связанные с развитием рыночных отношений (экономическое обоснование дизайнерских проектов, поиск партнеров и финансовых источников, выход на зарубежный рынок); задачи связанные с проблемами межнациональных отношений (учет национальных обычаев и традиций, адекватное реагирование на проявления шовинизма). Собственно – профессиональные задачи – формирование знаний в области дизайна, развитие умений и навыков, развитие положительной мотивации к профессии, развитие творческого отношения к профессии, получение конкретных результатов от деятельности. Русские ученые и инженеры – педагоги (Лысковский, Владимирский, Делл-Вос, Гурнов) сформировали основные требования к профессиональному образованию: соответствие потребностям развивающейся экономики конкурентоспособность подготавливаемых кадров развитие проф.обр-ия на базе общего образования сочетание общего и специального компонентов в содержании проф. Образования практическая направленность обучения и социализация соединение обучения с производственным трудом
-----
3. принципы обучения.
Теоретические
основы проф. обучения базируются на принципах.
Являясь определяющими, принципы служат
ориентиром для организации целей
и задач обучения, способствую
правильной постановке процесса проф.
обучения. На их основе обеспечивается
сознательное. Творческое отношение
учащихся к учебной деятельности
и достижение в ней высоких
результатов, придается творческий
характер процессу обучения, и создаются
оптимальные условия для него.
Принципы: 1- научности 2- системности 3-
преемственности 4-культуросообразности
– изучение наук должно базироваться
и обязательно учитывать
----------
4. содержание
образования и обучения
Содержание образования – это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Содержание образования формируется на основе госстандарта, стандарт того или иного уровня образования предполагает определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития. Один уровень образования отличается от другого и характеризуется структурой, Образование включает в себя: общетехнический блок – основы техники и технологии изучаемой области (черчение, эргономика) отраслевой блок – основы производства, разделения труда и смежные профессии, охрана труда (ДПИ, компьютерные технологии, правоведение, экология) специальный блок – содержит материал необходимый для освоения специальности, в основном практический (физика и химия цвета, рисунок, живопись) профессиональный блок – теоретические знания, необходимые для освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне перепрофилирующий блок – позволяет на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу. Бизнес-блок – знания в области экономики и управления производством Опережающий блок – информационный блок о последних достижениях в изучаемой области наук, значительно отличающийся от среднего уровня по стране. Проектирование содержания проф. обучения осуществляется на 2 уровнях. Сначала на федеральном уровне на основе федерал. компонентов госстандарта, на базе которого формируется блочно-модульная учебная программа ; а затем на ее основе проектируется содержание проф. обучения на региональном уровне в соответствии с конечной целью обучения. При отборе содержания обучения по специальности учитывается, к какой профессии относится специальность, к какому виду деятельности относится данная группа профессий. Анализ отобранного содержания обучения проводится сверху вниз, по уровням. На вершине располагаются знания, соответствующие отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производства или видам деятельности. Средний уровень знаний соответствует группам профессий, нижний – отдельным профессиям и специальностям.
--------
5. Госстандарт высшего проф. образования
Конституцией
РФ и Законом «Об образовании»
устанавливаются
6.Федеральный и региональный
компонент дизайн –
Конституцией
РФ и Законом «Об образовании»
в Российской Федерации устанавливаются
государственные
7.Возрастные особенности
Период позднего детства. Старший дошкольный возраст(5-7лет) период интенсивного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка в пространстве и во времени. Воспринимая предметы и действия с ними , ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, свойства поверхности. Образное мышление- осн. вид мышления дошкольников. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематичные изображения и с умением пользуются ими. Наиболее ярко проявляется соображение. Вначале ребенок не пытается поставить перед собой задачу вообразить. Лишь иногда совершенно неожиданно возникают отдельное возбуждение к этому. Младший школьный возраст (8-12лет). Восприятие и внимание характеризуется устойчивостью, но для всех характерна острая любознательность. Ребенок мыслит образами, формами, красками. У младших школьников как и у дошкольников, можно увидеть большую вариативность в характере творчества. Они украшают свои личные предметы, велосипеды, тетради, книги, записные книжки. Отрочество-средний школьный возраст. Отрочество, подростковый: возрастной период человека от детства до юности ( от 11-12 до 14-15). В отрочестве подростки осваивают графические схемы. Развяты память, творческое мышление,. Развиваются способности необходимые дизайнеру, дети готовы к восприятию знаний в области дизайна. В учреждениях дополнительного образования (домах творчества, студиях, художественных школах), формируютя профессиональные знания. Юность-старший шк. Возраст (16-18) введение на этом этапе обучения допроф. подготовки дополнительных предметов по выбору, факультативных курсов, системы школьных занятий- направлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся. 1-3 курс профессион. Образоват. Учреждения – накопление знаний: вводный курс, на котором учащимся необходимо преобрести навыки для обращения с материалами, формой, цветом. 3-5 курс. Изучение спец. Дисциплин по выбранным специальностям ( дизайн одежды, графич. Дизайн). На данном этапе происходит синтез всех изученных дисциплин. Формируется аналитическое мышление. Стадия взрослости- все проф.ЗУН сформированы. В дальнейшем проф. Деятельности большую роль играет самообразование, непрерывное изучение нов. Технологий, приемов и методов работы, изучение опыта других стран. Курсы повышения квалификации.
9. урок как одна из форм проведения учебных занятий по дизайну. Типы уроков. Дидактичекие, воспитательные, организационные требования к урокам.
Урок(У) - коллектив форма обуч , четко ограничен, временем, планом работы и составом учеников. Типы У. По методам обуч.:У беседа, У лекция, кино У., лаборат. У Пи хар-ру познаватель. деят-ти. У .накопления навыков, фактов, У. образования новых понятий; осмысление уч. Материала По доминирующим дидактическим целям: У. сообщения нов знаний (целью данного типа я-я овлад-е уч-ся нов. мат-лом),Закрепления, контроля знаний, комбинированный. Типология по дидактич, целям: Сообщение нов. знаний: орг. момент, актуализация необходимых знаний, тема, цель, задачи У, объяснение, под вед. итогов и дом. зад. Закрепление: орг. момент, проверка дом. зад., тема цель задачи, выполнение зад. Под контролем учителя, итоги идом.зад. Повторительно-обобщающий: орг момент, тема цель задачи, воспроиэв-е и коррекция ЗУН, обобщение, итоги и дом.эад. Проверка знаний: орг.момент. тема цель задачи, индивид, и фронта, опрос, самост. работа, анализ и оценка выполненных заданий, итоги и дом.зад. Комбинированный: орг момент, проверка дом. зад., тема цели задачи , объяснение нов материала, закрепление, итоги идом.зад. Осн. критериями оценки У. явл. структур решение У; эффективность и целесообразность исл-я методов, средств обуч-я; соотв. содержания целям; активность обучающихся; дидакт. оснащение; степень достижения целей. Формы теоретически подготовил: Лекция (Л) — основ форма обуч-я в вузе, изложение про под-л ем уч. мат-л а в теч. У. (разновидности лекций, как вводная, мотивационная, обзорнаяусга-<всшай).Нэравне с традицией, сущ. такие нетрадиционные Л., как проблемная П., Л. вдвоем, Л.-пресс-конференция. Л.-консультация, Л.-провокация, Л.-диалог и др Семинарское занятие(С.) — это коллект. обсуждение опред темы по заранее подготовленным вопросам. Сущ. разные формы провед-я С.: сообщения и доклады, дискуссии, пресс-конференции и др. Экскурсия — форма обуч , связанная с посещением учебно-производ участков Осн. этапы: подготовка плана, организация и проведение, подвод итогов, Самост. уч. работой принято называть овлад-е уч-ся необх 3 и У-ми путем чтения соответ. литер, подготовки докладов, сообщений, сост-л конспектов и т.п. Конференция — это коллектив, обсуждение опред. научно-практич проблемы. Она требует большой подготовит работы: опред-я темы, формир-я проблем, круга участников, разработки плана проведения, подготовки сборника материалов и т д. Консультация(К) — форма учеб занятия, в процессе кот. обуч-ся получ. ответы преп-лей на конкретные вопросы по тсорстич положениям или аспектам их практич, применения. К. м.б. индивид или групповой. Индивид, занятия провод, с отдельн. уч-ся с целью повышения уровня их подготовки и развития индивид, творч. способностей. Они организуются по отдельному графику или заносятся в расписание.
10. организационные формы
В современной
дидактике организационную
Информация о работе Шпаргалка по "Методике профессионального обучения"