Шпаргалка по "Методике профессионального обучения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:03, шпаргалка

Краткое описание

1. многоуровневая система проф.образования дизайнеров
2. цель и задачи подготовки специалистов – дизайнеров.
3. принципы обучения.
...
28.Художественное конструирование
29. По определению В.Л. Глазычева, проектирование в дизайне – это

Вложенные файлы: 1 файл

МПО ОТВЕТЫ.docx

— 47.42 Кб (Скачать файл)

11. Использование инновационных  технологий обучения на занятиях  по дизайну как один из способов  активизации деятельности студентов  (проблемное, личностно – ориентированное).

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании  приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных  педагогических новшеств. Они охватывают все стороны дидактического процесса: Формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность. К инновационным технологиям  обучения относят интерактивные  технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. Интерактивные технологии обучения В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы  усвоения знаний, фор¬мирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации. В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций). Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоре¬чия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учеб¬ного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мысли¬тельной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обу¬чаемых. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях приближенных к реальным.

12. Контроль знаний и умений  студентов на занятиях по дизайну.

В современном  образовании на 1-ый план выходит  мониторинг ЗУН-ов обучающихся. Контроль за профессиональном становлением и за изменением психологических параметров организма и личностных качеств обучающихся Функции контроля знаний - проверочная, обучающая, развивающая, воспитательная и методическая. Воспитательная функция предполагает воспитание чувства ответственности, приучает к систематическому, ученическому труду. Стимулирует активную регулярную ученическую деятельность. Методическая функция – контроль ЗУН–ов важны для совершенствования работы самого преподавания, контроль позволяет оценивать качества работы преподавателя, его сильные и слабые стороны. Необходимо соблюдать ряд требований к осуществлению контроля. Он должен быть: Планомерным и систематическим (осуществляется в соответствии с запланированным ходом учебного воспитательного процесса). Строится на основных вопросах программы. Объективным, позволяющим установить степень усвоения ЗУН – ий студентами. Объективность проверки определяется факторами: Научной обоснованностью и разработкой целей и содержания обучения Требования к ЗУН-ам студентов. Отбором объектов изучения и наличие запланированного содержания, контроля. Всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения учащихся информации. Охватывать все разделы программы. Контроль не должен ограничываться выявлением того, знают ли студенты усвоенную информацию. Он должен показать умеют ли они пользоваться данной информацией Индивидуальным. Каждый учащийся овладевает ЗУН-ами сообразно своему психо-физиологическому состоянию. Требования предъявляемые студентам должны быть одинаковы, но все-таки должны учитываться индивидуальные качества студентов (природная медлительность, робость, застенчивость, самоуверенность, физические недостатки). Экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок. Педагогически тактичным и осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов или прерывать вопросами. Виды контроля и формы его организации. На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предваритель¬ный, текущий, тематический и итоговый. Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учи¬тель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.

13. Особенности преподавания дизайна  в учебных заведениях нгачального профессионального образования (дизайн студии, школы искусств)

В колледжах  и ПТУ практических занятий больше чем в университетах. В университетах  и институтах больше теории. ПТУ  готовят в основном исполнителей, а ВУЗы – руководителей (мышление шире более научно). Преподавание дизайна  может быть в нескольких направлениях: -реклама –костюм -интерьер… Также  дизайн может быть в качестве вспомогательной  дисциплины (кулинарный техникум)

14. Особенности преподавания дизайна  в учебных заведениях среднего  профессионального образования  (колледж, ПТУ)

В колледжах  и ПТУ практических занятий больше чем в университетах. В университетах  и институтах больше теории. ПТУ  готовят в основном исполнителей, а ВУЗы – руководителей (мышление шире более научно).

Преподавание  дизайна может быть в нескольких направлениях:

-реклама

-костюм

-интерьер…

Также дизайн может быть в качестве вспомогательной  дисциплины (кулинарный техникум)

15. Особенности преподавания основ  дизайна в системе повышения  квалификации.

Цель  и пути повышения профессионализма

Специфика профессиональной деятельности педагога профессионального обучения обусловливает  повышенную значимость его профессионального  роста.

Повышение квалификации является важным звеном непрерывного професси-)нального образования специалистов, стимулирующим их профессиональный юст. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологическо-'о потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специалиста, повы-цая его конкурентоспособность на рынке труда.

Целью повышения  квалификации является рост профессионализма, который южет быть достигнут в процессе решения следующих задач:

мотивирование саморазвития, самообразования, профессионального  роста, карьеры;

повышение компетентности: социальной, экономической, правовой, специ¬альной, экологической и др.;

развитие  психологических свойств, профессионально  важных качеств, кор¬рекции профессиональных форм поведения;

развитие  аутокомпетентности (персональной компетентности) и корректи¬ровка профессионально-психологического профиля специалиста;

формирование  социальной, профессиональной и персональной компе¬тенции;

обеспечение условий саморазвития, самообразования  и самоосуществления личности.

(основные  функции повышения квалификации  сводятся к следующим:

диагностическая — предусматривает определение  склонностей и способно¬стей, выявление уровня подготовленности и индивидуально-психологиче¬ских особенностей с целью обеспечения эффективности повышения квали¬фикации;

компенсаторная  — связана с ликвидацией пробелов в образовании, обуслов¬ленных недополучением знаний преподавателями общетехнических и спе¬циальных предметов и мастерами производственного обучения в процессе их профессионального образования, с устареванием ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-професси¬ональными и педагогическими знаниями и умениями;

адаптационная — развитие информационной культуры, обучение самообра¬зованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий и систем с целью ориентации в деятельности при смене статуса учебного заведения, профиля подготовки, должности, места работы;

познавательная  — обеспечивает удовлетворение информационных, профес¬сиональных и интеллектуальных потребностей личности.

Система повышения квалификации функционирует  в двух направлениях: повышение квалификации работников и профессиональная переподготовка;

17. Методика преподавания основ  бионики

Бионика – раздел формообразования. Изучается  на втором курсе, когда студенты начинают изучать и моделировать объемные формы.

Формообразование  – создание новой содержательной формы

Архитектурная бионика — новое явление в  архитектурной науке и практике. Здесь и возможности поиска новых, функционально оправданных форм, отличающихся красотой и гармонией, и создание новых рациональных конструкций  с одновременным использованием

 удивительных  свойств строительного материала  живой природы, и открытие 

 путей  реализации единства конструирования  и создания объемных форм.

 Объективной  основой гармонии в живой природе  и архитектуре является 

 взаимодействие  функции и формы .

 

Процесс моделирования связан со спецификой научного мышления , не

 отрицающего  объективных законов существования  мира . В живой природе имеет 

 место  самомоделирование живых видов , являющееся в большей мере выражением

 законов  живой природы , но оно не  абсолютно , учитывая все прогрессирующее 

 вмешательство  человека в жизнь живой природы  .

 Переход  к архитектурно - бионическому моделированию осуществляется на этапе решения собственно ахитектурных задач — вначале в принципиальном виде ( например , моделирование какого - либо типа форм , потенциально способных участвовать в решении архитектурных задач ), а затем на предпроектной стадии , в типологической форме ( например , покрытие для бассейна , высотное здание ). Этот этап моделирования можно назвать синтетическим.

Начинать  изучение бионики нужно с рассмотрения уже готовых моделей, созданных  по принципу бионики.

Далее следует  дать задание на разработку какого-либо простого объекта(например светильника)

Этапы работы над заданием:

Выбрать объект живой природы, на основе которого будет осуществляться моделирование

Подробно  изучить этот объект (строение, функционирование, характер движения), выполнить ряд  зарисовок.

Выбрать именно ту характерную особенность, которая будет взята за основу моделирования новой формы и  подробно ее изучить

На основе подробного анализа исходной формы, спроектировать свой объект

Выполнить макет спроектированного объекта

18. Использование личностно ориентированных  технологий обучения в становлении  профессионала-дизайнера.

Основу  организации личностно-ориентированного подхода в обучении составляют концептуальные положения психологов и доминирующей роли деятельности в общении и  формировании личности. В силу этого  учебный процесс должен быть направлен  не только на усвоения знаний, но и на способы усвоения и процесса мышления, на развитие познавательных сил и  творческих способностей. В соответствии с этим в центре обучения должен находиться ученик, его цели, мотивы, интересы, склонности уровень его  облученности и способности. Не стоит  забывать, что субъект и объект воспитания живые люди. Это требует  приспособленности участников коррекции  технологических предписаний и  поведения учителя и ученика  при общем следование принципам, нормам, правилам, заложенным в технологии. Личность воспитателя, равно как  и ученика, является составной частью педагогического процесса, и человеческий фактор в социальных процессах, мастерство воспитателя часто имеет решающее значение.

Концептуальное  положение определяется личностно-ориентированное  обучение.

ученик  – главная фигура учебного процесса, а нее учителя.

 познавательная  деятельность является главной,  учитель помогает ее осуществлять.

приоритетами  в обучении является самостоятельное  приобретение учащимися знаний и  их применение, но не их усвоение как  таковое.

Главными  являются совместные дискуссии, а не натаскивание к очередной контрольной.

При разработке урока, на котором планируется реализовать  личностный подход, необходимо выполнять  следующие требования:

 А.  проработать учебный материал  в содержательном и процессуальном  аспекте с позиции субъективного  опыта ученика и реального  уровня его обученности.

 Б.  постоянно создавать по ходу  учебных занятий ситуацию успеха.

 В.  поощрять высказанные учеником  интересные идеи, гипотезы, версии  и т.д.

 Г.  Привлекать личный опыт учеников  при изучении нового материала.

Информация о работе Шпаргалка по "Методике профессионального обучения"