Шпаргалка по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 13:27, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука. Ее связь с другими науками. Система педагогических наук.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 189.36 Кб (Скачать файл)

4. Методика проведения внеклассного занятия должна отличаться от урока: больше самостоятельности предоставляется самим ученикам: они выступают с докладами, демонстрируют опыты и т. п. Нужно так построить занятие, чтобы вызвать интерес школьников, используя элементы игры, соревнования.

5. Важно уметь правильно оценивать труд учащихся, правильно подводить итоги занятия, чтобы у учащихся осталось чувство удовлетворения своим трудом, желание продолжить другую работу. Оценивая деятельность коллектива, важно помнить и об индивидуальной оценке деятельности каждого.

6. Любое внеклассное занятие нужно готовить на основе заранее продуманного и утвержденного учителем плана. План мероприятия необходимо обязательно согласовать с дирекцией школы, потому что это связано с выделением помещения и вторжением в режим школьника.

7. Воспитательный эффект мероприятия будет достаточно высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам ученик, если при подготовке к нему он проявит творчество и выдумку.

2.    Педагогика как практика: специфика, проблемы.

 

Практика в широком смысле понимается как деятельность людей, обеспечивающая развитие общества. В общей структуре активности человека педагогическая практика представляет собой один из ее видов. То есть педагогика носит «деятельностный» характер.

Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность. Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознает педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого.

Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека. В жизни встречаются различные педагогические проблемы формирование гуманного и гармонично развитого человека, выработка эффективных приемов адаптации к изменяющимся жизненным условиям, подготовка школьника, стремящегося к новым знаниям.

Педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек--человек».

Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности. То есть педагогическая задача –это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.

Все педагогические задачи делятся на два больших класса: задачи по обучению и задачи по воспитанию человека.

Каждый из основных классов подразделяется на группы задач. Например, задачи обучения - это изложение материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов пересказа книги, отработка навыка работы с компьютером в программе Internet.

Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.

В отличие от педагогических, функциональные задачи связаны с реализацией профессиональной функции педагога. Примерами функциональных задач являются – чтение лекции, проведение беседы со студентами по проблемам экономики и политики в России, организация математического кружка или спортивной секции.

Выделяют профессиональное и непрофессиональное решение педагогической проблемы или задачи. Профессиональное решение педагогической задачи характеризуется тем, что при анализе ситуации педагог сознательно опирается на определенную систему правил и требований. Он целенаправленно выбирает из «арсенала» педагогической науки и практики эффективные средства для решения данной задачи применительно к конкретным условиям. Одновременно педагог планирует порядок своих действий и поступков. В завершение проделанной работы он с позиции психологической науки анализирует данные о происшедших с человеком изменениях.

Для профессионального решения педагогических задач надо специально готовиться, овладевая особенностями работы в области образования и воспитания человека. Профессиональный опыт и мастерство обретаются в ходе решения педагогических задач. Для педагога-профессионала значимы следующие вопросы: как провести проблемный урок, как разработать новую или совершенствовать известную образовательную программу, как сочетать групповую, коллективную и индивидуальную работу учащихся на уроке, как обеспечить в ходе занятия развитие творческих способностей, как стимулировать интерес к учебному предмету.

Современный педагог выполняет гностическую, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, диагностическую, корректирующую и контрольно-оценочную профессиональные функции.

Виды педагогической деятельности, которые практикуются сегодня подразделяются в зависимости от типа педагогической задачи:

1) практическая  деятельность по обучению и  воспитанию человека;

2) методическая  деятельность специалиста по  изложению материалов педагогической  науки педагогическим работникам  различных учреждений (связана с  методикой учебного предмета  или с методикой проведения  воспитательной работы в школе);

3) управленческая  деятельность руководителей образовательной  системы;

4) научно-педагогическая  деятельность (научно-исследовательская).

Компонентами педагогической деятельности являются цель, средства ее достижения, результат, а также ее объект и субъекты.

По объектам и субъектам деятельности:

1) субъектом является  учитель или воспитатель, объектом  – ученик, воспитанник, группа или  учебный коллектив;

2) субъектом является  педагог-методист, объектом – педагоги-практики;

3) субъектом является  администрация образовательного  учреждения, объектом – учитель, воспитатель, ученик, воспитанник, коллектив  педагогов-практиков и ученический  коллектив;

4) субъектом выступает  ученый-педагог, объектом – вся  сфера педагогической деятельности  в целом (вся педагогическая теория  и практика).

По целям:

1) передача жизненного  и культурного опыта от старшего  поколения к младшему;

2) сообщение научных  открытий, передача передового педагогического  опыта и инноваций широкой  педагогической общественности;

3) управление работой  педагогов-практиков;

4) поиск и разработка  новых педагогических знаний  в области совершенствования 1,2,3.

По средствам достижения цели:

1) методы и приемы  обучения или воспитания, наглядные  и технические средства;

2) научно-методические  семинары, конференции, распространение  специальной литературы, внедрение  достижений науки и практики, обмен опытом;

3) методы и приемы  управления коллективом, способы  делегирования полномочий, коллективное  сотрудничество, индивидуальная работа  с педагогами, родителями, учениками;

4) методы научного  познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий).

Результатом педагогического труда является актуализация и развитие психических новообразований у ученика, воспитанника или у педагога, а также совершенствование способов их деятельности.

По результатам:

1) обученный, воспитанный  и образованный человек;

2) педагог с развитым  научным мышлением, специалист в сфере теоретических изысканий и открытий, касающихся проблем и методов обучения, воспитания и развития человека. Профессионал, способный учитывать и совмещать теорию с приемами и современными технологиями практической работы. Иначе говоря, компетентный и творческий педагог-практик, включенный в инновационный процесс;

3) развитый и  творчески работающий педагогический  коллектив, добивающийся серьезных  результатов в практической работе, постоянно повышающий рост своих  знаний и обеспечивающий высокое  качество образования и воспитания  учащихся в данной образовательной  системе;

4) новое педагогическое  знание – в виде законов, принципов, новых систем, технологий, методов, правил, форм организации процессов обучения и воспитания.

На самом деле педагогическая деятельность является совместной и строится по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей их поведения.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"