Шпаргалка по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 13:27, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука. Ее связь с другими науками. Система педагогических наук.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 189.36 Кб (Скачать файл)

 

15.   Содержание образования в современных условиях. Базисный учебный план.

 

 





Учебный план общеобразовательной школы – это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным этапам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой – сами являются предпосылкой для реализации. Разработка учебных планов – одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики.

Учебный план общеобразовательной школы – это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным этапам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой – сами являются предпосылкой для реализации. Разработка учебных планов – одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики.

Разработка учебных планов общеобразовательной школы и их совершенствование ведется по двум направлениям:

1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в общественной жизни.

2. Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Ведутся поиски баланса между разными компонентами образования – обязательными и элективными, между циклами учебных предметов.

Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон РФ об образовании дает школам право составлять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школьных учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предметов, выражающее некоторую специализацию по направлениям естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору (факультативы) Дифференцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, поскольку напрямую влияет на развитие личности и полноту образования

В 1993 году Министерство образования РФ (авторский коллектив под рук. В.С. Леднева и М.Р. Леонтьевой) разработало Базисный учебный план средней общеобразовательной школы.

Это основной государственный нормативный документ являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Для полной средней школы государственный стандарт утвержден Министерством образования. Этот стандарт представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер.

Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Рабочий учебный план школы утверждается ежегодно советом школы.

Базисный учебный план свидетельствует о том, что содержание образования учебного заведения любого типа отражает деление образования на фундаментальное и технологическое.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности.

Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:

·      обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

·      обязательные занятия по выбору;

·      факультативные занятия.

В учебном плане выделяются федеральный, национально-региональный и школьный (местный) компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия).

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, биология, трудовая подготовка).

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст. 32, п.2 Закона «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

Базисный учебный план общеобразовательной школы, как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

а) продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

б) недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;

в) максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

г) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).

Таким образом, Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, являясь частью государственного стандарта, составляет основу основ региональных и школьных (местных) учебных планов и тем самым обеспечивает преемственность в образовательной политике на всем образовательном пространстве страны.

Базисный учебный план определяет:

1) обязательный минимальный перечень общеобразовательных областей и предметов, а также минимально необходимое время на их изучение;

2) максимально допустимую учебную нагрузку учащихся по классам;

3) примерное соотношение между федеральным и национально-региональным компонентами содержания, а также количество часов школьного компонента, отводимых для выбора самой школе в соответствии с ее возможностями, особенностями и запросами территории, где она расположена.

Государственный стандарт среднего образования состоит, таким образом, из трех компонентов: федерального, национально-регионального и школьного.

Федеральный компонент содержит нормы и требования, обеспечивающие единство образовательного пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Сюда входят единые образовательные цензы (по уровням образования), общее (инвариантное) содержание программ для всех территорий и всех учреждений, дающих среднее образование.

Национально-региональный компонент составляют нормы, во многом отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды региона. Они связаны с изучением родного языка, истории и географии края, народного искусства, ремесел и других особенностей уклада жизни в той или иной территории.

Школьный компонент должен учесть и отразить запросы населения, экономики, социальной сферы конкретного поселения или микрорайона.

Стандарт среднего образования на федеральном и национально-региональном уровнях включает: описание содержания образования на каждой его ступени, которое государство обязано предоставить обучающемуся; требования к минимально необходимому уровню образования (владение понятиями, научными положениями, способами деятельности и т.д.); максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

В стандартах высшего образования особенно выделяются владение фундаментальными научными знаниями (теориями), владение современными социальными и производственными технологиями и знание перспективных проблем развития общества.

16.   Учебные заведения повышенного типа. Гимназия: общая характеристика

Прямыми задачами образовательного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.

В Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразовательных учреждений (распоряжение премьера Правительства Москвы от 19 февраля 1996 г. № 151-РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад-школа» и др.

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V–ХI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков.

17.   Лицеи, колледжи, инновационные и авторские школы.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений, или, точнее говоря, на основе обогащения, видоизменения этих систем на базе инновационного развития и частичного изменения традиционных целей, содержания и средств образования.

Особую роль в социальной жизни и в развитии системы образования СССР, а затем России и стран СНГ сыграла блестящая плеяда педагогов-новаторов, получивших мировую известность в 80 – 90-е годы XX в.: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, А.А. Захаренко, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, В.А. Караковский, М.П. Щетинин, С.Н. Лысенкова и некоторые другие. Очень разные по творческому стилю, по темпераменту, эти педагоги были едины в стремлении помочь ребенку, выйти на сотрудничество с ним, раскрыть его способности, помочь ему в самореализации. Заслуга педагогов-новаторов 60–90-х годов заключается в том, что они проторили дорогу демократическим преобразованиям в нашей школе, укрепили в ней позиции гуманного отношения и сотрудничества с детьми. Причем они пытались в определенной степени обеспечить опережающую роль образования в демократизации общества. Кроме того, они на деле доказали право учителя на творческие поиски, на педагогический эксперимент, на собственную педагогическую систему.

Весьма плодотворным было и развившееся вслед за поисками учителей-новаторов массовое инновационное движение последнего десятилетия XX в., когда в России произошел трудный, болезненный, но назревавший поворот к рыночной экономике и демократии. Инновационная деятельность осуществлялась и продолжает осуществляться по многим направлениям, затрагивая все аспекты функционирования школы:

·      содержание образования в различных типах учебных заведений;

·      технологии, принципы, методы, формы, приемы и средства обучения и воспитания;

·      организацию учебно-воспитательного процесса;

·      систему управления школой.

Именно на основе инновационных процессов произошла диверсификация (переход к разнообразию типов, уровней, профилей) образования. Появилась реальная возможность выбора типов учебных заведений, профиля и уровня обучения.

Инновационный характер образования, развитие педагогического творчества, гуманизация и диверсификация образования ярко проявились в создании школ, которые сначала были названы альтернативными (т. е. противоположными, противостоящими традиционному типу школы), а затем получили название авторских. Сам термин «авторские школы» стал употребляться с конца 80-х годов, хотя фактически в истории педагогики можно выделить много ярких авторских школ (И. Песталоцци, Л. Толстого, Р. Штайнера, Я. Корчака, Э. Костяшкина, В. Сухомлинского, А. Захаренко и других).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"