Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 13:27, шпаргалка
Краткое описание
1. Педагогика как наука. Ее связь с другими науками. Система педагогических наук. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.
Современную дидактику, принципы
которой лежат в основе практической педагогической
деятельности, характеризуют следующие
особенности:
1. Методологическую основу ее
составляют объективные закономерности
философии познания (гносеологии), материализм,
благодаря чему современная дидактика
смогла преодолеть односторонний подход
к анализу и интерпретации процесса обучения,
характерный для философских систем прагматизма,
рационализма, эмпиризма, технократизма.
Нынешняя ее концепция основывается на
системном подходе к пониманию процесса
обучения, согласно которому чувственное
восприятие, понимание и усвоение знаний,
практическая верификация приобретенных
знаний и умений должны быть органически
слиты в познавательном процессе, учебной
деятельности. Выдвигая требование параллельного
развития и одновременного взаимодействия
чувств, мышления и практической деятельности
в познании, современная дидактическая
система стремится к ликвидации типичного
для гербартианства и прогрессивизма
противоречия между теорией и практикой,
между знаниями и умениями, между способностями
к описанию и изменению действительности
и, наконец, между объемами знаний, получаемых
целиком от учителя и приобретаемых учащимися
самостоятельно.
2. В современной дидактической
системе сущность обучения не сводится
ни к передаче учащимся готовых знаний,
ни к самостоятельному преодолению затруднений,
ни к собственным открытиям учащихся.
Ее отличает разумное сочетание педагогического
управления с собственной инициативой
и самостоятельностью, активностью школьников.
Современная дидактика стремится к разумному
рационализму. Ее кредо и главная цель –
выводить учащихся на заданный уровень
обучения с минимальными затратами времени,
сил, средств.
3. Иным стал подход к определению содержания
обучения, изменились принципы формирования
учебных планов и программ, составления
учебных курсов. Гербартисты, разрабатывая
программы, вообще не учитывали запросы,
потребности и интересы учащихся, переоценивали
значение «книжного знания» для интеллектуального
развития, а прогрессивисты, формируя
стратегию обучения, больше полагались
на спонтанные интересы и ситуативную
активность учащихся. В результате программы
определяли лишь общие контуры образования,
а отдельные учебные предметы появлялись
лишь в старших классах. Такой подход имел
как положительные, так и отрицательные
стороны. Хорошим в нем было то, что учащиеся,
работая самостоятельно и без спешки,
получали основательную подготовку в
избранной области, но их образование,
ограниченное узким кругом проблем, было
неполным и несистематичным. Положительные
качества прежних программ новая дидактика
стремится сохранять и приумножать. Одновременно
углубляются процессы интеграции учебных
курсов, адаптации их к самым разнообразным
потребностям и интересам учащихся.
В них очевидна тенденция сращивания
классической теории Коменского – Гербарта
с прогрессивистской теорией Дьюи и новейшими
теориями обучения. Это свидетельствует
о том, что все добытое предшествующими
поколениями педагогов не отрицается,
а включается в более поздние теории.
12. Образовательная
функция обучения. Развивающая функция
обучения.
Философия определяет функции
как внешние проявления свойств какого-либо
объекта в данной системе. С этой точки
зрения, функции процесса обучения являются
его свойствами, знания которых обогащает
наше представление о нем и позволяет
сделать его более эффективным.
Дидактика выделяет три функции
процесса обучения: образовательную, развивающую
и воспитательную.
Образовательная
функция состоит в том, что процесс
обучения направлен, прежде всего, на формирование
знаний, умений и навыков, опыта творческой
деятельности. Знание в педагогике определяется
как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение
фактов науки, понятий, правил, законов,
теорий. Усвоенные, интериоризованные
знания, согласно выводам ученых, характеризуются
полнотой, системностью, осознанностью
и действенностью. Это значит, что в процессе
обучения ученики получают необходимые
фундаментальные сведения по основам
наук и видам деятельности, представленные
в определенной системе, упорядоченные,
при условии, что учащиеся осознают объем
и структуру своих знаний и умений ими
оперировать в учебных и практических
ситуациях.
Анализ образовательной функции
обучения естественно ведет к выделению
и описанию тесно связанной с ней развивающей
функции. Развивающая
функция обучения обозначает то, что
в процессе обучения, усвоения знаний
происходит развитие обучаемого. Это развитие
происходит во всех направлениях: развитие
речи, мышления, сенсорной и двигательной
сфер личности, эмоционально-волевой и
потребностно-мотивационной области.
Развивающая функция обучения по существу
составляет проблему взаимоотношения
обучения и развития – один из острейших
вопросов в психологии и современной дидактике.
Отечественной психологической школой
и педагогическими исследованиями установлено,
что обучение выступает как источник,
средство развития личности. Один из важнейших
законов психологии, сформулированный
Л.С. Выготским, утверждает, что обучение
ведет за собой развитие. Можно сказать,
что всякое обучение развивает благодаря,
в первую очередь, содержанию образования
и, во вторую, благодаря тому, что учение
является деятельностью. А личность, как
известно из психологии, развивается в
процессе деятельности.
Развивающая функция обучения
реализуется в ряде специальных технологий
или методических систем, преследующих
именно цели развития личности.
Надо отметить, что развитие
сенсорной, двигательной, эмоциональной
сфер личности в обучении отстает от интеллектуального
развития. Между тем очень важно, чтобы
в процессе обучения развивалась способность
тонко и точно воспринимать свойства и
явления окружающего мира: пространство,
свет, цвет, звук, движение, т. е. чтобы ученик
овладел глубиной и диапазоном восприятия
своих органов чувств.
Развитие двигательной сферы
ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны,
формировать произвольные сложные движения
в учении, труде, игре. С другой стороны,
следует обеспечить активное и всестороннее
физическое развитие школьников, поскольку
оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной,
эмоциональной, творческой деятельности
личности.
13. Воспитательная
функция обучения. Роль предметов
обществоведческого цикла в реализации
воспитательных функций обучения.
Процесс обучения носит также
и воспитывающий характер. Педагогическая
наука считает, что связь между воспитанием
и обучением является объективной закономерностью,
также как связь между обучением и развитием.
Однако воспитание в процессе обучения
осложняется влиянием внешних факторов
(семья, микросреда и пр.), что делает воспитание
более сложным процессом. Воспитательная
функция обучения состоит собственно
в том, что в процессе обучения формируются
нравственные и эстетические представления,
система взглядов на мир, способность
следовать нормам поведения в обществе,
исполнять законы в нем принятые. В процессе
обучения формируются также потребности
личности, мотивы социального поведения,
деятельности, ценности и ценностная ориентация,
мировоззрение.
Воспитывающим фактором обучения
является, прежде всего, содержание образования,
хотя не все учебные предметы имеют равный
воспитательный потенциал. У гуманитарных
и эстетических дисциплин он выше: преподавание
музыки, литературы, истории, психологии,
художественной культуры в силу предметного
содержания этих областей представляет
больше возможностей для формирования
личности. Однако нельзя утверждать об
автоматизме воспитания на этих предметах.
Содержание учебного материала может
вызывать неожиданные, противоположные
замыслу реакции учеников. Это зависит
от уже имеющегося уровня воспитанности,
социально-психологической, педагогической
ситуации обучения, от особенностей класса,
места и времени обучения и пр. Содержание
дисциплин естественнонаучного цикла
наряду с гуманитарными предметами в большей
мере способствует формированию мировоззрения,
единой картины мира в сознании учащихся,
выработке на этой основе взглядов на
жизнь и деятельность.
Вторым фактором воспитания
в процессе обучения, если не считать систему
методов преподавания, тоже в известной
мере влияющую на формирование учащихся,
является характер общения учителя и школьников,
психологический климат в классе, взаимодействие
участников процесса обучения, стиль руководства
учителем познавательной деятельностью
учеников. Современная педагогика считает,
что оптимальным стилем общения учителя
является демократический стиль, который
соединяет в себе гуманное, уважительное
отношение к учащимся, предоставляет им
известную самостоятельность, привлекает
их к организации процесса обучения. С
другой стороны, демократический стиль
обязывает учителя осуществлять руководящую
роль и деятельность в процессе обучения.
Следовательно, для реализации
воспитательной функции обучения учителю
недостаточно знать об объективном характере
связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать
формирующее воздействие на учащихся
в обучении, учитель должен, во-первых,
анализировать и отбирать учебный материал
с точки зрения его воспитательного потенциала,
во-вторых, так строить процесс обучения
и общения, чтобы стимулировать личностное
восприятие учебной информации учениками,
вызывать их активное оценочное отношение
к изучаемому, формировать их интересы,
потребности, гуманистическую направленность.
Для реализации воспитательной функции
процесс обучения должен быть специально
проанализирован и разработан учителем
во всех его компонентах.
Надо, однако, помнить, что воспитание
учащихся осуществляется не только в школе
и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется
полностью подчинить процесс обучения
целям воспитания Необходимо создавать
условия для благоприятного формирования
школьников, оставив им право, свободу
и самостоятельность в анализе действительности
и выборе системы взглядов. Не случайно
некоторые направления в педагогике (например,
экзистенциализм) считают, что школа не
должна формировать взглядов учащихся,
а только давать информацию для их свободного
выбора.
Следует также иметь в виду,
что не только воспитание зависит от обучения,
но и наоборот: без определенного уровня
воспитанности, желания ученика учиться,
наличия элементарных навыков поведения
и общения, принятия учащимися этических
норм общества невозможно обучение. Подтверждением
этому служит отсев педагогически запущенных
учеников из школы.
14. Понятие
«содержание образования». Истоки и модели
содержания образования.
Образование – это общественно организованный
и нормируемый процесс (и его результат)
постоянной передачи предшествующими
поколениями последующим социально значимого
опыта, представляющий собой в онтогенестическом
плане становление личности в соответствии
с генетической программой и социализацией
личности.
Содержание образования – это предметнее содержание, выступающее
как, средство обучения, и представлено
оно в учебных планах и учебных программах
учебные планы – нормативные документы,
направляющие деятельность школы.
В своем структурном срезе,
образование, как, впрочем, и обучение
представляет собой триединый процесс,
характеризующийся такими его сторонами,
как усвоение опыта, воспитание качеств
поведения, физическое и умственное развитие.
В современной отечественной
педагогической науке, о чем подробно
говорится в работах В.В. Краевского, существуют
разные концепции содержания образования,
корни которых уходят в прошлое – в теорию
формального и теорию материального образования.
Каждая из них связана с определенной
трактовкой места и функций человека в
мире и обществе. Истоки противостояния
диктатуры, авторитаризма, с одной стороны,
и демократии и гуманизма, с другой, в конечном
счете восходят к разному пониманию этих
функций: человек – цель или средство,
общество для него или он для общества?
Одна из концепций содержания
образования трактует его как педагогически
адаптированные основы наук, изучаемые
в школе, оставляя в стороне остальные
качества личности, такие как способность
к творчеству, умение реализовать свободу
выбора, справедливое отношение к людям
и т. п. Данный подход направлен на приобщение
школьников к науке и производству, но
не к полноценной самостоятельной жизни
в демократическом обществе. Фактически
человек выступает здесь как фактор производства.
Другая концепция рассматривает
содержание образования как совокупность
знаний, умений и навыков, которые должны
быть усвоены учениками. «Под содержанием
образования следует понимать ту систему
научных знаний, практических умений и
навыков, а также мировоззренческих и
нравственно-эстетических идей, которые
необходимо овладеть учащимся в процессе
обучения». (И.Ф. Харламов.
Педагогика. – М., «Высшая школа». – 1990. –
с. 128). Это определение вполне согласуется
с конформистскими установками, поскольку
не раскрывает характер этих знаний и
умений и не основано на анализе всего
состава человеческой культуры. Предполагается,
что овладение знаниями и умениями (относящимися,
главным образом, к тем же основам наук)
позволит человеку адекватно функционировать
внутри существующей общественной структуры.
Достаточно потребовать от человека, чтобы
он знал и умел – не более. В этом случае
и требования к образованию соответствующие:
необходимо и достаточно передать подрастающему
поколению знания и навыки по родному
языку, математике, физике и другим учебным
предметам.