Шпаргалка по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 13:27, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука. Ее связь с другими науками. Система педагогических наук.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 189.36 Кб (Скачать файл)

 

5.    Факторы развития личности: общая характеристика.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» - социальная характеристика человека. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильно вклада, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс, характерной особенностью которого является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Фактор (от лат. - делающий, производящий) - движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Результатом развития является становление человека как биологического вида и как социального существа.

Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, а социальное находит выражение в психическом, интеллектуальном росте.

Личность - социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. 
Биологизаторский подход объясняет развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа. Развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств (бихевиоризм, Э. Торндайк). Тестирование и деление на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии с якобы природными способностями (по мнению большинства ученых, тестирование выявляет не природные способности, а уровень обученности, приобретенный при жизни). 
  Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде (детей из разных социальных слоев надо учить по-разному).

Материалистический подход утверждает, что развитие личности протекает под воздействием двух факторов: биологического (наследственность) социального (общество, семья, социальные институты). Природные данные составляют основу, возможность для развития, а преобладающее значение имеют социальные факторы, среди которых педагогическая наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка.

Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием.

Внутренние факторы развития личности: активность самой личности - ее чувства, воля, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.

Процесс и результат человеческого развития детерминируются совместным воздействием следующих факторов - наследственности, среды и воспитания.

 

 Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения - наследственность - передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей (анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности; 
  Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, обусловливающее характер; физиологические особенности: группа крови, резус-фактор, формы обмена веществ; аномалии в развитии организма; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера).

Наследуются задатки - потенциальные возможности для развития способностей - индивидуально-психологических особенностей личности. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Талант (греч.) - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные, художественные, математические, лингвистические, педагогические и др.).

Рассмотрим иерархию способностей, которые может развить человек в течение жизни, опираясь на заложенные генетически задатки.

 
 1. Задатки.

 

 2. Общие способности - уровень  общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, речь, работоспособность и др.

 3. Специальные способности.

 

 4. Групповые способности - группируются на базе задатков, общих и специальных.

 

 5. Профессиональные способности.

 

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может (примером могут служить так называемые дети - «маугли»).

Среда - реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. По интенсивности контактов выделяются: ближняя среда (домашняя) и дальняя (социальная) - общественный строй, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Влияние наследственности и среды корректируются воспитанием, которое признается главной силой, способной дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полной бессильности и бессистемности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «воспитание может все» себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Воспитание - это заполнение пробелов в наследственной программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства.

Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного наследственности и среды. 

 

9.    Дидактика как раздел педагогической науки. Ее основные понятия: обучение, образование, принципы, методы обучения.

 

Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий и didasko – изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. В начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Отсюда получаем краткое и емкое определение: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога

Деятельность обучаемых

1. Разъяснение учащимся  целей и задач обучения.

2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами).

3. Управление процессом  осознания и приобретения знаний, умений.

4. Управление процессом  познания научных закономерностей  и законов.

5. Управление процессом  перехода от теории к практике.

6. Организация эвристической  и исследовательской деятельности.

7. Проверка, оценка изменений  в обученности и развитии учащихся

1. Собственная деятельность  по созданию положительной мотивации  учения.

2. Восприятие новых знаний, умений.

3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация.

4. Познание закономерностей  и законов, понимание причинно-следственных  связей.

5. Приобретение умений  и навыков, их систематизация.

6. Практическая деятельность  по самостоятельному решению  возникающих проблем.

7. Самоконтроль, самодиагностика  достижений


 

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики.

Принципы обучения рассматриваются в современной дидактике как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Именно указанный принцип выражает ведущую цель функционирования педагогической системы, он связывает воедино основные педагогические категории (воспитание, обучение, образование), определяя их соподчиненность, а все остальные принципы выступают по отношению к указанному как рекомендации о средствах и условиях достижения главной цели – формирования требуемых черт личности, всестороннего гармонического развития обучаемых, их готовности к самореализации. Содержанием ведущего принципа является регулирование связи и взаимодействия между овладением знаниями, способами деятельности и развитием, между описательно-фактологической и оценочно-аналитической сторонами обучения, между приобщением к ценностям социума, адаптацией его в общество и индивидуализацией, сохранением и развитием уникальности, неповторимости личности.

Знания выступают не целью, а материалом строительства личности, условием ее становления. Именно поэтому в обучении всегда должны выдвигаться не только образовательные, но развивающие и воспитательные цели и задачи, разрешимые с учетом особенностей и возможностей личностного развития, социальных установок и ценностей.

Принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности. Он требует верного соотнесения ориентации на широкую эрудицию и узкую специализацию, фундаментальность и технологичность в процессе подготовки и в результатах обучения, успешного общего развития и развития специальных профессиональных способностей личности.

Социальные потребности, связанные с развитием производства, запросами очередного этапа развития науки и техники, выражаются в требовании политехнической и профессиональной направленности образования, т. е. ориентации на изучение общих научных основ и специфики многих отраслей производства и техники или на конкретную профессию.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"