Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 14:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Педагогика".
в. 1 Предмет методики разв. речи детей дошк. возр. Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Основная задача методики — разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности.
Основное содержание данного курса — формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими. Методика развития речи, как и другие частные методики, дает ответ на такие основные вопросы: 1) чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей); 2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях); 3) почему именно так учить (такими данными теории-и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи). В методической теории отражены объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее в области методики развития речи, что создавалось в отечественном дошкольном воспитании и существует сейчас. Методикой устанавливается ряд твердых норм при решении тех или иных задач развития речи (например, необходимость специальных приемов обучения рассказыванию, определенная структура занятий по заучиванию стихотворений, разнообразие речевой деятельности детей на литературном утреннике и т. п.). Важно, чтобы эти нормы были достаточно аргументированы, осмыслены каждым педагогом.
Методическая теория развивается в единстве с методической практикой. На практике проверяется правильность, жизненность отдельных методических положений, сама практика выдвигает перед наукой важные, еще не решенные вопросы. Мышление, возникшее и развившееся, как и язык, в процессе трудовой деятельности человека, является отражением окружающего его бытия. Неразрывная связь языка с мышлением обусловлена производственной деятельностью людей, необходимостью обмена мыслями, совместными действиями. Хотя язык и мышление не существуют друг без друга, они не представляют собой одного и того же явления. Мышление — отражение объективной реальности, язык же — способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Слово и понятие диалектически взаимообусловлены.
В.2.0нтолингвистика — раздел лингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь: формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка и дальнейшие возрастные изменения в языке индивида. Чаще всего трактуется как один из основных разделов психолингвистики.
Лингвистика детской речи (онтолингвистика) относится к разряду молодых научных дисциплин, получивших развитие в последней четверти прошлого века. Она входит в число современных антропоцентрических наук. Объектом онтолингвистики является речевая деятельность ребёнка, а предметом -процесс освоения детьми их родного языка. Хотя онтолингвистика зарождалась и делала свои первые шаги в России (в 20-х годах предыдущего века), однако впоследствии она получила большее развитие на Западе. Соответствующая учебная дисциплина преподается в университетах и колледжах в Европе и США, имеется большое количество учебников и учебных пособий. Важно отметить, что западные исследователи во многом опираются на достижения российских учёных (прежде всего - Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздева), ; работы которых давно переведены на I английский язык.В России судьба онтолингвистики складывалась драматично. Работы А. Н. Гвоздева, написанные на материале речи его сына и изданные в 50 60-е годы, не получили широкого распространения. Не был своевременно подхвачен и призыв И. А. Бодуэна де Куртенэ, а затем и Л. В. Щербы, обращенный к лингвистам, -исследовать факты речи ребёнка, поскольку они помогают представить «будущее состояние племенного языка». Книга К. И. Чуковского «От двух до пяти», содержащая, кроме многочисленных фактов из речи ребёнка, ряд глубоких и серьёзных лингвистических идей, воспринималась современниками преимущественно как собрание забавных и умилительных анекдотов.
В 60-70-е годы, в связи с возникновением психолингвистики как самостоятельного научного направления, возобновился и интерес к онтогенезу речи. В это самое время начинаете серьёзное изучение данных проблем и на Западе (Р. Браун, Д. Слобин, М. Брейн, М.Бауерман, Е.Кларк и др.). Приступая к изучению речевого онтогенеза, западные учёные в значительной степени ориентировались на исследования, уже имевшиеся в России. В последующие несколько десятилетий западные исследователи сумели опередить своих российских коллег - отчасти благодаря техническим достижениям, позволяющим создавать новые программы автоматического анализа текстов, продуцируемых детьми, отчасти благодаря более гибкой системе обмена научной информацией (журналы, конференции, семинары, летние школы и т. п.). Однако сильнейшей стороной отечественных исследований в области онтолингвистики была и остаётся серьёзная теоретическая база, выполненные на материале кодифицированного литературного языка.
В.З Основная канцепция и освоение ребенком родного языка. Ребенок, начинающий осваивать родной язык, находится в языковом окружении непрерывно. Важно отметить, что уже с первых лет своего существования он окружен родными и близкими, которые, используя модель бессознательного обучения, передают языковую компетентность, обеспечивая при этом многократное, разнообразное, поведенческое повторение ключевых структур: имен, местоимений, основных глаголов, названий наиболее важных предметов. Полезно заметить, что минимальный словарный запас, передающийся в первую очередь, является актуальным для ребенка и поддерживает механизмы его общения и освоения внешнего мира. Достаточно рано ребенок начинает осваивать целостные языковые структуры, набор логически связанных предложений. Таким образом, уже с раннего возраста происходит комбинация индуктивного и дедуктивного способов обучения. Традуктивный способ обучения буквально следует за двумя предыдущими, особенно в те моменты, когда ребенок начинает подбирать различные смысловые контексты для усвоенного нового слова или фразы, а также для конструирования различных вариаций слов (субъектное словообразование). Так, ребенок легко может сконструировать что-то, вроде: "этот людь" или "деньгов нет". На уровне поведения дети обеспечивают многообразие действий, буквально манипулируя всевозможными предметами. По сути, дети учатся деятельности и языку одновременно, что крайне слабо обеспечивается в традиционных обучающих технологиях. С нашей точки ^ зрения, хорошо отработаны собственно учебные приемы деятельности (письмо, чтение, произношение отдельных звуков и т. д.), направленные на внешнее воздействие без учета внутренних составляющих субъектного опыта. В то время как освоение языка и деятельность соединены в смысловом контексте. Когда ребенку необходимо что-то взять, он легче ; всего запоминает "дай" и так далее. Кроме I того, на этом уровне обеспечивается ^ полимодальное восприятие: ребенок i слышит ключевые слова или фразу, часто t производит по этому поводу какие-либо действия и смотрит на предмет, к которому они относятся. Таким образом, подключаются все сенсорные репрезентативные системы: вижу - слышу - чувствую, а также вкус и запах (ВАК). В этот момент интересным образом происходит перераспределение произвольного и непроизвольного внимания. Развитие речи на раннем этапе является неосознанным фокусом внимания для ребенка (входит в сферу непроизвольного внимания), а затем, наоборот, когда ребенок начинает закреплять причинно-следственные связи между освоенной речью и результатом, языковые формы становятся все больше сознательным фокусом внимания (произвольное внимание). В традиционных моделях обучения чаще доминирует произвольное внимание, поэтому обучение становится самоцелью, а не средством для чего-то большего: адаптации к жизни, построения эффективного будущего, более полной самореализации и т. д. По многим исследованиям развития речи у детей отмечается интересная закономерность: последовательность появления звуков в лепете (сначала губные согласные Б, П, М, потом переднеязычные мягкие Дь, Ть и т п) аналогично последовательности появления звуков в словесной речи. Получается, что ребенок как бы дважды проходит путь освоения звуков родного языка: сначала происходит репетиция в форме игры, забавы, веселого развлечения, затем - сложный и трудный этап освоения тех же звуков в составе слов. На первый взгляд, кажется удивительным, что ребенок, без труда произносивший в период лепета самые разнообразные и сложные звуки, затем медленно и с величайшим трудом учится членораздельно произносить их в составе слов. Однако на самом деле ничего удивительного в этом нет. Все дело в том, что в лепете царила непроизвольность. Перед ребенком не стояло задачи воспроизвести определенный звук, имеющий в качестве эталона какой-либо звук родного языка. Что же касается произношения того или иного звука в составе слова, то тут уже требуется произнести его так, чтобы быть понятным, т.е. подстроиться под определенный эталон, контролируя себя, соизмеряя сложную работу мышц речевого аппарата и звуковой образ слова, а это уже достаточно трудная задача. К девяти-десяти месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (ма-ма, па-па). Обычно к году словарь возрастает до десяти-двенадцати, а иногда и большего количества слов (баба, кис, му, бэ и др.). Лепет ребенка около года и позже вступает в новую стадию. Речь формируется по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (это те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами, показывает его при назывании). Постепенно у ребенка развивается и активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам словарь у детей насчитывает минимум 50 слов. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно к трем годам они 4 усложняются. Словарный запас-250 слов. Фраза удлиняется и усложняется, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к пяти-шести годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения.
К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.
Еще одна особенность освоения языка детьми заключается в том, что, обучаясь, ребенок осуществляет множество активных попыток, пока не освоит какую-либо новую для него языковую структуру. По нашему мнению, кажущаяся легкость освоения языка детьми связана с тем, что легко обеспечивается фаза коррекции (по сравнению с обучением в более взрослом возрасте). Все взрослые обычно спокойно относятся к любой ошибке ребенка, она для них является естественной, что позволяет и детям подобным образом относиться к своим погрешностям. В младшем возрасте дети еще не испорчены, системой образования и делают ошибки естественно, удачно справляясь с ними и, таким образом, значительно быстрее продвигаясь в обучении. Обратная связь, которую ребенок получает от взрослых, обычно позитивна. Например, если ребенок ошибается, говоря "масина", взрослые сразу дают верный вариант: "Правильно, машина!" - что, несомненно, Г является мощным и многократным позитивным подкреплением (якорением), которое делает процесс обучения комфортным и радостным. Проводя параллель с традиционным обучением, нетрудно заметить преобладание негативной обратной связи от учителя и сверстников. Например, когда ученик устно пересказывает текст, его всякий раз прерывают: "Нет, неверно, не "табл", а "тейбл".
Необходимо заметить, что в первом случае выделяется правильный вариант, а во втором — происходит невербальное и эмоциональное маркирование неправильного или одновременно верного и ошибочного вариантов (негативное якорение). Ситуация осложняется еще и тем, что в этот момент ученик осознает: в ситуации оценивания учителем и сверстниками находятся не только его навыки, но и личность (смешение логических уровней). И то и другое, в случае отрицательного результата, приводит к повышенной тревожности, дискомфорту, а в случае многократного повторения - и вовсе потере интереса к обучению. Нередко таким образом формируется страх к разговорной практике. Даже от взрослых людей можно часто услышать: "Десять лет язык учил в школе, продолжал пять лет в институте -все понимаю, но ничего сказать не могу".
С точки зрения поддержания состояний, важно отметить, что в процессе обучения дети постоянно поддерживают состояние незнания, любопытства и интереса
4. Дословный этап разв. речи. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка - слух, зрение, обоняние, осязание - были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи, развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это зависит в значительной степени от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая (развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие. Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка -состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышлениях физическое (соматическое) состояние. В дословный период (обычно именно так называют время до появления в активной речи первых слов) ребенок чрезвычайно чуток к языку, издает короткие или певучие звуки, открывает для себя возможность вступать в общение со взрослыми через звуки и жесты. Уже в момент рождения мозг ребенка и его органы чувств подготовлены к усвоению языка. Есть основания считать, что ребенок способен слышать еще до рождения, а новорожденные явно предпочитают голос матери остальным голосам. Прежде всего, ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. Затем появляется лепет (4-7,5 месяца). Это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка, его хорошем настроении. Лепетать ребенок начинает в возрасте около полугода, иногда раньше, иногда позже. Сначала ребенок издает короткие звуки, внешне напоминающие сочетания «согласный гласный». Постепенно лепет усложняется. Усложнение идет по нескольким линиям. Во-первых, возникают все новые и новые сочетания звуков. Во-вторых, удлиняются звуковые последовательности: если вначале ребенок произносил один слог, то 3 вскоре возникают цепочки слогов, включающие три, четыре и более одинаковых слога. Постепенно слоговые цепочки становятся все более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги. В лепете шести-семимесячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации, причем все более определенно просматриваются контуры интонационных конструкций, свойственных именно родному языку. Замечено, что лепечут и глухие дети, но постепенно их лепет затухает и прекращается. В каком смысле лепет представляет собой «предречь»? Только в том, что происходит упражнение речевого аппарата, что ребенок учится прислушиваться к себе, соизмерять слуховое восприятие и двигательные реакции. Развивается контроль за дыханием, изменяются параметры тона, громкость звуков.
В. 5 Освоение детьми лексичных адинак, овладение значением слова. Уже в 30-50 годы методистами делаются попытки прорыва к освоению содержания слова на уровне «значения» и даже «смысла», указывается на необходимость знакомить детей со средствами языковой выразительности. Последующая научная разработка проблемы освоения дошкольниками связана с исследованиями В. И. Логиновой и её учениками. В исследованиях учёных этой группы было дано научное обоснование возможности и необходимости усвоения детьми социально закреплённого содержания слова, то есть слова на уровне «значения», раскрыт логический механизм работы над элементарными бытовыми понятиями и направления этой работы.
Исходя из этого, можно определить этапы овладения словом детьми дошкольного возраста, раскрыть обеспечивающие их психологические механизмы: 1 этап - слово-обозначение (целостное восприятие предметов и явлений);
2 этап - слово-представление (дифференцированное восприятие предмета – с выявлением его признаков);
3 этап
- слово-значение (обобщение на основе
выделения существенных
В.6 Овладение детьми звукопроизношением. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие ([с]—[с'], [з]—[з'], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [щ.], [ч]) и сонорные звуки ([л]-[л'], [р]-[р'])-Неправильное произношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школьном возрасте может появиться переживание дефекта. Сверстники замечают искажение звуков, высмеивают, взрослые постоянно делают замечания, в школьных тетрадях появляются необычные ошибки. Ребенок начинает стесняться во время общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках с рассказыванием стихов, чувствует себя в занятиях и уроках, неудовлетворительных русскому языку.
B этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно со стороны взрослых не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. В одних случаях требуется помощь логопеда, в других — достаточно индивидуальных занятий с педагогом, родителями. При этом участие родителей в речевой работе обязательно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: необходимо вызвать интерес у детей, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие средства, побуждающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.
Довольно успешно можно использовать следующие приемы: называние и дорисовывание недостающих картинок, обобщение понятий одним словом, исключение неподходящей картинки, договаривание слов и отгадывание загадок, разучивание потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок, стихов, игры со словом, работу со связным текстом, сопровождение речи движением, обводку и раскрашивание рисунков комментированием, разнообразные упражнения по звукобуквенному анализу и многие другие.
В7. Овладение морфологией и синтаксисом. Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией. Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией. Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем: кричать - крик; пугь путник; грузовой - грузов-ик; слабый - слаб-ость; под одеялом - под-одеялъ-ник; порядок -бес-порядок; спускать - спус-кать-ся; везти - в-везти, вы-везти, бежать - в-бежать, вы-бежать, при-бежать; тащить -в-тащить, вы-тащить, при-тащить. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительностью». В основе детского словотворчества лежат те же закономерности, что и в основе овладения флективной системой языка. Явления словоизменений и словообразований -однопорядковые. По существу они представляют собой результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, в ходе которой проходит это отражение. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка».